Доклад на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных дисциплин «Факторы определения цели обучения русскому языку и культуре речи студентов индустриально-педагогического колледжа»


Доклад на заседании предметно-цикловой комиссии
гуманитарных дисциплин
«Факторы определения цели обучения русскому языку и культуре речи студентов индустриально-педагогического
колледжа»
Следуя системному подходу к проектированию, необходимо определить зачем, чему и как обучать студентов профессионально-педагогического колледжа профессионально направленному русскому языку и культуре речи. Выделенные направления исследования соответствуют таким структурным компонентам проектируемой системы, как цель, содержание и методы обучения при совместной деятельности преподавателей и студентов колледжа.
В связи с этим, основное содержание методики реализации разработанной системы заключается в анализе особенностей этих компонентов педагогической системы и определении технологии их отражения в учебно-воспитательном процессе колледжа. Остановимся на характеристике цели педагогической системы профессионально направленного обучения студентов колледжа русскому языку и культуре речи. Методологически будет правильно, если начать с рассмотрения факторов, значительно влияющих на ее определение.
Влияние динамики социально-экономических условий общества на цель обучения студентов колледжей русскому языку и культуре речи.
Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение состоит в служении нуждам человеческого общества. Проблема взаимоотношения языка и общества включает в себя многие аспекты, исследованием которых занимается социальная лингвистика.
Нас интересуют те новые социально-экономические условия, которые предъявляют повышенные требования к качеству устной и письменной грамотности современных специалистов как к одному из важнейших запросов рынка труда и конкурентоспособности специалиста. Анализ современных социолого-педагогических исследований показывает, что во второй половине XX в. произошел серьезный сдвиг в развитии всего человеческого общества в целом. Оно движется в направлении цивилизации нового типа, для которого, по мнению ведущих отечественных ученых, характерны следующие социально-экономические преобразования:
- усиление индивидуальных личностных начал, всемерное развитие прав и свобод личности, имеющее в качестве своей материальной основы частную собственность;
- социализация общественной жизни, выражающаяся в развитии местного Ф самоуправления и других институтов гражданского общества; i - возрастающее влияние социокультурных, национальных, религиозных и иных факторов.
В последней четверти XX в. человечество вступило в стадию информационного общества, критериями которого являются: предоставление возможности любому индивиду в любой точке страны и в любое время получить информацию и знания, а также наличие в стране информационных технологий для выполнения этого.
Информационное общество может возникнуть лишь в определенной социальной среде, для которой характерны:
- социально ориентированная рыночная экономика;
- демократические механизмы управления, обеспечивающие политические и правовые гарантии для проявления инициатив и творчества, свободы предпринимательства и конкуренции;
- свобода для производства и распространения информации;
- участие граждан в решениях . Это глобальные, общемировые тенденции, которые делают человеческое общество все более единым, целостным.
В целом социально-экономический прогресс направлен на формирование качественно нового типа общества, сочетающего экономическую эффективность и социальную справедливость, государственное регулирование и рыночные механизмы, многообразные формы собственности и типы хозяйствования, заменяющего конфронтацию интересов их гармонизацией.
Сочетание названных тенденций открывает широкие возможности для выбора стратегии социально-экономических преобразований в России. В последнее время наметились тенденции, предусматривающие восстановление системы управления хозяйством, государственное регулирование как решающий фактор сохранения экономической и политической независимости России, обеспечение социально ориентированного функционирования и развития экономики, улучшение положения в социальной сфере за счет опоры реформ на средний класс, создание системы высокой социальной мотивации труда и образования для молодежи, а в сфере духовно-нравственных отношений создание в обществе уважительного отношения к народным демократическим традициям, возрождение российской системы норм и ценностей.
Значительное место в реализации этих тенденций принадлежит повышению культуры речи специалистов, сохранению и приумножению ими выразительного богатства родного русского языка.
Сегодня выпускники средних специальных учебных заведений занимают одно из ведущих мест в профессионально-квалификационной структуре производства и являются наиболее многочисленной категорией специалистов.
Основная часть выпускников средних специальных учебных заведений сосредоточена в промышленности (32,8%), строительстве (7,9%), сельском хозяйстве (7,5%), на транспорте и в связи (6,5%).
В непроизводственной сфере наибольшая доля специалистов среднего звена приходится на здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение (13,5%), образование, культуру и искусство (9,5%).
Среди руководителей различных уровней специалисты со средним специальным образованием составляют 39,3%. По данным исследователей института среднего профессионального образования РАО, в недалеком будущем претерпит существенные изменения структура специальностей, по которым осуществляется подготовка в средних профессиональных учебных заведениях. В ситуации быстрых темпов развития рынка труда преимущественный спрос получат специальности, тесно связанные с обслуживанием рынка и многоукладного хозяйства принципиально новыми средствами и информационными технологиями.
Из приведенных данных становится ясно, насколько значительно возрастает роль грамотной речи и освоение сложного по своей природе языка труда специалиста в новых социально-экономических условиях.