Конспект урока математики в 5 классе Умножение десятичной дроби на натуральное число


Технологическая карта урока
Предмет Математика
Класс 5
Ф.И.О. педагога Сюнякова Наталья Владимировна
Тип урока Урок открытия нового знания
Технология построения урока Системно-деятельностный подход
Тема Умножение десятичной дроби на натуральное число
Цель Создать условия для формирования у обучающихся правила умножения десятичной дроби на натуральное число
Основные термины, понятия Десятичная дробь, множитель, произведение, правило умножения десятичной дроби на натуральное число
Планируемый результат
Предметные умения:
составить алгоритм умножения десятичной дроби на целое число; уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.
Личностные УУД:
учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, воспитывать ответственность и аккуратность, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
умение обрабатывать информацию и представлять ее в виде алгоритма, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД:
знать правило умножения десятичных дробей на натуральное число, уметь умножать десятичную дробь на натуральное число, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Организация пространства
Температурный режим, проветривание кабинета, чередование видов деятельности
Формы работы Ресурсы
фронтальная
индивидуальная
самостоятельная
работа в парах
взаимопроверка
Книгопечатная продукция
Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин и др. – 29-е издание, стереотипное – М: Мнемозина, 2011 – 280 с.
Дидактические материалы по математике/ А.С. Чесноков.
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, доска, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральное число», карточки
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации) Подготовка обучающихся к работе на уроке; выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений Активизация знаний обучающихся о компонентах действия умножения; отработка приемов умножения натуральных чисел и стимулирование к овладению рациональными приемами умения и самообразования опрашиваемых и всего класса.
Постановка учебной проблемы Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Открытие нового знания Обеспечение у обучающихся конкретного представления об изучаемом факте: правило умножения десятичных дробей на натуральное число; добиться от обучающихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов (знание таблицы умножения), неверных представлений (запись числа в виде десятичной дроби), их коррекция.
Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Технология изучения
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный (этап мотивации) Метапредметные УУД:
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сот-рудничества с учителем, с одноклассниками.
Личностные: мотивация к учению, определение своего эмоционального состояния.
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Мы начинаем урок! Я желаю вам сегодня хорошей работы. Учащиеся приветствуют учителя, слушают его и настраиваются на работу.
Актуализация опорных знаний и умений Предметные УУД: умение переводить числа, полученные при измерении, в десятичную дробь; умножать на натураль-ное число.
Метапредметные УУД:
Познавательные: структуи-рование собственных знаний, умение преобразовывать ин-формацию из одной формы в другую.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже прой-дено; постановка цели, плани-рование, прогнозирование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, планирование учебного сот-рудничества с учителем, пос-тановка вопросов.
- Мы завершили изучение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей». Сегодня на уроке мы переходим к изучению новой темы, а какой вы узнаете позже.
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Слайд 1).
456; 28,7; 21,56; 65; 983; 324; 532,879; 6,87.
- Какие это числа? Прочитайте их.
- На какие две группы их можно разбить? Назовите числа первой группы. Назовите числа второй группы.
- А чем отличаются эти числа?
- А что мы умеем делать с этими числами?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы:
- Числа.
Читают числа.
- Натуральные числа, десятичные дроби.
- 456; 65; 983; 324.
- 28,7; 21,56; 532,879; 6,87.
- Они отличаются запятой.
- Мы можем их читать, записывать, сравнивать, складывать и вычитать.
Постановка учебной проблемы Предметные УУД: умение умножать десятичную дробь на натуральное число, на раз-рядную единицу.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осуществле-ние подведения под понятия на основе распознавания объ-ектов, выделение существен-ных признаков и их синтез.
Регулятивные: умение учиты-вать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сбо-ре и структурировании инфор-мации. - Да, многие задания мы можем выполнить, зная все эти правила. А давайте решим такую задачу (слайд 2):
1 м3 природного газа стоит 4 рубля 73 копейки. Для отопления дома и приготовления блюд на газовой плите семья израсходовала за месяц 865 м3. Сколько надо заплатить семье за газ?
- О чем идет речь в задаче?
- Что известно?
- Что нужно найти?
- Как удобнее работать с числами, полученными при измерении?
- Переведите.
- А теперь скажите, как надо решить задачу?
- А можем мы это выполнить?
Ученики отвечают на поставленные вопросы. Предполагаемые ответы:
- О природном газе.
- Известна цена кубометра газа и количество израсходованных кубометров.
- Нужно найти, сколько семья заплатила за газ.
- Надо перевести в более крупные меры, в данном случае в рубли.
- 4 р. 73 к. = 4,73 р.
- Надо умножить цену газа на количество израсходованного газа.
- Нет
Формулирование проблемы, планирование деятельности Предметные УУД: умение ум-ножать десятичную дробь на натуральное число, на раз-рядную единицу.
Метапредметные УУД:
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные: умение учиты-вать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем.
Личностные: умение замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями.
- Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?
- Кто догадался, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему нашего урока.
- Правильно. Запишите тему урока в тетради.
- Какова же цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?
- Я предлагаю вам ответить на поставленный вопрос и решить задачу в конце урока. - Мы не знаем, как умножить десятичную дробь на натуральное число.
- Умножение десятичных дробей на натуральное число.
Записывают тему урока в тетради (слайд 3) .
- Мы должны научиться умножать десятичную дробь на натуральное число.
Открытие нового знания Предметные УУД: умение умножать десятичную дробь на натуральное число, на раз-рядную единицу.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоя-тельное выделение и форми-рованиепознавательной цели, поиск необходимой информа-ции, знаково-символические действия, структурирование знаний, построение логичес-кой цепи рассуждений.
