Технологическая карта урока. Назначение и устройство компьютера















Назначение и устройство компьютера
7 класс

Учитель: Рахимкулова Наталья Александровна Проектирование современного урока информатики


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который нацелен на развитие личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Отличительной особенностью ФГОС ООО являются установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, которые формируются путем освоения содержания общеобразовательного курса информатики.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения информатики умения, специфические для предметной области «Математика и информатика», виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.
Таким образом, одним из требований федерального государственного стандарта является формирование универсальных учебных действий учащихся. Организовать урок в соответствии с этими требованиями может помочь технологическая карта.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Проведение урока с ее использованием позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапреметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС.
Задача технологической карты состоит в отражении деятельностного подхода в обучении. На каждом этапе урока учитель отслеживает свою деятельность и ожидаемые универсальные учебные действия (УУД) учеников.
Главная методическая цель урока при системно-деятельном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно разделить на четыре группы (таблица 1)
Таблица 1

Типология уроков

Типология уроков в соответствии с ФГОС
Традиционная типология уроков

Уроки «открытия» нового знания
Урок формирования знаний

Уроки рефлексии
Урок совершенствования знаний
Урок закрепления и совершенствования знаний

Уроки методологической направленности
Урок обобщения и систематизации знаний

Уроки развивающего контроля
Урок контроля знаний, умений, навыков


Результатом развития УУД нравственно-этического оценивания на уроках информатики и ИКТ является сознательное принятие и соблюдение правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.
Учителя информатики смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Если мы хотим, чтобы наше образование было конкурентоспособным, то мы, безусловно, должны осваивать пространство компьютерных технологий. Компьютер дает много преимуществ, начиная от графики и заканчивая бездонным хранилищем информации. Важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей умению работать с информацией, обучение способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение тех задач, которые ставятся в процессе образования. Но, в то же время, нужно понимать, что информатизация направлена на развитие мышления ребенка, а не просто умение использовать информационные технологии.
Информатика – наука, формирующая не только предметные, но и надпредметные и межпредметные знания, умения и навыки. На информатике формируется системный подход к восприятию окружающего нас мира, а не разрозненные сведения из какой-нибудь области. На уроках информатики ребенок учится основам: информация и ее обработка, логике, алгоритмическому мышлению, умению создать алгоритм решения той или иной задачи, основам моделирования процессов, практическому применению «абстрактной теории» в практике и т. д.

ВЫВОДЫ:
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:
необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;
проектировать пути их реализации;
контролировать и оценивать свои достижения.

Список использованной литературы
1. URL:http;//standart.equ.ru/ Интрнет-ресурс
2. Губанова О.М., Родионов М.А. Современный урок информатики в условиях ФГОС // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015.-№1(9). – с.18-21.
3. Дрягина Г.В., Немыкина Т.И. Основные требования и идеи ФГОС на уроке. электронный ресурс: http://festival.1september.ru/
ПЛАН УРОКА

ФИО учителя Рахимкулова Наталья Александровна
Тема урока: Назначение и устройство компьютера.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока (для учителя): В контексте связей причина – следствие сформировать у учащихся представления о составе и назначении основных компонентов компьютера.
Решаемые учебные задачи:
Образовательные:
формирование представления о понятиях «компьютер», «процессор», «память», «устройства ввода информации», «устройства вывода информации»;
обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки зрения выполняемых ими функций; проведение аналогии между человеком и компьютером;
рассмотрение основных характеристик компьютера.
рассмотрение основных характеристик компьютера.
Развивающие:
развивать стремление учащихся к активной познавательной деятельности;
продолжить формирование использования знаково-символичных средств для решения различных учебных задач.
Воспитательные:
формирование представления о роли компьютера в интеллектуальной деятельности человека;
воспитание аккуратности и последовательности в выполнении заданий, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – понятие программного обеспечения персонального компьютера и основных его групп.
Метапредметные – обобщнные представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
Личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с историей вычислительной техники.
Форма работы учащихся: фронтальный опрос, практическая работа, в группах и индивидуальная, высказывание своих выводов, рефлексия – демонстрация полученных знаний
Техническое оснащение урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Литература:
1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса. – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов. – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю Практикум по информатике. 7 класс. 2015 – электронный ресурс – http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/ppi7kl.pdf
4. Презентация «Компьютер и его назначение»
5.Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса – электронный ресурс – http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php

