Сценарий внеурочного занятия на тему Весна пришла, песню нам принесла


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Сценарий внеурочного занятия на тему:
«Весна пришла, песню нам принесла»
Составила: Дрогалёва Елизавета,
студентка 4 курса
специальность 050146
«Преподавание в начальных классах»
Методист: Шевченко Е.И.
2016 год
Класс: 3-4
Тема: «Весна пришла, песню нам принесла»
Цель: познакомить с весенними русскими народными праздниками, музыкой, песнями, закличками, обрядами.
Задачи:
Развивать интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
Продолжать знакомить с фольклорным материалом;
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
Воспитывать уважение к отечественным традициям, местным обычаям, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Оснащение занятия:
Материалы для учащихся: тексты песен и закличек, птички с пожеланиями
Материалы для учителя: сценарий, презентация, аудио- и видеоматериал, материал для рефлексии «Цветик-многоцветик».
Ход занятия
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас, ваши радостные лица, ваши улыбки и надеюсь, что сегодня наше общение принесёт всем нам радость. Учитель: Ребята, а какое сегодня число?
Дети: 1 марта.
Учитель: А что сегодня за день?
Дети: Первый день весны.
Учитель: Весна... как прекрасна природа в это время года! Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!
Слайды с фото весенней природы
Учитель: Ребята, что происходит в природе с приходом весны?
Ответы детей (становится теплее, солнце светит ярче, распускаются цветы и т.д.)
Учитель: Вы правы. Весной возвращаются из тёплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Послушайте, как порывиста, по-весеннему стремительна песня Антонио Вивальди «Весна». Слушайте внимательно, потом я задам вам вопросы.
Звучит песня А.Вивальди «Весна»
Учитель: Какое настроение у этого произведения?
Дети: Мечтательное, светлое, радостное и т.д.
Учитель: О чём нам рассказала эта музыка?
Учитель: Мелодия устремляется вверх радостно, восторженно, приветливо, словно весенний свежий ветерок. В музыке, чувствуются весенняя восторженность, взволнованность и в то же время нежность.
Учитель: Давайте вспомним, какие весенние месяцы вы знаете? А как называли март на Руси в древности? (капЕльник, грачЕвник, протАльник, бЕрезень, водотЁк.) На Руси очень любили это время года и сочиняли много поговорок, стихотворений, пословиц, скороговорок про весну. И сейчас мы прочитаем некоторые из них.
Учитель: В древности на Руси предки ждали прихода весны. Как вы думаете, почему?
Учитель: Ребята, помимо изменений в природе весной к нам приходят и разные праздники. Какие весенние праздники вы знаете?
Дети: 8 марта, 1 мая, 9 мая.
Учитель: А слышали вы когда-нибудь про такие праздники, как овсянничек и жаворонки?
Дети: Нет!
Учитель: Сегодня я хочу познакомить вас с этими праздниками. А вы знали, что весну встречали несколько раз?
Первая встреча весны – 15 февраля. СрЕтенье, по – савянски означает встреча. На сретенье зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотения только тает.
3 марта, наступал следующий праздник «Овсянничек». В этот день кормили птиц печеньем из овсЯной муки – овсянничками. Верили, что сытые птички будут весело петь, услышит Весна – красна их песенку и придет поскорее. Давайте и мы с вами споем закличку, позовем Весну, чтобы она скорее пришла.
Учитель: Сначала послушайте её.
Исполнение заклички Весна красна, Весна ясная!
Весна приди!
Три угодья принеси:
Первое угодье – в лугах половодье,
Второе угодье – солнце на подворье.
Третье угодье – зеленое раздолье.
Уууууух!
Учитель: Теперь давайте попробуем исполнить её.
Исполняют закличку.
Учитель: Вставайте в хоровод и ещё раз исполним закличку.
Дети встают в хоровод и исполняют закличку:
Учитель: Присаживайтесь на свои места. Следующий праздник, о котором я хотела бы вам рассказать – «Жаворонки». Это второе закликание Весны. Празднуется он 22 марта – этот день совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Матери пекут из теста «птичек», с которыми дети бегают, зазывая их прилететь. Если детям встретится какая-то перелётная птица, то это на радость. Осчастливленные, все вместе возвращаются в село, поют веснянки. Послушайте одну из таких веснянок.
