Блок уроков по организации интенсивного обучения русскому языку для учащихся 7 – 9 классов


Автор: Киржинова Рая Мухарбиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 а. Кошехабль.
Описание материала: Предлагаю вам блок уроков по организации интенсивного обучения русскому языку для учащихся 7 – 9 классов.
Целью данных уроков является дать уже на ранней стадии обучения доступный учащимся круг знаний, сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки связанного изложения текста в устной и письменной форме. При этом ставка делается на благоприятный возраст учеников (еще нет потери интереса к учебе, прекрасная память, стремление каждый раз узнавать новое).
Урок-поиск
На уроке нередко возникают ситуации, когда ученики испытывают трудности в понимании того или иного вопроса. Иногда (с целью лучшего усвоения темы) сама создаю атмосферу поиска. Так было при изучении обособления предложений с сюрпризом как. На доске написаны предложения:
Иванов известен как лучший хирург.
Илюше, как резвому мальчику, хочется все сделать самому.
Илюшу знают как рассудительного мальчика.
На другой доске образцы рассуждения:
(Если приложение с союзом как имеет значение причины…Если приложение с союзом как имеет значение «в качестве»…)Прошу ребят, внимательно прочитав примеры, самостоятельно сделать вывод об обособлении приложений с союзом как. Спрашиваю ребят, в чем трудность подобной задачи. Они приходят к выводу, что трудно отличить причинный оборот от значения «в качестве». Тогда обращаю их внимание на порядок слов в предложении. Дети сами находят такую особенность: если как стоит после подлежащего или дополнения, предложение принимает смысл причинности и запятая ставится. Если как стоит после сказуемого, появляется возможность замены «в качестве», запятая не ставится. Дети приводят собственные примеры: Леонтьев, как человек осторожный, г=никому ничего не сказал. Свой путь в науку он начал как участник экспедиции. Я говорю об этом не только как зритель.
Далее предлагаю распределительный диктант, чтобы дети могли убедиться в правильности сделанного выбора.
Урок ролевой игры. Турнир интеллектуалов.
П р о с т о е п р е д л о ж е н и е.
Цель игры – предупредить у ребят нарушение синтаксических норм и ошибок в построении предложений. Играющие получают карточки с правильным и неправильным текстом. Нужно мгновенно выбрать (или сказать) правильный текст. В противном случае турнир проигрывается, а место проигрывающего занимает новый игрок (интеллектуал).
Т е к с т н а к а р т о ч к а х.
Дед и внук ловили рыбу в своей шаланде. На столе была видна необыкновенно причудливая рамка с портретом подруги в виде осьминога.
Мы увидели сидящую белку на сосне. Проезжая по мосту через реку, у меня закружилась голова. Оплачивайте за проезд. Восхищаюсь перед тобой. Восхищаюсь тобой. Он поинтересовался об этом. Беспокоиться за сестру, вера в дружбе, гордиться за брата, жажда к знаниям, к космонавтике, надеть мальчика в пальто, повторить о задании, разлучаться друг от друга; управлять движение; Уходя из школы, нам сказали о собрании. Придя домой, уже стемнело. Заигравшись дети на улице, поздно пришли домой и т.д.