Разработка урока Электрическое поле повторение и обобщение знаний по разделу “Электрическое поле” в игровой форме

Урок "Электрическое поле"
Цель: повторение и обобщение знаний по разделу “Электрическое поле” в игровой форме.
Задачи:
образовательные: повторить, обобщить знания по изученному   материалу данной темы, проверить знания фактического материала, практических умений;
развивающие: развитие умений наблюдать, делать выводы; развитие памяти, быстроты реакции, творческих способностей, умения применять полученные знания на практике.
воспитательные: формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения грамотно.
Оборудование: 2 электрометра, 2 султана, кондуктор конусообразный, эбонитовая и стеклянная палочки, мех, стержень на изолированной ручке, пробный шарик, рычажные весы, карточки с фамилиями учёных, кроссвордами, конверты с буквами (по два комплекта), монеты, задания и номера для лотереи.
План мероприятия.
I. Организационная часть: разделение учащихся класса на две группы; объяснение хода соревнования и учёта правильных ответов.
II. Конкурсы:
конкурс учёных;
“объясни опыт”;
“найди ошибку” (домашнее задание);
пантомима;
конкурс кроссвордов;
музейная задача;
лотерея.
III. Подведение итогов соревнования.
Ход соревнования.
I. Организационный момент.
Приветствие, объявление плана работы.
Вы изучили раздел “Электрическое поле”, сейчас в ходе соревнования ещё раз повторим всё, что вы знаете по материалу этой темы. В конце игры каждый, кто хорошо подготовлен, получит приз.
Разделимся на две команды.
II. Проведение соревнования.
Методическое замечание:
Соревнуются две команды, они размещаются за отдельными “круглыми” столами. Учёт очков ведёт жюри или учитель с помощью рычажных весов: каждая чашка весов соответствует определённой команде. За полученное очко на чашку весов кладётся копейка. К концу игры перевешивает чашка весов выигравшей команды.
Конкурсы.
1. Конкурс учёных.
Методическое замечание:
Каждая команда получает набор карточек, на которых крупными буквами написаны фамилии учёных. Учитель зачитывает несколько слов об учёном, его деятельности, вкладе в науку, а вы поднимаете карточку с его фамилией.Та команда, которая быстрее поднимет карточку с правильным ответом, получит очко.
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как появляются открытия, которые преображают мир. Учёный ответил:
- Очень просто. Все знают, что сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.
Задания:
- Французский физик, впервые установивший существование электрических зарядов двух родов. (Ш. Дюфе)
- Профессор Петербургского университета, впервые построивший электрометр, который обнаруживал даже атмосферное электричество. (Г. Рихман)
- Французский учёный, в 1785 году установивший закон взаимодействия точечных зарядов опытным путём. (Ш. Кулон)
- Учёный, впервые предположивший существование электрического поля вокруг заряженных тел. Он же предложил изображать его в виде силовых линий. (М. Фарадей)
- В его честь названа единица электрического напряжения. (А. Вольта)
- Русский учёный, изобретатель радио. (А. Попов)
- Русский учёный, опытным путём открывший существование электрона и измеривший его заряд. (А. Иоффе)
2. Конкурс “Объясни опыт”.
Учитель без комментариев демонстрирует опыт. Учащиеся должны как можно более полно объяснить наблюдаемое явление и записать всё, что считают нужным. Результаты команды сдают жюри. В это время учитель комментирует ход опыта и объясняет наблюдаемое явление.
Опыт Исследование потенциала заряженного проводника
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 1.
Пробный шарик с длинным проводником соединён со стержнем электроскопа, корпус заземлён. Заряжаем кондуктор и шарик перемещаем по всей поверхности (наружной и внутренней) кондуктора. Показания электрометра не меняются, т. е. Поверхность заряженного проводника всюду имеет одинаковый потенциал, является эквипотенциальной поверхностью.
3. Конкурс “Найди ошибку” (домашнее задание).
Каждая команда зачитывает несколько фраз (подготовленных заранее), в которых имеются физические ошибки. Противоположная команда должна найти все ошибки. (Например:
электрический заряд можно делить бесконечно;
протон – это частица, не имеющая заряда;
атом в целом имеет положительный заряд;
вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается и др.)
4. Пантомима.
Один участник команды выходит в лаборантскую. В это время учитель демонстрирует опыт. Потом игрок входит в класс, а его команда (без слов) жестами, мимикой изображает ход опыта.
Выигрывает команда, чей отсутствующий быстро и точно опишет проведённый опыт.
Опыты.
1). Два султана заряжают одноимённо.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 2.
2). Заряжаем один электрометр, затем соединяем его проводником на изо-лирующей ручке с другим незаряженным электроскопом. Заряд поровну разделился между ними.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 3.
5. Конкурс кроссвордов.
Вызывается по одному представителю от каждой команды, им вручается по конверту с набором букв. Из этих букв необходимо составить слово, использовав все буквы (слово одно – например, “Электростатика”). Очко получает та команда, чей участник быстрее составит слово. В это время каждая команда получает одинаковые кроссворды. Очко присуждается той команде, которая правильно и быстрее другой команды отгадывает ребусы (отдельно) и кроссворд.
Кроссворд.
Элементарная частица, имеющая самый маленький заряд (отрицательный).
Прибор для обнаружения электрического заряда на теле.
Принцип, которому подчиняется электрическое поле, созданное полями нескольких заряженных частиц с разными напряжённостями электрич. полей.
Поле, окружающее заряженное тело.
Знак заряда протона.
Заряд тела, которое нужно приблизить к отрицательно заряженному телу, чтобы
между ними возникла сила отталкивания.
Единица измерения электрического напряжения.
Поляризованный диэлектрик.
Тело, вещество, проводящее электрический ток.
Единица измерения силы кулоновского взаимодействия.
Пространственное разделение разноимённых зарядов в молекуле.
Одна из характеристик конденсатора, способность тела держать на себе заряд.
Вещество, не проводящее электрический ток.
Единица электрического заряда.
Прибор для накопления электрического заряда.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. “Музейная задача”. /Я.И.Перельман, Занимательная физика, часть2,1994/
В практике музейного дела нередко возникает надобность читать древние свитки, настолько ветхие, что они ломаются и рвутся при самой осторожной попытке отделить один слой рукописи от соседнего. При Российской Акадамии наук имеется лаборатория реставрации документов, которой и приходится разрешать подобные задачи.
Вопрос командам: как разъединять такие листы?(Выслушиваются мнения команд)
Ответ.
В указанном случае лаборатория справляется с задачей, прибегнув к услугам
электричества: свиток электризуется; соседние его части, получившие одноимённый заряд, отталкиваются друг от друга – и аккуратно, без повреждения разделяются. Такой отделённый свиток уже сравнительно нетрудно умелыми руками развернуть и наклеить на плотную бумагу.
7. “Лотерея”.
Каждый учащийся берёт наугад бумажку с номером приза и вопросом, при правильном ответе на который, получает по номеру приз (или балл команде)
Задания:
Вопросы
Ответы

