Из опыта работы статья:Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе


Использование технологии проблемного диалога на уроках в начальной школе
Богданова Татьяна Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ Нефтегорская СОШ №3
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон ДьюиЦель современного образования - обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству, умение учиться.
Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходить при любой программе. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.
Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям, и поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности
Развивающее образование предполагает переход на такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность. В задачу учителя в связи с этим входит организация исследовательской работы детей с тем, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока и могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Решению этой задачи способствует проблемно-диалогическая технология. Она универсальна, так как применима на любом предметном содержании и любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками». С проблемным обучением я была знакома и раньше и в своей деятельности использовала элементы этого обучения. Тем не менее при глубоком знакомстве с технологией у меня возникали затруднения при определении типа проблемной ситуации, способов поиска решения и даже постановки вопросов. Кроме того, практические примеры в книге взяты из разных тем, из различных дисциплин, что заметно осложняло овладение технологией проблемно-диалогического обучения (ПДО).
Изучая эту технологию, внедряя ее в свою практику, посещая и анализируя уроки коллег, я смогла сделать некоторые наработки по этой теме.
И так, чтобы создать проблемный урок, надо провести учащихся через 4 этапа творчества:
1.Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного)
2.Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).
3.Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задач, выражение «новых» знаний научным языком).
4.Реализация продукта или творческое применение знаний.
На проблемном уроке учитель «проводит» учеников через звено постановки проблемы одним из трех возможных путей, каждый из которых вызывает у учащихся мотивацию к изучению новой темы, но имеет свой развивающий эффект.
Первый путь постановки проблемы лежит через создание проблемной ситуации. Она содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников удивление или затруднение. Выход из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формулировании проблемы, как правило в форме вопроса, не совпадающего с темой.
Путь через проблемную ситуацию является наиболее сложным и для учителя, и для школьников, поскольку в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Второй путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Как правило, подводящий к теме диалог выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.
Третий путь – сообщение темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приема («яркое пятно»-сказки, легенды, фрагменты из художественной лит-ры, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал; «актуальность»-обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся ). Этот метод, как и предыдущий, обеспечивает возникновение интереса к теме, но не несет развивающего эффекта.
2 этап проблемного урока - Поиск решения проблемы может проходить также тремя различными путями.
Первый путь лежит через выдвижение и проверку гипотез (побуждающий диалог). В ходе проверки на ложные гипотезы приводятся контраргументы, решающая же гипотеза подкрепляется аргументами и становится новым знанием.
Второй путь поиска решения – подводящий диалог. Он представляет собой систему вопросов и заданий, которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление учеников. Так или иначе поставив учебную проблему, учитель пошагово приводит школьников к открытию нового знания.
Третий путь – подводящий без проблемы диалог. Его единственное отличие от предыдущего заключается в том, что учитель сразу без вопроса или темы – начинает урок с системы посильных заданий, которые подводят учеников к открытию нового знания. Это самый короткий и простой вариант проблемного введения материала.
3 этап проблемного урока - ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ
В ходе решения учебной проблемы учащиеся открывают «новые» знания. Для их выражения научным языком используются различные продуктивные задания. (СЛАЙД)
Например, формулирование теоретических понятий. Можно предложить учащимся проблемы с целью усвоения методов их решения или задания по формулированию проблем на основе практических ситуаций.
Другая форма продуктивных заданий – формулирование вопросов для взаимопроверки. Такую работу проводят в парах или в группах как постоянного, так и переменного состава. Постепенно ученики перекидывают мостики от изучаемого материала к пройденному, устанавливают причинно-следственные связи. Такая организация воспроизведения знаний с использованием индивидуального подхода, приёмов развития саморегуляции, самоконтроля, самооценки способствует формированию способностей к рефлекторному мышлению, а в целом, развитию внутриличностного интеллекта.
4 этап - ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗНАНИЙ
Реализация этого этапа возможна в результате составления учениками опорного сигнала или художественного образа.
