Технологическая карта на тему Деление десятичной дроби на натуральное число(5 класс)


Технологическая карта урока
Составитель: учитель математики МКОУ «СОШ №1» г. Козельск Аверина Марина Викторовна.
Класс: 5 «Б».
УМК: учебник «Математика. 5 класс», Виленкин Н.Я.., Москва «Мнемозина» 2013 год.
Тема урока: Деление десятичной дроби на натуральное число.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений.
Методы и приемы: проблемная задача, словесный метод, наглядно-иллюстративный, практическое исследование.
Применяемые технологии: игровая технология, технология критического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация в программе PowerPoint, маршрутный лист с заданиями для индивидуальной работы, работы в парах, нетбуки для работы в паре, тетради, карточки для рефлексии.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа под руководством учителя, работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Формирование УУД:
Личностных:
формирование основ социальных компетенций;
формирование адекватной позитивной самооценки самосознания;
формирование готовности и способности к переходу к самообразованию на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Познавательных:
выделение существенной информации;
практическое освоение основ деятельности;
приобретение потребности поиска дополнительной информации;
практическое освоение методов познания.
Регулятивных:
способность ставить новые учебные цели и задачи;
выбор путей и средств решения проблемы;
контроль и оценивание своих действий.
Коммуникативных:
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
развитие речевой деятельности;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции.
Цель: формирование у обучающихся вычислительных навыков, умения применять деление десятичной дроби на натуральное число в решении уравнений, задач
Задачи:
Образовательные:
Научить делить десятичную дробь на натуральное число, на 10, 100, 1000 и т.д., выработка умения применять полученные знания при решении уравнений
Развивающие:
Научить делать выводы, уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, умение сравнивать математические объекты
Воспитательные:
обучение самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; умение работать в паре; в каждом обучающемся воспитывать личность, способную к творческой деятельности; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартных форм, используемых на уроке.
Планируемый результат: обучающиеся должны уметь делить десятичную дробь на натуральное число, уметь делить на 10, 100,1000 и т.д., решать уравнения и задачи.
Этапы урока, задачи этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФорма организации этапа Предполагаемый результат (УУД)
I. Мобилизующее начало урока. Эмоциональный настрой.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Посмотрите все ль в порядке,
Книжки, ручки и тетрадка.
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
– Добрый день! Я рада вас видеть, и очень хочу работать с вами! Я думаю, что ваша успешная работа на уроке принесет вам радость, и вы уйдете с урока в хорошем настроении. Талисман нашего занятия – солнышко Ученики настроились на работу, проверили на столах наличие школьных принадлежностей. Поприветствовали друг друга. Коллективная. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
II. Самоопределение к деятельности.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. У нас сегодня необычный урок. Посмотрите на слайд1. Что вы видите?(на слайде старинная карта, парусник) слайд2
В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, … – это беда. А что же являлось бедой? Слайд3
Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.
Какая же тема нашего урока? Слайд4Устно отвечают на вопросы учителя, обсуждают проблему, объясняют смысл Фронтальная ЛичностныеУУД: анализируют, аргументируют свою точку зрения.
КоммуникативныеУУД: умение воспринимать информацию на слух, осознано строить речевые высказывания.
III. Формулировка темы, целей урока.
Цель: формулирование темы урока.
Исходя из записанной темы, скажите, что нам предстоит выяснить на уроке, чему научиться?
У каждого ученика имеется судовой журнал(слайд5), куда в течение всего урока обучающиеся будут вносить полученные за каждое задание очки Формулируют цели и задачи урока.
Заполняют судовой журнал
Фронтальная РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование учебной деятельности.
КоммуникативныеУУД: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
IV. Актуализация знаний.
Организует повторение изученного.
Введение в проблему, обеспечение целеполагания и мотивации учителем и учениками совместной деятельности.
Подготовка к основному этапу урока.
1)Проверка снаряжения (устный счет). (6 слайд)
– Прежде чем начнем регату, необходимо проверить исправность кораблей и устранить все неполадки. Каждый правильно решенный пример говорит, о том, мы готовы отправиться в путь.
