Урок-путешествие в 5 классе на тему: Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26 ст.Должанская
МО Ейский район
Конспект урока на тему:
«Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число»
5 класс
УМК по учебнику ВиленкинУчитель математики
Недилько Ольга Александровна
2015 г
Тема: «Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число»
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
закрепление знаний о правилах умножения и деления десятичной дроби на натуральное число и применение их при решении примеров;
повторение правил сложения, вычитания десятичных дробей ;
формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
2. Развивающие:
формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу;
развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
3. Воспитательные:
воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.
Оборудование: карточки с названиями станций, эпиграф к уроку, карточки для теста, индивидуальные карточки для игры «Поле чудес».
Тип урока: урок – путешествие.
Ход урока.
Здравствуйте!Садитесь. Сегодня у нас урок- путешествие по стране « Десятичные дроби».
Чтобы спорилось нужное делоЧтобы в жизни  не знать неудачВ путешествие  отправимся смелоВ мир загадок и сложных задач.Не беда, что идти нелегко.Не боимся, что путь будет труден.Достижения крупные людямНикогда не давались легко.
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова:
«Терпенье и труд все перетрут».
Как вы понимаете эти слова?
Мы будем путешествовать на поезде.
Карта путешествия
Теоретическая Цветочный город Решай-ка
Историческая Спортивная Угадай-ка
Сейчас мы с вами изучаем десятичные дроби. А вот о том, как важна точность в расчетах с десятичными дробями, вы узнаете послушав стихотворение “Три десятых” В.П. Лившица (читает ученик):
Три десятых .Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя ЖигалинЖертва вечных придирок, - он снова провален.
И шипит, на растрепанный глядя задачник:
-Просто мне не везет. Просто я неудачник!-
В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых,
Это сущий пустяк, и к нему безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна.
Три десятых. И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете
Архитектор немного ошибся в расчете _
Чтоб случилось ты знаешь, ли Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека.
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи - не права ли, была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!
Учитель: И нам, ребята, нужно уметь правильно и быстро выполнять действия с десятичными дробями.
Ф. И. класс
Настроение в начале урока
Настроение в конце урока
№ Вид задания Форма проверки Максимальный балл 1. Станция «Теоретическая»
учителем 2 балла 2. Станция «Историческая»
учителем 5 баллов 3. Станция «Цветочный город»
учителем 2 балла 4. Станция «Угадай-ка
самопроверка 5 баллов 5. Станция « Решай-ка» тест взаимопроверка 7 баллов 6 Станция «Вычислительная»
учителем 3 балла Оценка за урок: 24:2 Оцени свою работу на уроке:
Станция «Теоретическая»
Обобщение пройденного материала (фронтальный опрос).
Давайте вспомним:
1. Какие числа называются десятичными дробями?
2. Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой?
3. Как сложить десятичные дроби?
4. Как вычесть десятичные дроби ?5. Как умножить десятичную дробь на натуральное число ?5. Как разделить десятичную дробь на натуральное число ?6. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, и т. д.?
7. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д.?
Станция «Историческая»(Игра «Поле чудес» Проверка ранее изученного).
Каждый ученик получает от 2 до 4 карточек с примерами (зависит от скорости решения), решает их. Ответы примеров закодированы буквами. В результате их решения на доске появляются фамилии трех ученых математиков: аль Каши, Стевин, Магницкий.
Затем ребята рассказывают как связаны эти имена с десятичными дробями.
Эти имена связаны с открытием десятичных дробей.
Выдающийся фламандский ученый Симон Стевин (1548-1620) – один из «универсальных гениев» эпохи Возрождения. Труды Стевина посвящены самым разнообразным вопросам современных ему математики, механики и физики. Но наибольшую славу ему принесла небольшая книжка «Десятая», изданная в 1585 году в Лейдене. В ней автор выступил популяризатором десятичных дробей. «Десятая» получила широкую известность в Европе, т.е в европейскую практику десятичные дроби ввел Симон Стевин. До тех пор каждый, кто сталкивался с нецелыми числами, должен был возиться с числителями и знаменателями… На французский язык «Десятая» была переведена в том же году самим автором. На английском языке появилась в 1608 году.
Каши (аль – Каши) Джемшид ибн Масуд ( ? – ок. 1436 или 1437), средне – азиатский математик и астроном. Работал на обсерватории Улугбека. В основном трактате «Ключ арифметики» (1427 г.) ввел в употребление десятичные дроби, изложил приемы извлечения корней.
