Опыт работы обучения чтению дошкольников по методике Н.А.Зайцева


Обучение чтению дошкольников по методике Н.А.Зайцева
Опыт работы: "Инновационный подход в обучении отдельным предметам"
Автор:
Фоменко Татьяна Львовна,
воспитатель, руководитель
дополнительного образования "Букварёнок"
Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню развития учебных навыков детей, поступающих в общеобразовательные школы. Многие школьные дисциплины основываются на умении детей читать, так как чтение является одним из основных способов восприятия информации, базовым навыком, от которого во многом зависит успешность обучения. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и межпредметным (общеучебным) умением.
Анализируя разнообразные методы и подходы обучения чтению детей 5-6 лет, мы остановились на методе комбинированного чтения, где минимальной единицей выступает склад (СГ), применяемый в обучении детей еще в 19в.
Классическим примером обучения чтению складовым методом является методика, разработанная Н.А.Зайцевым . Ее использование при обучении чтению детей мы считаем оригинальным и продуктивным. Автором предложена определенная система расположения складов, отраженная в таблицах и изображенная на полых разноцветных кубиках с разным наполнителем внутри и разных по величине. Благодаря высокой игровой составляющей методики, а также условию реализации мотивационной и двигательной активности она используется в работе с детьми с нормальной речью от 2 лет. Анализируя ее методологическую базу, мы выявили определенный конгломерат разных взглядов и идей, нашедших отражение и четко структурированных автором. В методике используется и метод "интуитивного чтения", предложенный М.Монтессори, приемы работы Н.А.Тоцкого с учениками школ ("орфографическое чтение"), и философские воззрения Л.Н.Толстого, нашедшие отражение в методических рекомендациях и оформлении дидактического материала. Однако автор выступает резко против наличия жестких программ и планирований, аппелируя к творческому духу педагога.
Экспериментальное обучение чтению проводится нами с сентября 2014 по январь 2015уч.г. на базе МДОУ"Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик" города Балашова Саратовской области". В обучении принимают участие 25 детей 5-6 лет. В основу экспериментального обучения положена инновационная методика обучения чтению, предложенная Н.А.Зайцевым, авторская программа педагога дополнительного образования Фоменко Т.Л.
Проблема исследования: поиск путей повышения эффективности обучения чтению дошкольников 5 - 6 лет
Цель исследования: теоретическое обоснование, проектирование и внедрение методического и дидактического обеспечение процесса обучения чтению детей на игровой основе с одновременным развитием базисных для чтения психических функций.
Задачи исследования:
1. проанализировать научно - теоретические основы обучения чтению дошкольников;
2. определить специфику работы по обучению чтению дошкольников;
3.выявить степень сформированности компонентов функционального базиса чтения у дошкольников;
4. апробировать и реализовать методику обучения чтению Н.А.Зайцева на основе интеграции и модификации различных игровых методов, приёмов и средств обучения с развитием базисных для чтения психических функций;
5.оценить эффективность предложенной методики с точки зрения успешности формирования навыков чтения у дошкольников, а также степени влияния проведённого обучения на развитие речи и др. психических функций.
Объект исследования: процесс обучения чтению дошкольников
Предмет исследования: формирования навыка чтения у дошкольников
Новизна исследования:
- дополнены теоретические представления о своеобразии процесса обучения чтению дошкольников 5-6 лет;
- выявлены и проанализированы особенности процессов восприятия, внимания и памяти, мышления, речевой функции у дошкольников 5- 6 лет, степень их сформированности, необходимых для эффективного обучения чтению;
- разработан и реализован комбинаторный подход к обучению чтению детей 5 -6 лет, включающий игры по развитию памяти и речи;
-используются новые формы работы, которые обеспечивают реализацию важного принципа - здоровьесбережения.
Гипотеза: эффективность обучения чтению дошкольников повысится при условии целенаправленной работы по формированию базисных для чтения функций, использовании игровой основы в обучении, а также интеграции различных методов и средств обучения.
В итоге экспериментальной работы мы определили систему методов, приёмов, форм и средств обучения чтению по методике Н.А.Зайцева.
Приступая к эксперименту, мы, прежде всего, систематизировали и модифицировали дидактический материал.
