Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Умножение десятичной дроби на натуральное число».


Конспект урока математики в 5 классе по теме:
«Умножение десятичной дроби на натуральное число».
Место урока: 3 и 4 уроки по теме из 5 по плану.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели урока:
Обучающие: отработка знания правил сложения и вычитания десятичных дробей, умножения десятичной дроби на натуральное число и умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д., выработка навыка применения этих правил, закрепление навыка решения задач на скорость сближения и удаления, упрощение выражения с помощью распределительного свойства умножения и операции вынесения общего множителя за скобку, решения уравнений в два действия.
Развивающие: развитие умений анализа учебной задачи и самоанализа достигнутых результатов, сравнения, обобщения и аргументации, развитие устной и письменной речи, способности работать в малых группах, внимания и дисциплинированности – как качества личности.
Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
 Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные.
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, интерактивный метод, самостоятельная работа.
Относительно дидактических задач: закрепление изученного.
Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично - поисковый.
  Планируемый результаты обучения, в том числе и формирование УУД.
Личностные: формировать способность к самооценке своих действий, положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассникам) необходимые действия, операции, действовать по плану; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.
Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в схематичной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Используемые ОР:
Доска.
Графопроектор.
Карточки с заданием.
Демонстрационный материал - схемы примеров.
Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика: 5 класс» / Т. М. Ерина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 34-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2015.
Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Классикс Стиль, 2003.
Обучение математике в 5 – 6 классах: методическое пособие для учителя к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. – М.: 2014.
№ п/п Этап урока Содержание Формы работы, примечания.
1. Организация класса на работу. Мотивация учащихся на продолжение изучения названной темы. Формулировка целей урока. 2. Работа в парах. – Каждый из вас выступает в роли учителя и ученика. Первый вариант формулирует правило сложения десятичных дробей, второй – вычитания. Учитель контролирует выполнения задания.
3. Повторение.
Письменно в тетрадях с дом. работой. Индивидуальное задание у доски. – Поменяйтесь тетрадями. Придумайте пример на сложения (I варианту) и вычитания (II варианту) по заданной схеме:


– Поменяйтесь тетрадями, решите заданный пример.
Вызвать ученика к доске для решения в столбик примеров, записанных на карточках:
73,2 – 8,39;
5,19 + 2,81.
– Поменяйтесь тетрадями. Возьмите ручку другого цвета. В роли учителя проверьте выполненное задание.
– Проверьте правильность решения примера у доски.
Таблицы со схемами примеров – на доске.
Дополнительный вопрос учащемуся: сформулируй правило сложения и вычитания десятичных дробей. Округли до целых результат сложения.
4. Устно.
Запись на доске:
2,3 + 0,15;
5,19 + 2,81;
3 - 2,7;
12,8 – 7,03.
По схемам

определить, сближаются или удаляются пешеходы и найти скорость их сближения или удаления. 5. Работа в парах. Рассказать друг другу правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
Придумать пример соседу по парте на умножение десятичной дроби на натуральное число по схеме:

Вызвать ученика к доске для решения в столбик примера, записанного на карточке:
7,23 · 35.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания ручкой другого цвета.
– Проверьте правильность выполнения задания на доске.
Дополнительный вопрос отвечающему у доски: правило умножения десятичной дроби на натуральное число; на сколько надо умножить 0,005, чтобы получилось 50.
6. Устно. Запись на доске:
2,3 · 5; 11,5 · 2;
0,12 · 6; 11,5 · 20.
0,007 · 8; 7. Работа в парах. Рассказать друг другу правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. 8. Проверка номера из д/з. – Возьмите ручку другого цвета. Проверим №1333 из д/з.
Сбор тетрадей с д/з и самостоятельной работой, выполненной в парах. Задание представлено на графопроекторе.
Поэтапная проверка с проговариванием правила.
9. Выполнение заданий из рабочей тетради. РТ стр. 106 №4, №6, №7.

– Почему в №7 в примерах а) – г) одинаковые результаты? Пропедевтика правила деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д.
Запись примера умножения десятичной дроби на натуральное число, оканчивающееся на нули.
10. Устно. Запись на доске:
Упростить выражения:
5х – 3х + х;
2,3у + 0,7у – у;
а + в + 0,1а + 0,1в.
– Обсуждение: на основании какого свойства умножения и какой операции выполняется упрощение выражения. 11. Закрепление. Работа в новых классных тетрадях.
ДМ стр. 20 №272.
Учебник №274, 1329. Решение на доске. Оценивание учащихся.
12. Домашнее задание. П. 32, 34, знать правила. №1334(а), 1335, 1373(а). Задание на дом комментируется.
13. Подведение итогов. Рефлексия. – Сформулируйте правила изученных действий с десятичными дробями.
– Закончите предложения «Я теперь могу…», «Мне было трудно…», «У меня получилось…».