Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема

Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема

Конец ХХ – начало ХХI вв. характеризуется кардинальными изменениями в социально-профессиональной структуре и на рынке труда. Причём, как на глобальном, так и локальном уровнях.
На глобальном уровне эти изменения проявляют себя в формировании структуры процессов профессионального и образовательного самоопределения, принципиально нового мировоззрения, которое позволяет человеку совершать профессиональный выбор несколько раз в течение своей жизни. Если раньше чёткое видение своего профессионального будущего имело большое значение для человека, то сейчас данное обстоятельство утратило своё значение: в течение своей профессиональной деятельности человек может сменить свою профессию несколько раз без особого сожаления.
На локальном уровне к этим требованиям добавляются ещё и:
важность ускоренного приспособления социальных групп к условиям рыночной экономики в связи с кардинальными изменениями в рынке труда и появлением бизнеса, ориентированного на поиск и отбор высококвалифицированных специалистов;
разрушение отношений между различными социальными институтами, например, между институтами образования и сферой занятости, которое проявляется в снижении привязки образования к определенным рабочим местам и профессиям, и ориентации процессов профессиональной подготовки на востребованные квалификации.
В нынешних условиях информационно-технологического и социально-экономического развития растут требования к таким качествам людей, как способность свободно выбирать профессию, высокому уровню профессионализма и готовность к непредсказуемым ситуациям. Отсюда вопрос готовности человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимым.
Понятие профессионального самоопределения по-разному трактуется исследователями данного вопроса.
Так, Р.С. Немов в своих исследованиях обозначает понятие профессионального самоопределения как осознанный выбор человеком профессии для себя [5; 200].
С этим мнением согласен И.М. Кондаков, который говорит о моменте выбора профессии, как об отдельном этапе профессионального развития, который проходят все выпускники общеобразовательных школ [6; 282].
Противоположной точки зрения придерживается В.Б. Шапирь, который предполагает, что профессиональное самоопределение является неким процессом, охватывающим весь период профессиональной деятельности индивида: от возникновения профессиональных намерений до полного окончания человеком его трудовой деятельности [7; 395].
Эти два подхода объединяются в определение В.Н. Дружинина. В его трактовке профессиональное самоопределение – это выбор профессии на основании анализа, самооценки своих собственных ресурсов и соотношение их с требованиями профессии и дальнейшее формирование субъекта как профессионала своего дела и субъекта труда [8; 421].
В педагогической энциклопедии это понятие рассматривается как некий процесс формирования субъектом личностного отношения к профессиональной деятельности и способностью его реализации через взаимодействие личностных и профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [9; 224].
Н.С. Пряжников рассматривает сущность профессионального самоопределения как поиск и открытие собственного смысла в выбираемой, постигаемой и осуществляемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения [10; 10].
При этом нахождение этого самого смысла является достаточно сложной проблемой для самоопределяющегося человека. Касательно к профессиональному самоопределению смыслом можно считать выбор такой профессии, которая бы предоставляла возможность получать заработную плату в соответствии с потраченными усилиями.
Другой вариант смысла – это стремление к элитарности. Все мы мечтаем в одночасье разбогатеть, как правило, в своих мечтах мы не прилагаем к этому каких-либо значимых усилий. Таких мечтателей можно наблюдать повсюду – это те люди, которые, не обладая выдающимися талантами, умеют хорошо устроиться в этой жизни. К сожалению, идея авантюризма сегодня достаточно популярна среди выпускников школ и вузов. В.А. Поляков выделяет две главные цели при построении «успешной» карьеры: добиться высокого положения в обществе и высокого дохода. При этом элитарность в профессиональном самоопределении подразумевает не только престиж профессии и получение высокого дохода, но и созидательное построение своей жизни, нацеленность на высшие человеческие идеалы и ценности [11; 331].
Профессиональное самоопределение находится во взаимосвязи с процессом построения карьеры. Карьеру можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В первом значении – это «общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни». Во втором смысле – это «становление работника как профессионала, квалифицированного специалиста в своей отрасли деятельности, которое происходит на протяжении всей трудовой жизни работника» [3; 12]. Карьера как профессиональный рост свидетельствует о высокой квалификации работника. Вместе с тем карьера – это и достижение определённого статуса в профессиональной деятельности, занятие определённой должности.