(7 слайд) Выполните действия (за верный ответ – 1 балл в судовой дневник). В таблице будут зачеркиваться правильные ответы, из оставшихся букв нужно составить слово, связанное с морской темой.
1) 7,8 + 2,8 = 10,6 5) 0,48: 4 = 0,12
2) 3 – 0,04 = 2,96 6) 2:5=0,4
3) 0,68∙10 = 6,8
4) 2,54 + 0,4 = 2,94
Проговариваются правила выполнения действий
(8 слайд) МИЛЯ – мера длины (новое понятие).
1 миля (сухопутная) = 1609,34 метра, 1 миля (морская) = 1852,2 метра.
– Итак, мы успешно справились с заданием, можем начинать математическую регату, мы к ней готовы.
Устно считают, проговаривают правила
Оценивают познавательную деятельность
. Индивидуальная
Фронтальная
ЛичностныеУУД: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
РегулятивныеУУД: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.
ПознавательныеУУД: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.
КоммуникативныеУУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений, умение воспринимать информацию на слух.
V.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель: проверить умения обучающихся решать уравнения простые и сложные
2) Бухта уравнений (слайд9) – первый этап нашей регаты.
– Выберите уравнение, которое вам по силам.
Каждый ученик выбирает уравнение по своим возможностям (задания разного уровня). Двое учащихся решают 2) и 3) уравнения на отворотах доски.
Решите уравнение: 1) 1,5х + 2,5х = 2,4 (1 балл)
2) 8,5х – 6,4х + 1,9х = 3,2 (2 балла)
3) 2,7у + 3,3у – 14,1 = 75,3 ( 3 балла)
Самопроверка по образцу. Уравнение 1)проверяют по слайду11
Ученики обмениваются тетрадями и оценивают работу, баллы выставляют в судовой дневник.
– Кто поставил себе 1 балл, 2 балла, 3 балла? Были ли трудности? Я рада, что вы выбрали сложные уравнения и успешно с ними справились. Это дает нам возможность перейти к следующему этапу.
3) Пролив смекалки – второй этап регаты. Устная работа. (Слайды 12-14)
На море шторм, все запятые смыты волной, давайте попробуем их восстановить. Проверка у доски.
34+26=6 61-43=567 28 × 10=28 219 : 100=219.
Баллы выставляют в судовой дневник (по 1 баллу за верный ответ).
– Мы успешно прошли "Пролив смекалки" и теперь отправляемся на "Остров знаний".
Работают индивидуально по заданиям
Работа в паре
Делают вывод, оценивают познавательную деятельность.
Индивидуальная
Парная
Индивидуальная ПознавательныеУУД: самостоятельное создание способа решения, поиск правильного решения
Коммуникативные УУД: эффективно сотрудничать в паре, устанавливать рабочие отношения, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями принятия эффективных совместных решений.
РегулятивныеУУД: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания.VI. Физминутка.
Смена видов деятельности. Морская фигура.
Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три – Морская фигура замри. Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа - налево, изображая волны. Выполняют упражнения Коллективная VII. Закрепление знаний, умений
Цель:закрепить знания в умножении и делении на 10,10,100 и т.д.
4)Остров знаний третий этап регаты.
– Вспомните правила умножения и деления на 10, 100,1000 и т.д.
Работа в парах. Обучающиеся решают тест на нетбуке
Выполните умножение 28,7· 100
Верно ли равенство 3: 10 = 0,3?
Чему равно значение выражения 0,0094 · а, если а = 1000?
Делимое 40,1, делитель 10000. Укажите частное.
Чему равно значение х в уравнении 10х = 35,9 ?Решите уравнение 2 : х = 5.
По лесной тропинке всадник ехал на лошади 10 минут со скоростью 200,5 м/мин. Какое расстояние он проехал за это время?
Старинная русская мера массы – пуд – равна 16,38 кг. Выразите массу, равную 100 пудам в тоннах и килограммах.
Выразите в километрах 9030 м
Выразите в квадратных метрах 0,067 км².
Какие правила применяли при выполнении данного теста? Работа учащихся в парах на нетбуках по выполнению данного теста
Делают выводы, формулируют правила Парная
Фронтальная Познавательные УУД: умение применять правила
ЛичностныеУУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, устойчивой мотивации к обучению, способности самооценки своих действий.
Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность при выполнении заданий, сравнивать и сопоставлять, развитие навыков самооценки.
КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме.
VIII. Контроль усвоения знаний и умений
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
Мы 5) Мыс успеха-заключительный этап регаты.Слайд15
– Ребята, вы хорошо работали в парах, проверяли свои решения по образцу, а теперь вы должны применить свои знания, умения самостоятельно. Запишите вариант. Выберите задания (на карточках), с которыми вы справитесь: на "3", "4" или "5" баллов. (Учащимся предлагаются задания, дифференцированные по степени сложности, они сами выбирают уровень карточки).
ВАРИАНТ 1
На "3":
1)Решите задачу:
Чему равна длина прямоугольника, если его площадь равна 5,22м2, а ширина равна 3м?(2балла)
2)Вставьте пропущенное слово:
Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с ______(1балл)
На "4":
Решите задачу №1343 по учебнику(2балла)
2)Подумай, по какому правилу составлен ряд, продолжи его и напиши два следующих числа
28; 2,8; 0,28;… (2 балла)
(2 балла)
На "5":
Решите задачу №1342по учебнику(3 балла)
Подумай, по какому правилу составлен ряд, продолжи его и напиши два следующих числа
28; 2,8; 0,28;… (2 балла)
ВАРИАНТ 2
На "3":
1)Решите задачу:
По линиям метро за 12 лет перевезено 18млрд пассажиров. Сколько пассажиров в среднем было перевезено за год? (2 балла)
2)Вставьте пропущенное слово:
Чтобы разделить десятичную дробь на 10,100,1000,…, надо передвинуть запятую на столько цифр____, сколько нулей стоит после единицы в делителе(1 балл)
На "4":
1) Решите задачу №1344 по учебнику (2 балла)
2)Подумай, по какому правилу составлен ряд, продолжи его и напиши два следующих числа
2,4; 1,2; 0,6…(2 балла)
На "5":
1) Решите задачу №1341 по учебнику(3 балла)
2)Подумай, по какому правилу составлен ряд, продолжи его и напиши два следующих числа
2,4;1,2;0,6…(2балла)
Самопроверка. Слайд16
Подведение итогов. Подсчёт полученных баллов за урок
Слайд17
Самостоятельная, дифференцированная работа.
Индивидуальная Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме
РегулятивныеУУД: умение проговаривать последовательность действий, соотносить того, что известно с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие
Личностные УУД: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
VIII.Рефлексия. Вопросы ученикам об уроке:
Чем мы занимались на уроке?
Как правильно разделить десятичную дробь на натуральное число?
Что мы будем делать, если целая часть не делиться на это число?
Когда мы в частном поставим запятую?
Каждому учащемуся выдаётся "солнышко и тучка".
– Ребята, я прошу вас дать оценку своей деятельности на уроке.
Изображение "солнышко" – старался, все получалось; работал в полную силу своих возможностей; чувствовал себя уверенно.
Изображение "солнышко, прикрытое тучкой" – старался, но не все получалось, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
Изображение "тучка" – не старался, у меня не было желания работать, сегодня не мой день.
Наша регата успешно завершена. Не будем останавливаться на достигнутом. Я рада, что вы уходите с хорошим настроением. Пусть у вас всегда будет радостное, солнечное настроение, и на память о нашем уроке возьмите солнышко.
Слайд18 Делают выводы по уроку; через приём «микрофон» выясняют, какими новыми знаниями обогатили себя; оценивают познавательную деятельность за урок в целом
Коллективная, индивидуальная, фронтальная Коммуникативные УУД:
адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании, анализировать эффективность сотрудничества работы в паре и группе.
Личностные УУД: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения, развитие мотивов учебной деятельности личностного смысла учения.
Предметные УУД: публично выражать свои мысли, оценивать свои достижения.
IX. Домашнее задание.
№1379(е, ж)
№1378 или творческое задание: составить и решить задачу по теме: "Действия с десятичными дробями"
Слайд19 Записывают задание в дневник Коллективная Полное понимание способа и важности выполнения домашнего задания.