Звучит веснянка на украинском языке
Учитель: Вы прослушали веснянку на украинском языке. А теперь я предлагаю вам разучить веснянку на русском языке. Послушайте 1 куплет веснянки.
Исполнение первого куплета
Стало ясно солнышко припекать, припекать.
Стало землю солнышко согревать, согревать.
Учитель: Ну что давайте попробуем исполнить веснянку? Остальные куплеты поются на той же мелодии.
А в лесу подснежники расцвели. Расцвели.
Много цвета нежного у земли, у земли.
Громче стали голуби ворковать, ворковать.
Журавли и ласточки прилетать, прилетать.
Учитель: Как вы думаете, были ли на Руси какие-нибудь символы весны?
Учитель: Птица была символом весны, тепла и радости. Люди верили, что весна скорее придёт, если её позвать. Для этого устраивали весёлые весенние праздники с закличками, пением, плясками и играми.
Учитель: Одной из таких игр является хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Я предлагаю вам поиграть в эту игру. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Я начну. Я вхожу в ручеёк и могу взять себе пару, кто остаётся один – тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Хоровод-игра «Ручеёк» под песню «Выйди, выйди, Иванку»
Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Учитель: Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.
Я предлагаю вам посмотреть на экран.
Видеофрагмент «Полёт и пение жаворонка»
Учитель: Ну что, действительно красиво? Я предлагаю вам разучить русскую народную песню «Веснянка». Внимательно послушайте, как она исполняется, и посмотрите на движения, которые мы будем выполнять.
Жаворонки прилетали,
Дети взмахивают руками, как крыльями.
Весну-красну отмыкали.
Пальцы одной руки собирают в щепоть и вращают ими в середине раскрытой ладони другой руки.
Серы снеги покатились, в реках воды появились.
Вытягивают руки перед собой и выполняют волнообразные движения кистями рук.
Вы не клюйте песок, не тупите носок.
Грозят пальцем.
Пригодится вам носок на овсянный колосок!
Стучат указательными пальцами по коленям.
Учитель: Ну что, давайте попробуем исполнить её? Вставайте.
Исполнение веснянки с движениями на месте.
Учитель: Весна пришла.... а с весной начались и полевые работы. А для того, чтобы работа спорилась, люди придумывали песни. Я предлагаю вам сначала прослушать, а затем разучить одну из таких песен, которая называется «Посею лебеду на берегу».
Звучит русская народная песня «Посею лебеду на берегу»
Учитель: Ребята, какая по настроению песня? Что вы заметили?
Дети: Весёлая, задорная. Первая строчка повторяется 2 раза.
Учитель: Давайте исполним её.
Исполнение песни «Посею лебеду на берегу»
Учитель: Неплохо получилось. Но давайте попробуем ещё раз. Выходите на сцену.
Повторное исполнение песни «Посею лебеду на берегу» на сцене
Учитель: Присаживайтесь на свои места. Итак, ребята, с какими праздниками мы сегодня познакомились? Какие это праздники?
Дети: Овсянничек, жаворонки – это русские народные праздники.
Учитель: А когда они празднуются?
Дети: Овсянничек – 3 марта, жаворонки – 22 марта.
Учитель: А как звали весну?
Дети: С помощью закличек, пекли птичек, устраивали праздники с песнями и танцами. С какими песнями вы сегодня познакомились?
Учитель: Наше занятие подходит к концу, и я предлагаю вам оценить свою деятельность и настроение. У меня есть вот такая серединка цветочка, но ему чего-то не хватает. Чего?
Дети: Лепестков.
Учитель: Верно. У меня на столе лежат его лепестки. Лепесток розового цвета – мне очень понравилось занятие, я получил много полезной и интересной информации, у меня хорошее настроение; оранжевого цвета - занятие было недостаточно интересным, настроение не изменилось, голубого цвета – занятие не понравилось, не было никакой полезной информации, настроение плохое.
Оформляют «Цветик-многоцветик»
Учитель: Какой красивый цветочек у нас получился! Его увидели птички весны и прилетели к нам. Но это не просто птички, они с пожеланиями для каждого.
Выбирают птичек с пожеланиями
Учитель: Я всех вас благодарю за активную работу на занятии, мне было приятно с вами работать. Я желаю вам всегда хорошего настроения, до новых встреч.