План урока в 5 классе Деление десятичной дроби на натуральное число


Открытый урок в 5 «а» классе
по теме :«Деление десятичной дроби на натуральное число»
учитель математики МБОУ СОШ№2 Печковский Виталий Леонидович
г.Белореченск Краснодарский край
27.02.2015
Цели урока:
Образовательные: (формирование познавательных УУД):
- провести актуализацию знаний по темам: «Натуральные числа», «Десятичные дроби»;
- помочь сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число;
- научить применять данное правило при выполнении заданий.
Развивающие: (формирование регулятивных УУД)
-создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное;
-создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.
Воспитывающие: (формирование коммуникативных и личностных УУД):
-воспитание культуры математической речи, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге;
-способствовать формированию способности к позитивному сотрудничеству.
Тип урока:
урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учеников.


2. Мотивация урока. (Слайд 2)
Поэт Роман Сеф написал такие строчки:
Кто ничего не изучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает
Тот вечно хнычет и скучает.
А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие.
3. Актуализация опорных знаний.
- О каких числах мы говорим на уроках в последнее время?
- Давайте вспомним, какие действия мы выполняли с десятичными дробями.
- Чтение и запись десятичных дробей.
- Сложение и вычитание. Умножение десятичных дробей на натуральные числа.
- Сравнение.
(Слайд 3)
7,2 > 5,59; 18,04 < 18,4; 0,36 > 0,3; 4,806 < 4,93; 7,040 = 7,04
Интересное в природе.
(Слайд 4)
Вы знаете, что некоторые бабочки, как и птицы, улетают на зимовку? Сейчас вы узнаете название такой бабочки.
Работа в парах.
Выполните вычисления. Рядом впишите буквы, соответствующие найденным ответам.
8,4 + 3,2 = _____
13,6 + 4,02 = _____
7,5 – 0,7 = _____
6,9 + 0,4 = _____
3,6 х 3 = _____
0,02 х 15 = _____
17,62 0,03 17,8 3,4 7,3 70
о е и у а я
11,6 10,8 6,8 11,12 0,4 0,3
м рнзк х
(Слайд 5)
Бабочки Монархи — короли в мире бабочек. Это единственные насекомые, способные преодолевать огромные расстояния более 3000 километров до мест своей зимовки в теплых странах. Сотни и тысячи этих бабочек, разместившись на ветках деревьев, создают впечатление пестрой листвы и цветов. А почему они улетают на зимовку, вы нам расскажете на следующем уроке.
(В течение своей жизни им приходится сталкиваться с множеством трудностей - они не могут пережить холодную погоду, а основной источник их пищи не растет в местах зимовки. Монархи питаются растениями, выделяющими млечный сок, который не растет в привычной среде обитания зимой. Именно потому им приходится мигрировать на север.)4. Объяснение нового материала.
А теперь перейдем к задаче.
(Слайд 6)
Кусок ленты длиной 19,2 м разрезали на 8 равных частей. Найдите длину каждой части. Как это сделать?
19,2:8
Можем мы это выполнить? Какое действие и с какими числами нужно выполнить? Какая тема нашего урока? Какова цель нашего урока?
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. (Слайд 7)
(Слайд 8)
Как можно решить эту задачу?
1)19,2 м=192 дм
2) 192:8=24 (дм) - длина ленты
3) 24 дм=2,4 м
Значит, 19,2:8 = 2,4Тот же ответ можно получить, не переводя метры в дециметры.
(Слайд 9)
Давайте вспомним, что значит разделить?
Это значит найти такое число, при умножении которого на делитель получим делимое.
Разделить десятичную дробь на натуральное число - значит найти такую дробь, которая при умножении на это натуральное число дает делимое.
Дети должны попытаться сами вывести правило, если у них это не получается , можно предложить решить еще одну подобную задачу.
(Для этого надо разделить 19,2 на 8, не обращая внимания на запятую, и поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части. )С чего мы начинали выполнять деление чисел столбиком? С определения количества цифр в частном. Так же мы будем поступать и при делении десятичных дробей на натуральные числа, с тем лишь отличием, что это будет количество цифр в целой части частного.
(Слайд 10)
Солнце всходит,Скрылась ночь, Запятая встать не прочь,Целую разделишь часть-Запятой не дай пропасть.Ставь ее и часть потомДробную дели с трудом.Потому что без трудаНе разделишь никогда!
После этого учитель предлагает ученикам самостоятельно сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число , а затем и сам его четко формулирует.
5. Этап первичного осмысления и закрепления знаний
Рассмотрим примеры. Учитель записывает на доске, беседуя с детьми.
23,45 : 5 = 4,69
243,2 : 8 = 30,4
А что делать, если целая часть меньше делителя ( не делиться на число)?
(Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с нуля целых)
1,8 : 4 = 0,45
6. Физкультминутка.
(Слайд 11)
(Ученики за учителем повторяют движения)

