Формирование у младших школьников представлений о ЗОЖ как психолого-педагогическая проблема


1.2. Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
Наиболее уязвимыми категориями населения являются младшие школьники, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к обществу.
У детей младшего школьного возраста необходимо сформировать целостное представление о многогранности здорового образа жизни, простейших способах его ведения, наличие потребности в сохранении и укреплении собственного здоровья.
Младший школьный возраст – достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, в это время организм ребенка интенсивно растет. Во-вторых, происходит адаптация к новым школьным условиям существования. В-третьих, учеба – напряженный умственный труд, связанный с напряжением большого количества центров коры больших полушарий. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека. Последнее особо актуально для детей младшего школьного возраста, так как в это время самоопределение личности предполагает определение позиции в различных сферах жизнедеятельности. В частности, в младшем школьном возрасте значимо формирование потребности в ведении здорового образа жизни [19, с.430].
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения [21, с.512].
Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей [33, с.187].
Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства.
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок  впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [25, c.19].
Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие - между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня. Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [26, c.48].
Ведущей деятельностью первоклассников становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.
В биологическом отношении у младших школьников, по сравнению с предыдущим возрастом, замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения – младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств [54, c. 256]. 
В развитии наблюдается дисгармония в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении.
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях [63, c. 109].
Движение – одно из условий формирования здорового образа жизни младшего школьника.
Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Известный физиолог И.А.Аршавский отмечал важную роль движений уже в эмбриональном периоде развития ребенка. После рождения младенец около 50 % времени бодрствования должен проводить в движении. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой системы, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии [58, c.191].
В этот период развития двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуется координация движений, чему способствуют занятия физической культурой, различными видами спорта (плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой и др.), ручным и производительным трудом и т.д.Соответственно с физическим развитием, в возрасте 6–10 лет происходит бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью [37, c. 464].
Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов.
Формирование здорового образа жизни имеет большое значение для развития у учащихся таких психических особенностей, как мышление, внимание, воображение, память, речь, а также формирует спортивные качества младшего школьника, дружный коллектив, самостоятельность, стойкость, силу духа.
Мышление – психологический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека [10, c. 272].
Мышление – это познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности [47, c. 207].
Мышление – это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах [52, c. 148].
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления [61, c. 86].
Особенности мыслительной деятельности младших школьников в первые два года обучения во многом сходны с особенностями мышления дошкольников. У младшего школьника выраженный конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Выводы, обобщения делают на основании учебного материала [35, c. 200].
При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.
Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания об именах существительных, а воспринимает их в готовом виде.
Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия.
В начальных классах ребенок уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдельные от прямых источников.
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится (Например, при темах на уроках окружающего мира, которые ему наиболее трудны: «Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения», «Строение тела человека») [44, c. 112].
Мышление детей развивается во взаимосвязи с памятью и речью.
Немаловажную роль на уроках окружающего мира играет память. Это репродуктивная способность человека сохранять, превращать в свой духовный опыт, а затем использовать при решении разнообразных духовно- практических задач полученную информацию. Память занимает важное место в структуре личности [41, c. 415].
Память – это психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта [10, c. 202].
Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию [43, c. 74].
Ученику начальной школы приходится запоминать много разной информации, ранее не встречавшейся ему: знать распространенные заболевание человека и их лечение, сопоставлять органы чувств с выполняемыми для них функциями.
На уроках окружающего мира ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемом запоминания [20, c. 127].
Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти у ребенка полезны не только упражнения на запоминание, но и формирование интереса к знаниям. Поэтому на уроках окружающего мира в начальных классах часто используют различные виды занимательного материала (Например, учащимся предлагается игра «Кто больше запомнит?». Цель игры: совершенствование памяти. Учитель читает один раз группу слов – органов тела человека. Среди них нужно запомнить только те, которые уже были изучены, а затем воспроизвести их).
Речь служит орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому [47, c.187].
Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей действительности людей форма общения, опосредованная языком [46, c. 312].
Речевая деятельность детей особенно бурно развивается в период их обучения в школе. В начальной школе, на уроках окружающего мира, имеются огромные возможности для развития у учащихся грамотной, логически построенной и образной речи (заучивание и пересказ новых тем).
Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении, желание узнать, сообщить другому о чем-то, необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают младшего школьника к активному овладению языком [1, c. 379].
