Критическое мышление на визуальной и устной основе на уроках математики


Тема: Критическое мышление на визуальной и устной основе на уроках математикиАвтор: Республика Казахстан
Павлодарская область Актогайский район
Приреченская средняя школа
учитель математики и физики Сейсембаева Ляззат Сансызбаевна
Обоснование и методика использования модуля
«Обучение критического мышления» в серии последовательных уроков
«Рефлексивное преподавание предполагает критические размышления над тем, что изучили учащиеся, что в свою очередь требует исследования, записи и оценивания поведений и навыков критического мышления, которые они демонстрируют. Данные навыки будут очевидно проявляться при выполнении заданий, требующих от них рассмотрения и обсуждения определенных доказательств». [РУ. стр.158]
Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.
На базовом уровне процесс критического мышления включает:
сбор информации;
оценку и критический анализ доказательств;
гарантированные выводы и обобщения;
пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.
[Рук.стр.154]
На своих уроках процесс критического мышления в классе я организовала через:
отбор и сортировку полученной информации;
постановку вопросов по изученной теме;
анализ и синтез полученных результатов (составление карты опыта);
применение полученной информации для исследовательской работы.
Основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.
Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений.
наблюдение;
анализ;
вывод;
интерпретация [Рук. стр.154-155].
- Что я делала на практике?
На практике я организовывала процесс критического мышления с целью:
- повысить эффективность восприятия информации;- повысить интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- уметь критически мыслить;- уметь работать в сотрудничестве с другими.
Развитие критического мышления в серии четырёх уроков.
На первом уроке я использовала отбор и сортировку предложенных фигур на основе визуальных свидетельств. Учащиеся, работая в группах, распределяли геометрические фигуры по каким-то признакам. Отбор и сортировка полученной информации послужила мотивацией для выполнения последующих заданий. Для выполнения этого задания учащиеся применяли ранее полученные знания.
Для достижения успешности критерия (Я могу распределить виды четырехугольников по их признакам и свойствам) применена стратегия «Свободное обсуждение» (беседа – опрос) и составление таблицы.
Лев Выготский, русский психолог, написал что речь и мышление тесно связаны друг с другом. Речевой процесс помогает нам учиться путем произношения наших мыслей и развития концепции, используемой для понимания мира. Коммуникация и понимание улучшаются с практикой. Следовательно, возможность говорить очень важна для развития понимания. [Новое КМ]
На втором уроке я использовала стратегии «Карусель» и заполнения кластера. Каждой группе выдаются 4 текста разного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом, записывая в тетрадь опорный конспект или план своего рассказа.
На третьем уроке я использовала исследовательскую работу. Учащиеся первую часть задания выполняли в паре, далее они соединяли части, чтобы получился связный текст (работают всей группой). В следующем задании учащиеся должны были сформулировать свои выводы по исследовательской работе, где синтезировали полученную ранее информации, и в конце они должны были доказать теорему. При этом они исследовали – искали пути решения.
На четвёртом уроке я использовала творческое задание, где учащиеся должны были составить кроссворд на тему «Четырехугольники». При выполнении этого задания ученики исследовали, доказывали, чтобы далее применять свои знания в дальнейшей работе.
- Что из этого вышло?
Учащиеся, выполняя это задание, научились выполнять творческую работу, применяя знания, приобретенные по разделу «Четырехугольники». У них развивалась речь, мышление, кругозор, пополнялся словарный запас слов.
На практике в серии уроков была оказана помощь в выстраивании понимания детьми их собственных процессов обучения, включая
Оценку
Объяснение
мышление
Известно, что у большинства учеников есть трудности восприятия информации и формулировaния целей. Оценивaние своей деятельности помогaет преодолеть эти трудности.
После проведения серии последовательных уроков я сделала выводы своей рaботы: нa одном уроке можно применять рaзличные приемы, которые помогут более эффективно рaзвивaть умения рaботы с текстом и aктивизировать деятельность учaщихся нa уроке.
Применение стратегии критического мышления обеспечивaет сaмостоятельность, aктивность учеников в их совместной рaботе в учебном процессе; рaзвивaет критическое мышление.
Критическое мышление способствует учащимся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Критическое мышление способствует учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.