Доклад на тему: Технология развития критического мышления на уроках русского языка.


Южно- Казахстанскиий область
Район Байдибек
Основная средняя школа Таскудык








Доклад
Тема: Технология развития критического мышления на уроках русского языка.


Выполнила: Кошербаева Эльмира Тураровна.
Учитель русского языка и литературы


















2014-2015 учебный год
І Введение.
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный этап развития общества характеризуется социально-экономическими преобразованиями, ставящими достаточно сложные, трудноразрешимые задачи. Обществу требуются личности с активным мышлением, развитыми творческими способностями. Перед современным образованием остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Вместе с тем анализ деятельности современной  школы, научно-педагогической литературы позволил выявить противоречие между возрастающей потребностью общества в развитии творческого потенциала, активности и недостаточной сформированностью этих качеств у учащихся. В свою очередь это противоречие обусловлено несоответствием между:
- необходимостью развития активной личности школьника умеющей принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения и существующими традициями в системе образования;
- потенциальной способностью каждого ребенка к творчеству и невооруженностью его умениями, навыками и приемами проявления этой способности.
В связи с этим возникает необходимость поиска таких форм и методов работы, которые разрешили бы эти противоречия и позволили бы сформировать данные качества у ребёнка.
Среди инновационных технологий обучения детей творчеству и формирования активной личности ведущее место занимает теория развития критического мышления. Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется на основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно-деятельностного подхода. Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования. Технология развития критического мышления способствует формированию мыслительной деятельности школьников, позволяет сделать учебный процесс содержательным и
Практическим, доступным и интересным.

ІІ Основная часть.

Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.
В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель: 
1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия. 
1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. 
 Вызов  Цели:  а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика;  в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы. 
 Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.
 
2.Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями.  
Чтение и осмысление текста
Цели:  а) организация активного восприятия текста;  б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста;  в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте. 
Значение смысловой стадии. 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; 2) Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания (пример с хорошим и плохим читателем). В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным; 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.
3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
 Рефлексия
Цели:  а) обеспечить закрепление полученных знаний;  б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения;  в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания;  е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.
 Значение стадии размышления (рефлексии): 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия - «рефлексия» - есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. 
Что принципиально новое несет технология критического мышления? 
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. 
На каждой стадии урока используются свои методические приемы.
Стадия вызова
Функции:
-Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);
-Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);
-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
 
Приём №1 «Что я знаю»
1)Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
   Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
 
 
 Приём №2 «Верно – не верно»
1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению,  оно не верно. 
 
Тема «Местоимение»
- Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.
-В предложении  местоимения бывают только подлежащим.
- В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.
- Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
- Местоимения изменяются по падежам и числам.
- В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом. 
 
 
По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка
 Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.
 
Приём №3 «Кластер»
      Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её. 
(целесообразно использовать перед стадией осмысления)
Цель:
- установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.
 
Кластер 
-(пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков.
 Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. 
Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. 
 
Приём №4 «Взаимоопрос»
Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала
  
Приём №5 «Самоанализ»
Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.
 
Содержание урока. Знаю. Уверенно. Надо повторить.
1.
2.
3.
4.
 
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. 
Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.
Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 
1.На уроке я работал                                       активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен
3.Урок для меня показался                            коротким / длинным
4.За урок я                                                          не устал / устал
5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже
 
6.Материал урока мне был                              понятен / не понятен
                                                                               полезен / бесполезен
                                                                               интересен / скучен
 
7.Домашнее задание мне кажется                  легким / трудным
                                                                              интересным / неинтересным
 
Приём №6 «Эссе»
Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. 
      
Предлагается ответить на вопросы:
    - Что узнал и чему научился на уроке?
    - Что хотел бы узнать?
 
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.  
 
Пример использования
Урок русского языка. 5 класс
Тема: «Понятие о существительном».
План урока.
1. Учитель сообщает учащимся тему урока.
2. Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске).
3. Объединившись в группы, ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров, например, такого типа:


4. Презентация кластеров. Выбор наиболее интересного варианта.
5. Чтение п.70 (т) индивидуально каждым учеником. Фиксирование помет на полях во время чтения.
6. Заполнение таблицы ИНСЕРТ.
V
+

?

– обозначает предмет; – падежные вопросы; – морфологические признаки (род, число, падеж, склонение); – род (м., ж., ср.); – число (ед., мн.) – падеж (6); – склонение (1, 2, 3); – в предложении – ____, _ _ _ _
– самостоятельная часть речи; – классифицируют-
ся по значению на конкретные, отвлечённые, вещественные, собирательные; – имеют род; – изменяются по числам и падежам; – н.ф. – им. п., ед. ч.; – в предложении – любой член.
– самостоятельная часть речи.
– Что такое склонение? – При каких условиях сущ. может быть определением в предложении? – Почему одни сущ. отвечают на вопрос кто?, а другие –что? – Почему одни сущ. пишутся с большой буквы, другие – с маленькой, а третьи – в кавычках?

7. Обсуждение результатов работы в парах.
8. Коллективное редактирование кластеров.
9. Домашнее задание – составить устное сообщение о существительных с опорой на кластер, приводя собственные примеры.
10. Учитель обращает внимание учеников на графу «?» и говорит о том, что это темы будущих уроков, на которых и будут даны ответы на эти вопросы.

ІІІ Закрепление.
 
  Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Технология развития критического мышления помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Цели развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют  интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования. В результате стратегии и приемы, лежащие в основе новых подходов к обучению, становятся не только  частью их педагогического опыта, но и двойственным средством для достижения этих задач.
После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что технология развития критического мышления не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению. Смысл образовательного процесса  состоит не в строгом следовании алгоритму, а в свободном творчестве педагогов и учеников, работающих с использованием новых технологии. 







Использованные литературы.

Руководство для педагога. 2012г

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. материалы из портала.


Русский язык и литература в казахской школе.

Материалы из интернета

Picture 1915