Структура и ход урока

Дидактическая структура урока (этапы урока)

Деятельность
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты


учителя
учеников

предметные
УУД

1.Организационный момент (2 минуты)
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих
Приветствуют учителя, рассаживается по местам, называют отсутствующих


Регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других

2. Актуализация знаний: фронтальная работа (3 минуты)
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
Предлагает задание на соответствие.

Слушают объяснение, задают вопросы, выполняют задание.
Задаются вопросы о правилах техники безопасности, организации рабочего места, санитарно-гигиенических нормах работы на компьютере
Актуализация опорных знаний и умений Предметные:
- основные понятия прошлых уроков
Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные:
- самопроверка,
сравнение, синтез Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других


3. Мотивация и целеполагание (4 минуты)
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Предлагают свои варианты ответов.
Формулируют
(уточняют) тему урока, ставят цели и определяют задачи урока.
Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы, определяющие тему, цели и задачи урока:
1. Какие технические изобретения кардинально повлияли на виды интеллектуального труда?
2. Почему сегодня компьютер есть у каждого человека, в чем он нам помогает?
3. И так, как вы думаете, о чем мы сегодня будем
говорить на уроке? Какова тема нашего урока?
Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему
Познавательные:
- выполнять анализ; сравнение обобщение
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других



4. Изложение нового материала (12 минут)
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Помощь в составлении плана урока.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Пользуясь учебником и презентацией из ЦОР, записывают в тетради определение компьютера, функции, выполняемые компьютером, схему информационных потоков, составляют опорный конспект.

Пользуясь учебником и презентациями из ЦОР ученики отвечают на вопросы
1.Что такое компьютер?
2. Какие функции выполняет компьютер?
3.Какова схема информационных потоков?
Презентации из ЦОР:
1. Компьютер и его назначение (№134879)
2. Архитектура и структура компьютера (№134952).
3. Основные устройства ПК (№118491)
4. Составляющие системного блока (№134863)

Познавательные:
- разъяснение сущности компьютера как универсального электронного
программно управляемого устройства,
- умение структурировать знания,
- сравнение
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование
Регулятивные:
планирование, прогнозирование
Коммуникативные
– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление (5 мин.)
Объясняет принцип работы на тренажере «Устройство компьютера-1»
Выполняют задание на тренажере.

Работа выполняется во фронтальном режиме на большом экране с программой- тренажером «Устройство компьютера-1» (№119293)

Регулятивные :
контроль, оценка, коррекция;
познавательные:
-выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
коммуникативные:
контроль, коррекция, оценка действий партнера
- слушать и понимать речь других;
- умение участвовать в групповой работе
личностные
- понимание роли компьютеров в жизни современного человека;

6. Применение новых знаний (8 мин.)
Организует деятельность по применению новых знаний
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку.
Учащиеся делятся на группы и самостоятельно решают задачи №82, №83, №84 в рабочей тетради с последующей самопроверкой.
-формирование умений использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач
Личностные:
- формирование умения использовать программное обеспечение для представления информации
Регулятивные УУД:
самоконтроль

7. Подведение итогов урока,3 мин.
Организует рефлексию, объясняет домашнее задание:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 7 класса.
1.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
2. Записывают домашнее задание в тетрадях.
1. Знать определения основных понятий, изученных на уроке (Компьютер, процессор, память, устройства ввода и вывода информации) §2.1
2. Выполнить задачи №76, №77 в рабочей тетради.

Личностные УУД: подведение итогов урока
Регулятивные УУД:
самоконтроль










13PAGE 15


13PAGE 141215




15