С помощью профессии происходит самовыражение личности человека. Труд – важнейшее средство для самореализации личности, хотя личность может реализовать себя и в непрофессиональных увлечениях (семья, хобби), и здесь профессиональное и социальное существует как бы параллельно. Человек в течение своей жизни корректирует профессиональную деятельность, исходя из своих ценностных ориентаций, установок и мотивов. В отдельных случаях это может привести и к смене профессии. Как проходит профессиональное развитие (достижение вершин, профессиональное старение и т. д.) – всё это в руках личности. Профессионализация оказывает влияние на личность, стимулируя или, наоборот, разрушая её [4; 57].
Процесс самоопределения длится у человека всю жизнь. Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы человеческих отношений, от зрелости, готовности и мотивации личности. Смысл самоопределения можно обозначить как поиск субъектом смысла своего существования, а также профессии и работы в соответствии с затраченными усилиями, которые давали бы возможность получать справедливую общественную оценку труда в соответствии с вкладом человека в общее дело [1; 67].
Профессиональное самоопределение может активизироваться на разных этапах профессионализации, что связано с рядом объективных и субъективных факторов. К числу объективных факторов можно отнести: закрытие или перепрофилирование предприятия, сокращение рабочих мест, отсутствие вакансий и т. д. К субъективным же факторам относятся: формирование, утрата или отсутствие у субъекта труда профессиональной идентичности; динамика профессиональной мотивации; становление, стабилизация или распад её структуры.
Следствием активизации профессионального самоопределения является реализация различных форм профессиональной деятельности и формирование различных типов профессиональных установок. К профессиональным установкам можно отнести поиск нового места работы или дополнительных ресурсов в рамках старой деятельности, формирование готовности к переходу на новое место работы или смене статуса, увольнение с работы, повышение квалификации и ряд других.
Индивидуально-личностные особенности, принадлежность к определённой социальной группе, а также гендерные отличия – факторы, влияющие на сроки самоопределения. Ввиду того, что сроки социального взросления у каждого индивида разные, профессиональное самоопределение у разных людей происходит в разных возрастах [2; 52]. Разница может быть и в профессиональном самоопределении между людьми, вышедшими из разных социальных слоёв, или же в зависимости от их половой принадлежности (например, женщина, всю жизнь являющаяся домохозяйкой).
Ситуация профессионального самоопределения наиболее характерна для подростка. В этом возрасте выбор профессии становится важнейшим личностным новообразованием. В то же время, например, безработный также может оказаться в ситуации оптанта (от лат. оptantis – желающий, выбирающий). Поэтому оптацию можно считать и определённым этапом профессионального самоопределения, и циклическим процессом, когда человек не раз оказывается перед выбором профессии, учебного заведения или места работы. Существует также разница в оптации подростка и взрослого человека: если подросток делает свой первый в жизни выбор профессии, то зрелый работник самоопределяется относительно ответственного выбора, что связано, например, с решением вопросов собственной карьеры. Профессиональное становление охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности. В течение этого времени у человека изменяются жизненные и профессиональные планы, ведущая деятельность, сама структура личности, меняется социальная ситуация. Отсюда возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии с выделением их основных критериев.
Таким образом, можно констатировать, что главное содержание перемен в профессиональной сфере в современных условиях сводится к положению, когда возрастающая свобода человека становится причиной необходимости самостоятельного выбора профессии личностью. Профессиональное самоопределение личности занимает весь период профессиональной деятельности, выступая как процесс становления субъекта профессиональной деятельности. Оно не сводится исключительно к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс развития личности.
Список использованной литературы

Андреева, Н.Д. Профессиональная ориентация учащихся / Н.Д. Андреева. – М.: Просвещение, 2003. – 243 с.
Артемова, Л.А. Профиль обучения диктует региональный рынок труда / Л.А. Артемова // Народное образование. –2003. –№ 4.– С 15-16.
Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Т.М. Буякас // Вопросы психологии.– 2002.– № 2.– С. 11.
Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики / Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 154 с.
Бланк, А.Ф. Моделирование и конструирование женской одежды / А.Ф. Бланк, З.М. Фомина. – М.: Академия, 2000. – 197 с.
Бердник, Т.О. Дизайн костюма / Т.О. Бердник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 205 с.
Брун, В. История костюма / В. Брун, М. Тильке. – М.: Академия, 2001. – 136 с.
Бодрова, В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие / В.А. Бодрова. – М.: Академия, 2001. – 225 с.
Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев: Наук.думка, 1998. – 125 с.
Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника/ А.Е. Голомшток. – М.: Академия, 2004. – 243 с.
Горностаева, З.Я. Проблема профессиональной консультации в школе / А.Е. Горностаева // Открытая школа. – 1998. – №2.– С.22-23.