Утром бабочка проснулась,Потянулась, улыбнулась.Раз – росой она умылась.Два – изящно покружилась.Три – нагнулась и присела.На четыре – улетела.
7. Обобщение и систематизация полученных знаний
(Слайд 12)
Повторить с учащимися еще раз правило и алгоритм выполнения действия.
Устно:
4,8 : 4 = 2,4 : 2 = 8,4 : 2 = 5,5 : 5 =
2,4 : 8 =
Для контроля и проверки усвоения полученных знаний учащиеся решают самостоятельную работу с последующей проверкой (взаимопроверка)
(Слайд 13)
В первом задании каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово. Ответы второго задания на обратной стороне отворотной доски.(можете подойти и свериться)
1)2,45 : 5 =1)3,43 : 7 =
36,12 : 8 = 27,09 : 6 =
2,8 : 8 =3,15 : 9 =
17,78 : 7 =20,32 : 8 =
241,2 : 9 =107,2 : 4 =
4,5 : 6 =3,75 : 5 =
2) 24, 5:10= 2) 34,3;10=
36,12:100= 27,09:100=
2,8:10=3,15:10=
17,78:100=20,32:100=
4,5:1000= 3,75:1000=
По окончанию самостоятельной работы учитель предлагает ученикам самостоятельно сформулировать правило деления десятичной дроби на 10 ,на100 , на1000 ,затем сам четко его формулирует.
0,75 2,54 4,515 0,49 26,8 0,35 3,5 0,075
ни ру ца о м
(Слайд 14)
Ура. Все вы большие умницы.
)
8. Итого урока.
Итак, расскажите, как выполнять деление на десятичную дробь. Поставьте в дневник «5» те, кто правильно выполнил всю самостоятельную работу и «4»-кто допустил 1-2 ошибки.
9. Домашнее задание.
(Слайд 15)
п. 35, № 1340 (а – д), 1376, о бабочке Монарх.
10. Рефлексия. (Слайд 16)
У каждого учащегося есть картинки для рефлексии "солнышко и тучка".
– Ребята, я прошу вас дать оценку своей деятельности на уроке.
(Изображение "солнышко" – старался, все получалось; работал в полную силу своих возможностей; чувствовал себя уверенно. Изображение "солнышко, прикрытое тучкой" – старался, но не все получалось, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
Изображение "тучка" – не старался, у меня не было желания работать, сегодня не мой день.
С этими карточками дети знакомы, так как работаем с ними регулярно, наряду с другими приемами )(Слайд 18) Спасибо за урок!
(Слайд 19)
Литература :
1)Учебник: Математика, 5 класс. /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд./ М.: Мнемозина, 2012 и последующие издания.
2) Поурочные разработки к учебнику Н.Я.Виленкина. Книга для учителя. З.С.Стромова. Волгоград.
Интернет – ресурсы :Источник шаблона: сайт http://pedsovet.su
Бабочка картинки : http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85&img_url=http%3A%2F%2Fs61.radikal.ru%2Fi173%2F1003%2Fa5%2F5a82db4afe89t.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=56&noreask=1&source=wiz О бабочке :http://lifeglobe.net/entry/1848
«Анимашка – бабочка» : http://mirgif.com/babochki.htm
«Анимашка - солнышко» :http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE&img_url=http%3A%2F%2Fschool22z.narod.ru%2Fimages%2Fsemja2008%2Fimages%2Fkartinki%2Fso2.gif&pos=2&rpt=simage&lr=56&noreask=1&source=wiz
Приложение 1.
8,4 + 3,2 = _____
13,6 + 4,02 = _____
7,5 – 0,7 = _____
6,9 + 0,4 = _____
3,6 х 3 = _____
0,02 х 15 = _____
17,62 0,03 17,8 3,4 7,3 70
о е и у а я
11,6 10,8 6,8 11,12 0,4 0,3
м рнзк хПриложение 2.
Вариант 1
2,45 : 5 =
36,12 : 8 =
2,8 : 8 =
17,78 : 7 =
241,2 : 9 =
4,5 : 6 =
Вариант 2
3,43 : 7 =
27,09 : 6 =
3,15 : 9 =
20,32 : 8 =
107,2 : 4 =
3,75 : 5 =