В обучении мы использовали непосредственно кубики, на которые нанесены склады и которые классифицируются по наполнителю(звуку),размеру, весу, цвету. Благодаря разному звуку наполнителя дети после обучения легче усваивают понятия "глухой и звонкий звук". Вместе с кубиками мы использовали 2 настенные таблицы с плоскостным изображением кубиков в определенной системе: склады скомпонованы по признаку "деревянные", "железные", "золотые". Все склады на таблице разделены на столбцы, которые читаются и поются (по аналогии с гаммой: от верхней ноты к нижней) по определенной схеме (матрице), например, ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, сю, сё ся се си сь. В дидактическое обеспечение работы мы посчитали нужным обязательно внести и складовые картинки. Они представляют собой карточки с изображением предмета и с написанным зелеными печатными буквами его названием сверху. С обратной стороны карточек нет рисунка, а только его название. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен более темным цветом: корова, верблюды и т.д.
Обучающий эксперимент проходил в несколько этапов :
1 этап обучения – подготовительный (4 вводных занятий):
Целью этого этапа обучения чтению было: привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, развивать умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. На этом этапе обучения проводятся 5 вводных занятий.
2 этап обучения – основной ( 12 занятий).
Цель этого этапа обучения было: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова (границу слова), ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями "ударение" и "большая буква", работать по складовым картинкам
3 этап обучения – итоговый ( 4 занятия )– подразумевал обучение детей выкладыванию из кубиков коротких беспредложных фраз, чтение их, формирование представления о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, обучение начертанию букв карандашом на бумаге и мелом на доске.
На каждом этапе использовались разные игры и игровые упражнения.
В конце экспериментального обучения (через 5 месяцев) мы провели итоговый анализ результатов. Детям предлагалось два вида работы: чтение слов, выложенных из кубиков экспериментатором и самостоятельное выкладывание слов. Таким образом, оценивался навык чтения незнакомых слов разной сложности и умение произвести обратную операцию – сориентироваться в материале и выложить заданное слово из кубиков.
Проведенный мониторинг оценки уровня развития детей в овладении навыком чтения показал, что:
высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием ) имеет 9 детей (36%);
средний уровень (ребенок справляется с заданием с незначительной помощью взрослого) - 13детей ( 52%);
низкий уровень (ребёнок затрудняется с выполнением задания, даже с дополнительными вопросами взрослого) - 3 детей (12 %);
Проведенный мониторинг оценки уровня развития психических процессов у детей показал, что:
высокий уровень развития психических процессов имеют 32% детей
средний уровень - 68%
низкий уровень отсутствует.
Выводы:
1) Самый эффективный метод обучения чтению - складовой, организованный в игровой форме, по всем правилам методики Зайцева.
Эффективность обучения чтению дошкольников повышается при использовании игровой основы в обучении, а также интеграции различных методов и средств обучения.
2)Обучение чтению детей 5-6 лет по методике Н.А.Зайцева способствует не только формированию и развитию функционального базиса чтения, но и повышает эффективность логопедического воздействия в целом, сокращает его сроки, а также оказывает положительное коррекционное воздействие на развитие психических процессов: восприятия, внимания и памяти, мышления.
Высокий уровень развития детей в овладении навыком чтения вырос с 8 % до 36%.
После проведения диагностических исследований у воспитанников наблюдается позитивная динамика уровней развития психических процессов.
Количество детей с высоким уровнем развития психических процессов выросло с 12% до 32%.
По итогам нашего экспериментального обучения можно сделать вывод о целесообразности использования инновационной методики Н.А.Зайцева в работе педагогов ДОУ.
Приложение 1




Приложение 2
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик"
города Балашова Саратовской области"
КОНСПЕКТ НОД
В РАМКАХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"БУКВАРЁНОК"
( обучение чтению по методике Н.А.Зайцева)
для детей 5 - 6 лет

Подготовила и провела
руководитель дополнительного образования:
воспитатель высшей квалификационной категории Фоменко Т.Л.
Балашов
2014 г.
ТЕМА: "ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАРС"
Цель: подвести итоги работы по дополнительному образованию "Букварёнок" ( обучение чтению по методике Н. А. Зайцева) за учебный год.
Задачи:
создать условия в процессе взаимодействия, учитывая индивидуальные возможности детей;
формировать предпосылки учебной деятельности;
закреплять умение детей читать по складам: для детей среднего уровня - прочитывать слова, для детей высокого уровня - прочитывать предложения, пословицы, понимать их значение;
продолжать знакомить детей с заглавной буквой в начале предложения, знаками препинания;
совершенствовать навыки звукового анализа: умение детей определять звонкие и глухие согласные звуки, гласные звуки;
развивать фонематический слух, логическое мышление, память, внимание, речь;
воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в парах, индивидуально, воспитывать добрые чувства, желание помочь, самостоятельность, активность, любознательность.