Леонтий Магницкий (1669 – 1739), преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701), автор первого русского учебника математики «Арифметика…» - энциклопедия математических знаний того времени. Он ввел десятичные дроби в России.
Индивидуальные карточки
1. 6,3*7 – 10,28. 12. 0,271*30 + 1,25.
2. 0,7*32 + 2,07. 13. 28*0,28 + 0,15.
3. 4*4,38 – 9,72. 14. (16,84 – 12,37)*23.
4. 11,56 + 2,36*2. 15. 6,3*7 – 10,28.
5. 6,3*7 - 10,28. 16. (4,8 + 2,6)*4 – 9,6.
6. 36*0,17 – 2,19. 17. 28*0,28 + 0,15.
7. 0,271*30 + 1,25.
18. 0,271*30 + 1,25.
8. (14,48 + 3,65)*20. 19. 0,9*37 + 4,3*5.
9. (26,35 – 14,45)*13. 20. 11,56 + 2,36*2.
10. 3,18*26 – 7,32. 21. 0,271*30 – 1,25.
11. 0,548*22 + 0,15. 22. 4,8*13 – 0,3*27.
КОД
А В Г Е И Й К Л М Н С Т ЦШЬ
33,82 12,206 20 75,36 9,38 54,3 16,28 24.47 102,81 7,99 362,6 154,7 54,8 3,93 7,8
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
а л ь К а ш и С т е в и н
14 15 16 17 18 19 20 21 22
М а г н и ц к и й
А теперь немного отдохнем.
Станция «Цветочный город»
Сейчас мы с вами посетим Цветочный город.
Автор: В цветочном городе жители готовились к математическому турниру. Больше всех занимался Знайка, который день и ночь читал толстые книги. Один Незнайка беспечно гулял. От безделья он заглянул к Знайке.
Незнайка: Привет! Чем занимаешься?
Знайка: Готовлюсь к турниру, а ты?
Незнайка: А я и так всё знаю!
Знайка: Что ты можешь сказать о дробях 0,001; 0,0000001?
Незнайка: Вот если бы спросил тысяча, миллион, миллиард, а какие-то нули, запятые, в общем, чепуха!
Знайка: Лилипуты это, а вовсе не чепуха, названные десятичными дробями.
Незнайка: Лилипуты, лилипуты, а что они значат у нас в жизни?
Знайка: А сейчас узнаем. Вот у меня волшебная палочка, и мы оживим эти дроби. Пусть они сами расскажут о себе. ( Водит волшебной палочкой, появляются дроби.)
Дробь 1/1000: Дробь 0,001 очень мала. Например, 0,001 с. Звук в воздухе за это время распространяется на 33 см, а пуля, которая летит со скоростью 700-800 м/с, пролетит 70 см. Земной шар перемещается на 30 м, даже комар успевает за это время взмахнуть вверх и вниз своими крылышками.(1 уч)
Дробь 1/1000000: Эта дробь ещё меньше. Но для современного физика 0,000001 с - это не маленький промежуток времени. Так световой луч 300 м «пробегает» со скоростью 300 000 км/с за 0,000001 с (2 уч)
Микрон: Миллиметр – 0,001 м. Он примерно вдвое меньше толщины спички. Для измерения размеров бактерий и других мелких предметов миллиметр чересчур крупен. Микрон – 0,000001 м, или 0,001 мм. Микрон в 1000 раз меньше миллиметра. Так, красные кровяные тельца, которых в капле крови около десяти миллионов, имеют длину 7 микрон и толщину 2 микрона.(3 уч)
Невооружённым глазом их не увидеть. Можно рассмотреть только под микроскопом
Незнайка: Хватит, хватит!! Я все это не запомню! И так голова пухнет от знаний.
Знайка: Но ведь скоро математический турнир. Возьми книгу, она поможет тебе подготовиться к математическому турниру.
Станция «Спортивная»
“Зарядка”
Ребятам предлагаются задания устного счета, которые записаны на обратной стороне доски. Это помогает настроить на работу, но сделать это без понуканий и строгости.
Предлагаются ответы как верные, так и неверные. Если ответ верный, то руки поднимают вверх, а неверный – в стороны.
