Внеурочное занятие по музыке на тему: Весна пришла, песню нам принесла!


Я: Здравствуйте ребята! Меня зовут Алина Антоновна и сегодня я проведу у вас занятие. Послушайте загадку и постарайтесь определить о каком времени года в ней говорится.
Приходит с добромВеет тепломСветом солнечным краснаА зовут её … (весна)
Д: Весна (на доске появляется картинка Весна-красна)
Я: Верно! Весна… как прекрасна природа в это время года! Сколько радости приносит она людям! Весной возвращаются из теплых стран птицы, ласково светит солнышко, природа просыпается. Но у меня для вас есть и музыкальная загадка. Послушайте её пожалуйста внимательно, потому что после ее прослушивания я задам вам несколько вопросов. В записи звучит «Весна» П.И. Чайковского.
Я: О чем вам рассказала эта музыка?
Д: Отвечают
Я: Какие изменения происходят весной в природе?
Д: Ответы детей
Я: Давайте посмотрим, как же пробуждается природа ото сна. (Просмотр клипа)
Какое настроение возникло у вас при просмотре этого клипа?
Я: Весна нас радует первыми листочками, первыми цветочками. У весны три месяца. Как они называются?
Д: Март, апрель, май
Я: А какой сейчас месяц?
Д: Март
Я: А как называли март на Руси в древности? (капельник, грачевник, протальник, березень, водотек.)
А какие поговорки и пословицы о весне вы знаете?
Д: Отвечают, вспоминают пословицы
Я: А теперь я предлагаю вам познакомиться или вспомнить вдруг, кто-то знает еще, с несколькими пословицами и поговорками (раздаю листы). Давайте прочтем их по очереди вслух.
Придет март - капельник - и зима заплачет
Вода с гор потекла – весну принесла
В марте и на корыте доедешь
В марте и курица из лужицы напьется
В марте и сзади и спереди зима
Зима весну пугает, да все равно тает
Весна водой богата
Весенний дождь лишним не бывает
Я: А может быть кто-нибудь знает стихотворения о весне?
Д: Отвечают
(Если дети не рассказывают стихотворения, то предлагаю им свои варианты).
Я: Раздаю стихотворения
Я: Ребята, а вы знаете как в старину праздновали приход весны?
Д: Ответы
Я: Я хочу познакомить вас со старинными русскими праздниками и рассказать вам, как они праздновались.
И первый праздник с которым мы познакомимся это «Овсянничек».
3 марта, наступает праздник «Овсянничек». В этот день кормили птиц печеньем из овсяной муки – овсянничками. Верили, что сытые птички будут весело петь, услышит Весна – красна их песенку и придет поскорее.
Чтобы весна пришла поскорее люди на Руси исполняли заклички. А заклички ребята, это обращения в стихотворной форме к природным явлениям.
И сейчас я вам предлагаю ее послушать.
Я: А на каком языке исполнялась закличка?
Д: Ответы детей
Я: А теперь я предлагаю вам исполнить закличку на русском языке «Веснянка»
Вывожу на экран слова. Я вам сейчас ее прочитаю, а вы смотрите на экран и следите за тескстом.
Веснянка – просто разучиваем и исполняем 2 раза это если фортепиано
Слушают, читают слова, потом под плюс поют, исполните более дружно, потом на сцене это если под фонограмму
Я: Ребята, мы познакомились с праздником «Овсянничек», который проходит 3 марта. А что же в нем такого необычного?
Д: Ответы детей. Кормили птиц овсяным печеньем.
Я: И следующий праздник, с которым я хочу вас познакомить это «Жаворонки», он празднуется 22 марта.
Я предлагаю вам посмотреть видеоролик, в котором рассказывается об этом празднике.
Показываю видеоролик.
Я: Ребята, так что же вы узнали об этом празднике?
Д: Ответы детей
Я: А теперь я вас попрошу обратить внимание еще раз на экран и послушать как зазывали Жаворонков в этот праздник.
Показываю видеоролик
Я: Давайте с вами исполним одну из закличек, которые пели в тот день «Мы весняночку поем»
Д: Исполняют с движениями.
Я: Встречали люди весну не только песнями закличками, но и танцами, играми. Всем нам с вами известна игра ручеек давайте с вами в нее поиграем.
Д: Под музыку П. И. Чайковского «Весна. Апрель» играют в ручеек.
Я: Ребята давайте с вами разучим еще одну песню которая называется "На дворе то калина» Я предлагаю вам посмотреть, эту песню в исполнении Татьяны Ванцовой. Слушайте внимательно и запоминайте мелодию.
Сейчас я вам прочту текст послушайте его внимательно, чтобы при исполнении не было ошибок в словах.
Давайте разучим по фразам
Выходите все на сцену мы исполним с вами песню.
Ребята на столе у меня стоит веточка, но она пустая сейчас я вам раздам кусочки пластилина и тот кому на занятии было интересно, кто не скучал тот сделает цветочек и прикрепит его на веточку, а тому которому на занятии было скучно кто не чего не узнал тот сделает почечку и прикрепит тоже на веточку.
Ребята в праздник жаворонка люди выходили на улицу и если они встретят птичку жаворонка то считалось что они обретают счастье, я предлагаю в нашем зале вам найти свою птичку которая принесет вам удачи.