Опорный сигнал – это образ, выражающий знание в предельно-абстрактном, концентрированном виде. Его можно выполнить либо в классе, работая в группе или паре, либо в качестве домашнего задания индивидуально. Разновидности сигнала могут быть разные: символ, схема, таблица, опорные слова. Составление опорных сигналов способствует развитию наглядно-образного мышления, позволяет учащимся представить значительный по объёму материал в оригинальной форме, помогает развивать такие приёмы умственных действий, как классификация, сравнение, анализ и синтез.
Создание художественного образа используется и в начальном и старшем звене. Это задание не является обязательным для всех учеников. Оценивание происходит через совместное обсуждение. Главное, чтобы художественный образ передал основное содержание изученного материала. Формы могут быть различны: загадка, стихотворение, сказка, литературная поэма, написание сценария, инсценировка.
Таким образом, творческое воспроизведение знаний способствует развитию памяти и внимания, созданию развивающего психологического климата класса, когда ученики открыто, непринуждённо общаются, проявляют способность войти в положение другого, оценить не личность, а проанализировать факты.
Для введения учащихся в ситуации проблемного диалога учителю необходимо:
не забывать о типе вводимого на уроке знания;
проработать различные варианты развития диалога, вероятные гипотезы учащихся и оптимальные формы работы;
продумать продуктивные задания на воспроизведение знаний - их три типа: формулирование темы, плана, вопроса (в классе), составление опорного сигнала (в классе или дома) и через художественный образ (дома, по желанию).
Составляя и включая в свои уроки подобные проблемные задания, учитель должен иметь в виду то обстоятельство, что мыслительная активность ученика определяется не только характером и содержанием задания и индивидуальными творческими возможностями ученика и его подготовкой.
Особое значение для диалогического общения имеет умение учителя задавать вопросы.
Поэтому для овладения умением задавать корректные вопросы, я руководствовалась следующими правилами:
1.Вопросы должны быть поставлены ясно и четко.
2.Поиск ответа должен вызывать у ученика определенное умственное усилие и желание высказать собственное мнение.
3.Вопросы того или иного этапа урока должны быть выстроены в строгой последовательности и соответствовать определенной системе.
4.Ценность вопроса возрастает, когда он сопровождается эмоциональной окраской или наглядным материалом.
Технологию проблемно-диалогического обучения можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего - на уроках изучения нового материала. Самое главное - чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.
Больше всего «открытий» новых знаний происходит, по моему мнению, на уроках математики. На уроках русского языка, чтения, окружающего мира накопление знаний происходит постепенно, они как бы наслаиваются друг на друга, и создать действительно проблемную ситуацию бывает сложно, но возможно. Кроме того, мало только создать проблему, важно найти правильные пути поиска ее решения. Лично для меня это наиболее сложный момент, над которым я постоянно работаю.
Рассмотрим приемы создания проблемной ситуации на примере темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» и приведу примеры нескольких побуждающих диалогов.
Ситуация № 1 (с удивлением): противоречие между двумя фактами.
На доске записаны слова: вестник, звездный, капустный.
-Прочтите эти слова орфографически, орфоэпически. (вестник [вэстник] и т.д.)
-Что удивило? (Буквы Т, Д, в словах пишутся, а при чтении не произносятся.)
-Какой вопрос у вас возникает' (Почему некоторые согласные пишут там, где звук не произносят? )Ситуация № 2 (с удивлением) столкновение мнений.
Два ученика за ширмой на доске, остальные на листочках пишут под диктовку слова: поздний, звёздный, сердце.
Проверяем:
-Кто написал так же, как на доске? Кто по-другому?
Некоторые дети написали эти слова, без буквы Д;
-Что вас удивило?
-Мы не знаем, когда надо обозначать на письме непроизносимый согласный звук.
-Какой будет тема урока?Ситуация № 3 (с удивлением): противоречие между житейским представлением и научным фактом.
Ученик (предпочтительно - способный сделать ошибку) пишет на доске под диктовку слово грустный: грусный. Проверь написание по орфографическому словарю. Что тебя удивило?
-Ты думал вначале - как пишется это слово? А на самом деле?
-Какой у вас возникает вопрос (тема)?
Ситуация № 4 (с затруднением): практическое задание, не выполнимое вообще. В рамках данной темы этот прием применить невозможно.