Форма мероприятия: игра – путешествие.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно - эстетическое развитие.
Виды деятельности: развитие речи, игровая, двигательная, музыкальная деятельность.
Технологии, используемые в мероприятии:
личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
игровая технология (игры: развивающие, дидактические, словесные, интеллектуальные);
здоровьесберегающая технология;
информационно - коммуникационная технология.
Развивающая среда:
ракета, построенная из модулей,
таблица складов Н.А.Зайцева,
кубики Н.А.Зайцева, 
ноутбук,
проекционный экран,
магнитола,
складовые картинки,
маленькие складовые карточки,
предметные картинки,
карточки со слогами, предложениями, пословицами,
смайлики "настроение".
Организационная структура НОД
I. Мотивационно - побудительный этап.
Воспитатель:
-Ребята, мы сегодня получили звуковое письмо. Давайте его послушаем и решим, что нужно делать.
"Здравствуйте, земляне! Мы - марсиане. Космические пираты похитили наш алфавит. Ждём вашей помощи."
Воспитатель:
- Ребята, а что же такое алфавит?
Дети:
Алфавит - это набор букв.
Воспитатель:
- Поможем марсианам, сможем отыскать алфавит на Марсе? (Ответы детей)
- Вы предлагаете лететь на Марс? (Ответы детей)
Путь нелёгкий. Может, не полетим? (Ответы детей)
- Предлагаю перед полётом сделать разминку.
Попевка № 1 по таблице Н.А.Зайцева №1
Пропевание алфавита по таблице Н.А.Зайцева №2
Воспитатель:
- Пройдите на ракету и займите свои места. Командиром ракеты назначаю Арину.
Командир:
- Экипаж к полёту готов? ( Готов!)
- Включить моторы!
Дети:
- У- у - у! (Звучит музыка, дети медленно поднимают руки в стороны)
Командир:
- Средняя высота! ( Дети поднимают руки в стороны, громче произносят звук"у")
- Взлетаем высоко! Ракета набрала скорость и стремительно летит вверх! ( Дети поднимают руки вверх, громко произносят звук"у")
На проекционном экране - "Ракета летит в космос"
II. Организационно - поисковый этап.
Воспитатель:
- Мы прилетели на планету Марс ( на проекционном экране - "планета Марс")
Командир:
- Экипаж к высадке готов? (Готов!)
Воспитатель:
- Ребята, как же нам помочь марсианам найти азбуку? Посмотрите, может где - нибудь есть подсказка?
Дети обнаруживают флаг - конверт с черепом и костями.
Воспитатель читает письмо:
"Привет, земляне! Знайте: алфавит мы так просто не отдадим. Идите по стрелочкам и выполняйте все наши задания. А пропускать вас будет индикатор разрешения. Направляйте его на серебристый экран. Если вы правильно сделаете задание, загорится серебристый свет, а неправильно - красный. Желаем вам неудачи!"
Воспитатель:
- Может, вернёмся? (Нет). Тогда идём по стрелочкам.
1. ИГРА "КЛАССИФИКАЦИЯ"
Воспитатель:
- Перед вами три обруча. В 1 обруч положите "золотые" кубики, во 2 обруч положите "железные" кубики, в 3 обруч положите "деревянные" кубики.
Дети под весёлую музыку классифицируют кубики со складами.
2. ИГРА "ВЫЛОЖИ КОСМИЧЕСКИЕ ДОРОЖКИ" ( дети выкладывают дорожки с определённой гласной буквой)
Воспитатель:
- Выложите дорожки из 3 кубиков с какой - нибудь одной гласной буквой и прочитайте их.
- Я: ля - мя- ня - ря и т.д.
Воспитатель:
- Поверим индикатором разрешения, как вы выполнили задание. Куда нас дальше ведут стрелочки? ( к столам )
3. ИГРА "ПОДБЕРИ СКЛАДОВУЮ КАРТИНКУ" (подгрупповая работа)
Воспитатель:
- Прочитайте слова на маленьких карточках и подберите соответствующие складовые карточки.