Обучение в школе вызывает огромные сдвиги в речевом развитии ребенка. Эти сдвиги обусловлены тем, что к его речи предъявляются новые требования, связанные с изучением многих новых учебных предметов, с необходимостью понимать речь учителя, развернуто и сдержано отвечать урок. У детей речь является средством усвоения системы знаний. В процессе изучения новой терминологии совершенствуются и развиваются все виды речи школьника [53, c. 400].
В начальной школе активный словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Очень большое значение в речевом развитии младшего школьника играет письменная речь. У ребенка, владеющего письменной речью, возможности обучения значительно расширяются. Школьник, овладевший письменной речью, может изложить свои мысли отсутствующему человеку в письменной форме. Точно также, пользуясь письменной речью, он может узнавать о мыслях других людей и, что особенно важно, приобретать самостоятельно знания, читая учебники и другие книги.
Учитель может организовать внимание младшего школьника при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия.
Внимание – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач [44, c. 89].
Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте-предмете, событии, образе [43, c. 115].
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности [47, c. 136].
У младшего школьника преобладает непроизвольное внимание. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.
Одновременно растет, совершенствуется произвольное внимание. Это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этому способствует характер учебной деятельности, обучение, пример взрослых. Учебная деятельность требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать – и он заставляет себя выполнять это. Так формируется произвольное внимание [20, c. 76].
В процессе формирование здорового образа жизни внимание имеет большое значение. Ученику важно быть сосредоточенным, знать строение тела человека, местоположение различных органов и их функций, уметь переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой.
Первоклассники, стоит только заговорить учителю, прекращают свою работу, чтобы его выслушать, но при этом не понимают ни одного слова из того, что сказал учитель, так как их внимание целиком направлено на то, что делают они сами.
Третьеклассники уже могут следить и за содержанием того, что они говорят, и за позой при работе, и за словами учителя, обращенными к классу. Но научились дети распределять свое внимание не сами по себе: перед ними в учении постоянно возникала такая задача – им приходилось учиться вести одновременный контроль над несколькими действиями [48, c. 365].
Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации, поэтому и нужны задания на выработку внимания при формировании здорового образа жизни – учащиеся не так утомляются и их внимание сконцентрировано на изучаемой теме (Например, при изучении темы: «Вредные привычки: табак, алкоголь», детям предлагается подумать и представить, как повлияют эти привычки на организм человека, а также на его семью и общественный статус.
При выполнении задания на уроках окружающего мира дети воссоздают не только те предметы, явления или состояния, которые прямо описаны в тексте, но и те, которые подразумеваются в нем, закономерно из него следуют.
Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [47, с. 94].
Воображение – это представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение [44, c. 108].
Воображение – это фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности [41, c. 115].
В воображении ребенок создает опасные, страшные ситуации. Главное – преодоление, обретение друга, выход к свету, например, радость. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемых ситуаций, управление сюжетом, прерывание образов и возвращение к ним тренируют воображение ребенка как произвольную творческую деятельность [11, c. 41].
Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв личностных качеств [25, c. 46].
Ребенок накапливает опыт и знания, его интересы расширяются, пополняется словарный запас, усложняются его отношения с другими людьми – все это обогащает воображение, позволяет ребенку строить новые комбинации образов не случайно, а с отчетливым пониманием, насколько возможно совершение того или иного события действительности. Воображение можно тренировать и развивать.
Каждый день ребенок узнает много нового, с каждым днем обогащаются его знания. Все, что ученик узнает, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга. Мозг не только сохраняет знания, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизвести эти знания [42, c. 48].
Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Таким образом, младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Развитие младшего школьника – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений.
Основные психологические новообразования: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности [43, c 74].
Проанализировав вышеизложенное, мы пришли к следующему выводу: восприятие учебного материала и формирование представлений о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира младшими школьниками происходит благодаря индивидуально психологическим особенностям. В младшем школьном возрасте развивается и существенно обогащается воображение детей, этому способствует накопление опыта их знаний, усложнение отношений с другими людьми. Память, в основном непроизвольная, но теперь для запоминания детям необходимо произвести сознательные волевые усилия. В учении становится очевидной связь памяти и мышления. Речь ребенка складывается под решающим влиянием общения со взрослыми. У детей разные особенности внимания, восприятия, памяти, воображения – это индивидуальные способности. Все эти процессы взаимосвязаны друг с другом и, благодаря им, происходит восприятие учебного материала на уроках окружающего мира детьми младшего школьного возраста.