Ситуация № 5 (с затруднением): задание, не сходное с предыдущим.
1. Назовите парные согласные, объясните правописание: дубки, арбуз, (Парный согласный [п], проверяем дубы, пишем Б; парный согласный [с], проверяем: арбузы, пишем 3.)
2. Подчеркните буквы непроизносимых согласных звуков, объясните правописание: честный, детский, ... (Не можем объяснить.)
-Почему не можете? В чем затруднения? (Не знаем правила проверки непроизносимых согласных.)
-Какая будет тема урока?Ситуация № 6 (с затруднением): задание невыполнимое, но сходное с предыдущим.
-Подберите проверочные слова: мороз, порог, сугроб. (Морозы, пороги, сугробы)
-Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)
-А теперь запишите слова местность, вестник, сердце. Каким способом вы их проверите? (Таким же: местности, вестники, сердца)
-Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)
-Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)
-Попробуйте сформулировать тему урока.
Второй путь, которым учитель может направить учеников к теме, - подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока:
-Спишите слова: мороз, порог, сердце, тростник, ...
-Подчеркните согласные, требующие проверки. (Это [з], [г], [д], [т].)
-В каких частях слова они находятся? Обозначьте. (В корне.)
-Какое правило о проверке согласных вы уже знаете? (Чтобы проверить согласный, надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после согласного был гласный.)
-А какого правила проверки согласных еще не знаете? (Наверное, о правописании непроизносимых согласных.)
-Значит, какая сегодня тема урока? (Правописание непроизносимых согласных.)
Третий путь подведения к теме - это применение мотивирующих приемов («яркого пятна» или «актуальности»).
Иногда согласные звуки играют с нами в прятки. В некоторых словах они не произносятся, но буквы пишутся.
После того как правило будет сформулировано:
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять
И за звуком непонятным
Быстро гласный подставлять.
3.Один мальчик написал письмо Деду Морозу:
«Мне очень грустно. До праздника Нового года еще так долго, а я люблю, когда вокруг много радосных лиц и серце замирает от восторга. Пожалуйста, приходи скорее».
Все ли здесь правильно написано? Нет ли ошибок? Чтобы найти их и исправить, надо выяснить, как проверять непроизносимые согласные.
Перейдем к этапу поиска решений. Самый сложный путь - через выдвижение и проверку гипотез.
-Итак, как проверить непроизносимый согласный? Какие есть гипотезы? (Изменить форму слова: вестник - вестники, звездный - звездным.)
-Изменились ли слова так, чтобы согласные стали произносимыми? (Нет.)
-Значит, гипотеза не подходит. Какие еще есть идеи? (Подобрать однокоренное слово: вестник - известный, капустный - капустница, звездный - звезда.)
-Во всех ли случаях проверка получилась? (Нет.)
-Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще какое-то условие. Какое? (Дети затрудняются с ответом.)
- Рассмотрите проверочное слово звезда. Как с ним можно поработать? (Выделить корень, подчеркнуть буквы, между которыми стоит проверяемый согласный.)
Выполняйте. (После проверяемой Д стоит гласная А.)
-Так как же проверить непроизносимые согласные? (Дети формулируют правило.)
Выдвигать и проверять гипотезы лучше, используя разные формы работы (здесь - фронтальная и групповая).
По результатам применения технологии могу достоверно утверждать, что она эффективна:
в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. На первых этапах обучения активно работали 9% учеников в классе, теперь - 56%, и этот результат надеюсь улучшить;
в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объем памяти, повышается произвольность внимания, развивается речь);
в прочности усвоения знаний, так как путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.
Результаты, которые демонстрируют мои ученики, убеждают меня в том, что я на правильном пути. Дети стали активнее, заинтересованнее. Они не боятся свободно высказывать свое мнение, даже если оно и неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, наиболее прочные.
Я убедилась на своих учениках: то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат времени на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.
Технология ПДО инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. И тем и другим она дает возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешными, открытыми, уверенными в себе.
Надеюсь, эти примеры помогут учителям начальной школы, только начинающим работать по проблемно-диалогической технологии, разобраться в тонкостях ее применения на практике.