Литературно-экологический воркшоп Жизнь с стиле ЭКО


Муниципальное образовательное учреждение Школа с. Белоярск Методическая разработка литературно-экологического воркшопа с использованием электронных образовательных ресурсов на экологическую тему.
«Жизнь в стиле ЭКО»
Белоярск, 2017
Цели:
Образовательная: показать взаимосвязь нравственности личности, состояния окружающей среды и жизнь человека в стиле ЭКО.
Развивающая:
-развить элементы интегративного мышления учащихся с помощью умения работать с литературными источниками в процессе групповой деятельности;
-развить организационные компетенции: ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;
-развить у участников группы навыки сотрудничества, презентационные, оценочные умения и навыки;
-развить коммуникативные компетенции: вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.
Воспитательная: воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.
Оборудование:
ноутбук, проектор,
тексты художественных произведений: В. Астафьев “Царь-рыба”, «У золотой карги», Ч. Айтматов “Плаха”,
презентация, раздаточный материал.
Вид занятия: комбинированноеТип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.
Форма занятия: групповая.
Структура занятия:
Организационный момент.
Мотивационное начало.
Актуализация знаний.
Работа в группах.
Выступление групп.
Обсуждение.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход занятия.
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию.
На экран выведен эпиграф (Слайд 2)
«Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо».
М.Пришвин.
Мотивационное начало
Слово учителя: Сегодня у нас интегрированное занятие, на котором мы попытаемся совместить знания из области экологии и литературы. И начать это занятие мы предлагаем с просмотра фильма (Демонстрация фильма). Наше занятие мы назвали «Жизнь в стиле ЭКО».
Как, по-вашему, о чем пойдет разговор?
Что мы должны узнать?
Как вы понимаете, что значит жить в стиле ЭКО?
Как бы вы сформулировали цель нашего занятия?
(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).
(На экран проецируется цель занятия.) (слайд 3)
Актуализация знаний
Учитель: За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Давайте назовем их.
(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)(Слайд 4)
Итак, в центре сегодняшнего урока - проблема взаимоотношений человека и земли, человека и природы.
Да, планета в опасности! В опасности потому, что, стремясь к прогрессу, мы не задумываемся, какими путями мы идем к нему. Поэтому назрела необходимость задуматься над вопросом: в чем наша ошибка? Что мы делаем не так на пути к прогрессу? Как это отразится на нас с вами?
Внимательно прочтите вот это четверостишие (слайд 5), найдите в нем ключевые слова (земля, люди, прости, груз совести, обидели).
Какое понятие объединяет эти слова? (ответы учащихся)
Как вы понимаете, что такое «нравственность»? (ответы учащихся)
Толковый словарь Ожегова дает такое толкование понятию «нравственность» (слайд 6).
Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в различных исторических и литературных источниках.
Ведь именно в литературе, как в зеркале, отражается все происходящее в человеке, с человеком и в окружающем его мире. Мы с вами познакомимся с анонсом произведений, где поднимаются проблемы экологии, человека и нравственности.
Писателям, поэтам, журналистам в борьбе с экологическими катастрофами, в борьбе за осознание человеком своего родства с природой принадлежит ведущая роль.
Презентация «Книжная полка»
Сейчас мы прослушаем с вами поэтические произведения
Слушание аудиозаписей стихов
Работа в группах
Сейчас вам предстоит работать с текстами (слайд 7).
Ваша задача: внимательно прочитать текст, найти в нем проблемы экологии и нравственности, выявить авторскую позицию. Обсудить это в группе и по истечении 15 минут выступить с результатами работы.
(Учащиеся обсуждают тексты в группах).
Выступление групп (Учащиеся выступают с результатами своей работы).
Обсуждение
Мы прослушали выступления групп, давайте подведем итоги.
Что объединяет все эти произведения?
Кто является источником названных вами проблем?
Между кем или чем возникают конфликты?
Кто из героев является носителем нравственности в произведениях?
Ответьте, пожалуйста, на вопросы (слайд 10) (ответы учащихся)
Учитель: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу). (слайд 11)
А что значит жить как люди? (варианты ответов учащихся).
Рефлексия
Учитель: Заканчивая наше занятие, мы предлагаем вам ответить на вопросы: (слайд 12)
Что мы сегодня узнали? Поняли?
Что сегодня на занятии было наиболее сложным? Самым лёгким?
Что получилось? Не получилось?
Что вам понравилось на занятии?
Что не понравилось?
Какой этап занятия для вас был наиболее интересным?
Что изменилось в ваших представлениях в результате сегодняшнего занятия?
Итог: таким образом, можно констатировать тот факт, что, говоря о русской литературе предшествующих столетий, и в том числе XIX века, мы в первую очередь имели в виду ту или иную степень единства, взаимосвязи между человеком и природой.
В русской натурфилософской прозе шестидесятых – первой половины семидесятых годов проявляется потребность “восстановить” природу в своих правах, пробудить в человеке его прапамять, “воспоминание” о первоистоке. Во второй половине XX века, когда выявились последствия “экологических” преобразований, художественная литература в поисках идеала гармонического мироустройства обратилась к самой природе, к её законам.
Говоря же о литературе советского периода, мы вынуждены рассуждать преимущественно об экологических проблемах, возникших на нашей планете.
Наше мероприятие хотелось бы закончить просмотром сказки, подготовленной учащимися 3в класса под руководством Витязевой О.П.
Список использованной литературы и средств Интернет.
Айтматов Ч. Белый пароход: Повесть. И дольше века длится день
( Буранный полустанок). Роман.- М.: Худож. лит., 1988
Астафьев В. Царь-рыба.- М.:Современник, 1984
Залыгин С. После бури .- М.: Худож.лит, 1988
Залыгин С. Экологический роман \\ Нов.мир.- 1993.-№12
Распутин В. Повести.- М.:Просвещение, 1990
Агеев А. Распутин новый и старый // Знамя.- 1999.-№6
Чубинский В. И снова о "Плахе" // Нева.-1987.-№8
Славникова О. Старый русский: поздняя проза Сергея Залыгина// Нов. мир.- 1998.-№12
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000.
http://www. ru.wikipedia.org/
12. http://school-collection.edu.ru