1. Единица измерения электрического заряда
Кулон

2. Единица измерения электрического напряжения
1 Вольт

3. Единица измерения электроёмкости
1 Фарада

4. Формула закона Кулона
F=k*q1q2 /r 2

5. Энергетическая характеристика электрич. поля
Потенциал

6. Силовая характеристика электрического поля
Напряжённость

7. Обладает ли ёмкостью незаряженный проводник?
Да

8. Два вида диэлектриков.
Поляризованные, неполяризованные

9. Какие элементарные частицы обладают самым маленьким электрическим зарядом?
Электрон и протон

10. Поле, которое создаёт вокруг себя электрический заряд
Электрическое

11. Как ведут себя два одноимённо заряженных тела?
Взаимно отталкиваются

12. Работа по перемещению заряда в электрическом поле не зависит от
Траектории перемещения

13. Линии напряжённости начинаются на .. зарядах, заканчиваются на ..зарядах.
+, -

14. Электрическое поле можно графически изображать с помощью линий напряжённости и ..
эквипотенциальных поверхностей

15. E=
E=F/q

16. Поверхности с одинаковыми потенциалами называются
Эквипотенциальными поверхностями

17. Формула для расчёта работы по перемещению заряда в электрическом поле.
A=qU=Eqd

18. E/E0 =? – это
Диэлектрическая проницаемость

19. Способность проводника держать на себе заряд -
Электроёмкость

20. Два вида соединения конденсаторов
Параллельно,последовательно

21. Два основных понятия электродинамики -
Электрический заряд и электрическое поле.

22. Электризация тела состоит в потере или приобретении им некоторого количества
Электронов

23. Разность потенциалов называется
Электрическим напряжением

24. Алгебраическая сумма электрических зарядов в замкнутой системе
Сохраняется

25. Внутри замкнутой поверхности электрическое поле
Отсутствует

26. Поляризованные диэлектрики называются
Диполи

27. В чём главное отличие проводников и диэлектриков?
У проводников есть свободные заряды.

28. Электроёмкость зависит от
Геометрических размеров проводника и от среды

29. Назвать известные вам виды полей
Гравитационное, электромагнитное

III. Подведение итогов.
Оглашение результатов соревнования. Замечания. Поощрение отдельных игроков и выигравшей команды.