3,5 +1,2 = 4,7 руки вверх
1,5+1,25 =2,30 руки в стороны
10,5 – 4,2 =6,3 руки вверх
4,45+13,4 =17,85 руки вверх
138 –1,2 =136,8 руки в стороны
Станция «Решай-ка»
Вариант 1.
1. Какое из данных чисел наибольшее:
а) 1,98 б) 0,98 в)1,03 г) 0,08?
2.Какую цифру можно подставить вместо звездочки чтобы получить верное неравенство:
19,9 * 4 < 19,941?
л)5 м) 0 в) любую г) другой ответ
3.Выполните сложение: 4,12 + 5,51
о) 9,62 ю)9,53 ь)9,63 з)другой ответ
4.Выполните вычитание: 3,61 – 2,51
к)1,1 б) 1,11в) 0,1 п) другой ответ
5.Решите уравнение: х+3,4 = 7,6
а) 4,2 б) 11 в)4,1 г)другой ответ
6.Округлите число: 10,856 до сотых
а) 10,9 ш)10,86 ж)11,8 х)другой ответ
7.Какая из данных десятичных дробей расположена на координатном луче правее:
а) 1,7 и)2,24 в)1,8 г)0,22
Станция «Угадай-ка
Восстановить слово (слово из математического словаря).
ПЕРЕСТАВЛЯШКИ.
ТИР
СЛЮП
ГРУК
СОЛИЧ
МУСАМ
Ответы: три, плюс, круг, число, сумма.
Станция «Вычислительная».
В пустые клеточки квадрата впишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна 3.
Работа в парах.

1,2
1,4 0,7
Максимум -3 балла.
Станция«Проверочная».
Вариант 1.
1. Какое из данных чисел наибольшее:
а) 1,98 б) 0,98 в)1,03 г) 0,08?
2.Какую цифру можно подставить вместо звездочки чтобы получить верное неравенство:
19,9 * 4 < 19,941?
л)5 м) 0 в) любую г) другой ответ
3.Выполните сложение: 4,12 + 5,51
о) 9,62 ю)9,53 ь)9,63 з)другой ответ
4.Выполните вычитание: 3,61 – 2,51
к)1,1 б) 1,11в) 0,1 п) другой ответ
5.Решите уравнение: х+3,4 = 7,6
а) 4,2 б) 11 в)4,1 г)другой ответ
6.Округлите число: 10,856 до сотых
а) 10,9 ш)10,86 ж)11,8 х)другой ответ
7.Какая из данных десятичных дробей расположена на координатном луче правее:
а) 1,7 и)2,24 в)1,8 г)0,22
Логическая задача.
Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3 м, 1,47 м, 1,5 м, 1,4 м, 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани. Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки.
Ответ:
Таня-1,38м
Оля-1,4м
Наташа-1,47м
Катя-1,5м
Ира-1,3м
Затем – самопроверка. Максимум – 5 баллов.
Бонус – за чистоту записей в рабочей тетради.
Домашнее задание.
Подумай
Задание 1.
Витя Верхоглядкин записал в тетради число 7. Потом умножил его на некоторое другое число. К его удивлению, в произведении получилось число меньше 7. Может ли такое быть?
Ответ: 7 * 0,2 = 1,4
Задание 2.
Дедушку Вити Верхоглядкина спросили:
-Сколько вам лет?
-Порядочно, - ответил он.- Я старше некоторых своих
родственников в 600 раз.
Возможно ли это Ответ: Да, если родственник – младенец. Пусть, например, ему 0,1 года(т.е. 1.2 месяца), тогда
0,1 * 600 = 60 (лет)
Задание 3.
Витя Верхоглядкин сравнивая произведения чисел, поставил знак больше. Правильно ли он сделал?
2*3,43*0,6 > 4*3,42*0,3
Ответ: Да.
2*0.6 = 4*0.3 3,43 > 3,42
Итог урока. Притча:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
-Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.
-Кто работал так, как первый человек, изобразите в личной карточке «…».
-Кто работал добросовестно, «!?».
-Кто принимал участие в строительстве храма «Знаний», «!».
Поблагодарим друг друга за хорошую работу аплодисментами.
Все качества, которые я перечислила вам за урок, присущи не только детективам, но и тем, кто увлечен математикой, кто стремится постичь все ее тайны и законы.
А завершить урок я хотела бы небольшим стихотворением:
Дроби всякие нужны, дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача. Спасибо за урок!