Регулятивные: целеполагание, планирование своей деятель-ности для решения поставлен-ной задачи и последователь-ности действий.
Коммуникативные: коллек-тивное обсуждение проблемы.
Личностные: установление связи между целью деятель-ности и ее мотивом. - Что является источником знаний? Где можно найти ответ на интересующий вопрос?
- Да, конечно это книга. Откройте учебник на странице 204.
- Сейчас вы самостоятельно изучите текст учебника и найдете правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
- Расскажите правило друг другу.
- А кто попробует рассказать это правило для всех?
- Посмотрите на доску. Здесь записан пример. Давайте это правило попробуем применить к решению примера (слайд 4).
3,27 х 5 = 16,35
3,27
5
16, 35
- Ответы на вопросы можно найти в книге.
Открывают учебник на заданной странице.
Учащиеся самостоятельно находят правило умножения десятичной дроби на натуральное число:
Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую; 2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Учащиеся рассказывают правило соседу по парте.
Один ученик рассказывает правило для всех.
Ученики рассматривают пример вместе с учителем и проговаривают решение и правило.
Первичная проверка понимания Предметные УУД: умение умножать десятичную дробь на натуральное число, на разрядную единицу.
Метапредметные УУД:
Познавательные: формиро-вание интереса к данной теме.
Регулятивные: контроль изу-ченного материала.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в уст-ной форме, слушать и пони-мать речь других.
- А сейчас проверим, как вы поняли правило. К доске выходят два человека. Каждый из вас получает карточку с примером. Записываете на доске, решаете, рассказываете. Остальные решают в тетради.
- А теперь вы придумайте пример на это правило, а мы его решим. Ученики решают примеры на доске, затем подробно комментируют свои действия.
6,24 х 4 = 24,96
5,49 х 6 = 32,94
Первый ученик, поднявший руку диктует свой пример.
Физкультминутка Сменить деятельность, обес-печить эмоциональную раз-грузку учащихся. - Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем небольшую зарядку:
Поднимает руки класс – это «раз».Повернулась голова – это «два».Руки вниз, вперед смотри – это «три».Руки в стороны пошире развернули на
«четыре»,С силой их к плечам прижать – это
«пять».Всем ребятам надо сесть – это
«шесть». Ученики встали с мест и повторяют за учителем упражнения.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
Применение новых знаний Предметные УУД: умение анализировать задачу, уста-навливать связь между вели-чинами, объяснять выбор дей-ствий.
Метапредметные УУД:
Познавательные: анализ объ-ектов и синтез, выделение и формулирование цели, реф-лексия способов и условий действия.
Регулятивные: контроль изу-ченого материала, планирова-ние своей деятельности для поставленной задачи.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог. - А сейчас проверим ваши знания. Откройте учебник на странице 205. Сейчас вы самостоятельно выполните № 1306 (1 столбик).
- Молодцы. А теперь давайте вернемся к проблеме, которая встала перед нами в начале урока. Что это за проблема?
- Давайте вспомним, как звучит задача (слайд 2).
- Посмотрите и подумайте, а теперь хватит ли нам знаний, чтобы решить эту задачу?
- Какие знания нам помогут?
- Приступайте к решению задачи.
- Вот мы и решили задачу. Теперь вы можете помогать родителям при расчетах.
- А теперь возьмите карточки, которые лежат у вас на партах, и примените имеющиеся у вас знания к выполнению этого задания.
Задание: зная, что произведение 561 х 46 = 25806 поставьте правильно запятую:
56,1 х 46 = 25806
0,0561 х 46 = 25806
5,61 х 46 = 25806
0,561 х 46 = 25806
- Все выполнили задание. А теперь обменяйтесь с соседом карточками. Посмотрите на доску, я вам вывела правильные ответы (слайд 5). Проверьте. Поменяйтесь карточками обратно.
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
Несколько человек по очереди выполняют задание у доски, остальные в тетрадях:
8,9 х 6 = 53,4
3,75 х 12 = 45
0,075 х 24 = 1,8
10,45 х 42 = 438,9
137,64 х 35 = 4817,4
25,85 х 98 = 2533,3
Ученики отвечают на вопросы учителя:
- Решение задачи.
- Хватит.
- Правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
Учащиеся решают задачу.
4,73 х 865 = 4091,45 (р.) – должна семья заплатить за израсходованный газ.
Ответ: 4091,45 р. Или 4091 р. 45 к.
Выполняют задание самостоятельно на карточках.
Ученики выполняют взаимопроверку по эталону:
56,1 х 46 = 2580,6
0,0561 х 46 = 2,5806
5,61 х 46 = 258,06
0,561 х 46 = 25,806
Названные ученики поднимают руку.
Рефлексия учебной деятельности Метапредметные УУД:
Регулятивные: оценка про-межуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятель-ности.
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка поведения.
Личностные УУД: нравствен-но-этическая ориентация. - Ну, вот и урок подошел к концу.
- Чему мы научились на уроке?
- Какую проблему ставили на уроке?
- Удалось ли нам ее решить?
- Давайте запишем домашнее задание: № 1306 (2 столбик), 1315 стр. 205-206.
- И в заключение нашего урока я попрошу вас дополнить предложения (слайд 6):
1) Сегодня я узнал(а)…
2) Было трудно…
3) Я научился(лась)…
4) Было интересно…
5) Теперь я могу…
- За сегодняшний урок я поставила следующие отметки… Урок окончен. Всем спасибо за сотрудничество. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы:
- Умножать десятичную дробь на натуральное число.
- Узнать, сколько семья должна заплатить за потребленный газ?
- Да, нам удалось.
Записывают задание в дневник.
Записывают ответы на листах бумаги и сдают учителю.