Дифференцированное задание детям высокого уровня развития - чтение словосочетаний; детям среднего уровня развития - чтение слов.
Воспитатель:
- Поверим индикатором разрешения, как вы выполнили задание. Куда нас дальше ведут стрелочки?
4. ИГРА "ПРЕВРАЩЕНИЯ"
На мольберте картинки: кошка ----- тигр.
_________________
Воспитатель:
- Пираты предлагают нам превратить кошку - в тигра ( с помощью кубиков Н.А.Зайцева: КО-Ш-КА ----- КО-Р-КА------КО-Р-Т-----БО-Р-Т-----БО-Р----ТИ-Р----ТИ-Г-Р)
Воспитатель:
- Поверим индикатором разрешения, как вы выполнили задание. Куда нас дальше ведут стрелочки?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА "АЗБУКА":
"Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!"
5. ИГРА "СЛОЖИ СЛОВО"
Воспитатель:
- Слоги какие - то разбросаны. Что можно составить из слогов?
Дети:
- Слова.
Воспитатель:
- Подойдите к любой картинке и составьте слово.

КУ БИ КИ АВТОБУС МАШИНА ПАРОХОД КОРОВА РАКЕТА
Дифференцированное задание детям высокого уровня развития: ИГРА "ДА - НЕТ"
Под весёлую музыку дети приносят предложения: если в предложении написано то, что бывает, кладут к слову "Да", если не бывает - к слову "Нет".
НЕТ:
ЁЖИК МЯГКИЙ
У КОЗЫ ЯГНЁНОК.
ВОЛК В БЕРЛОГЕ. ШУБА ДЛЯ ЛЕТА.
ХУДОЖНИК СТРОИТ.
НОВЫЙ ГОД ВЕСНОЙ.
ГОРЯЧЕЕ МОРОЖЕНОЕ. ДА:
СНЕГ БЕЛЫЙ.
В ПУСТЫНЕ ЖАРКО.
ЁЛКА КОЛЮЧАЯ.
ЛИСА В НОРЕ.
СОБАКИ ЛАЮТ.
ЗИМОЙ ХОЛОДНО.
КОРОВЫ МЫЧАТ.
МЕДВЕДЬ ЛЮБИТ МЁД.
Воспитатель:
- Поверим индикатором разрешения, как вы выполнили задание. Куда нас дальше ведут стрелочки?
6. ИГРА "СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ "
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята: здесь какие - то слова. Что мы можем составить из слов? (Мы можем составить из слов предложение)
- Составьте предложение, используя предложенные слова. Составьте схему предложения.
Дети составляют предложение, читают его, составляют схему предложения.
Дифференцированное задание детям высокого уровня развития: ИГРА "СЛОЖИ ПОСЛОВИЦУ", чтение пословиц.
Не имей сто рублей, а (имей сто друзей).
Нет друга - ищи, а (нашёл - береги).
Крепкую дружбу и (топором не разрубишь).
Друг за друга стой (горой).
Семеро одного (не ждут).
Воспитатель:
- Поверим индикатором разрешения, как вы выполнили задание.
- Ну вот, ребята, мы выполнили все задания. А где же алфавит? Давайте вместе крикнем: "Алфавит!"
Голос инопланетян:
"Земляне, алфавит уже у нас. Спасибо за помощь."
Воспитатель:
- Ну что ж, алфавит мы помогли вернуть. Пора в обратный путь! Садимся в ракету.
На проекционном экране - "Ракета летит в космос"
Командир:
- Экипаж к полёту готов? ( Готов!)
- Включить моторы!
Дети:
- У- у - у! (Звучит музыка, дети медленно поднимают руки в стороны)
Командир:
- Средняя высота! ( Дети поднимают руки в стороны, громче произносят звук"у")
- Взлетаем высоко! Ракета набрала скорость и стремительно летит вниз! ( Дети поднимают руки вверх, громко произносят звук"у")
III.Рефлексивно - корригирующий.
Воспитатель:
- Ребята, ну вот мы с вами снова в д/саду. Сегодня мы с вами совершили путешествие на Марс.
- Для чего мы путешествовали с вами на Марс?
- Какие задания были самыми трудными?
- Какие задания были самыми интересными?
- Какое настроение у вас сейчас? (Дети выбирают смайлик, соответствующий их настроению)
lefttop
Вывод: мы бы не справились с этими заданиями, если бы не знали, что такое звук, слово, предложение, если бы не умели читать.