Технологическая карта урока Деление десятичной дроби на натуральное число 5 класс

Технологическая карта урока
Учитель: Рыбалко Марина Александровна
Класс: 5
Дата: 30.03.2015
Тема
Деление десятичной дроби на натуральное число

Цель темы

Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации – правила деления десятичной дроби на натуральное число.
Цели по содержанию:
обучающие: ввести определение частного десятичной дроби на натуральное число и правила деления, сформировать умение работать по этому правилу;
развивающие: развивать умения работать с текстом (внимательно читать, выделять главное), анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать внимание и память, познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки и самопроверки;
воспитательные: воспитание культуры математической речи, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Основное содержание темы, термины и понятия

Деление десятичной дроби на натуральное число, правило деления

Планируемый результат

Сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число и уметь использовать его при вычислениях.

Личностные УУД
самоопределение, смыслообразование

Познавательные УУД
формулирование проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме


Регулятивные УУД
учитывать правило в планировании и контроле способа решения
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки


Коммуникативные УУД
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
уметь контролировать действия партнера
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Межпредметные связи
География, биология

Формы работы
фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Математика 5 класс» Н.Я.Виленкин, Мнемозина 2012г,
Поурочные разработки к учебнику Н.Я.Виленкина, Москва "ВАКО", 2014г,
Компьютер, проектор, интерактивная доска,
Презентация в Power Point.












Организационная структура урока

этапа
Этап урока
Задачи урока
Деятельность
ЭОР




учителя
учащегося


1
Организационный
Создать благоприятный психологический настрой на работу
-Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
-Прозвенел звонок. Начался урок.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
-Я желаю вам на протяжении всего урока хорошего настроения и успехов.

Включаются в деловой ритм урока.
Отвечают на вопросы учителя.


2
Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и способов действий по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей», "Умножение десятичной дроби на натуральное число", понятие "координатный луч"
- Сегодня, ребята, я предлагаю вам стать исследователями и добыть себе новые знания, для этого вам нужно выполнить следующее задание: найти значения выражений и расставить ответы в виде точек на координатном луче.
- Молодцы! Что же за слово у вас получилось? (БЕРГАМОТ) - Кто знает, что оно обозначает? Правильно! Бергамот – это цитрусовое растение. Плоды его несъедобны, но масло, которое получают из кожуры этих плодов, листьев и цветов имеет приятный и свежий аромат. Бергамотовым маслом ароматизируют чай. Более подробно различные растения вы будите изучать на новом для вас предмете биология, который появится у вас в следующем году. (Показывает взаимосвязь с другими школьными предметами)
Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях, затем , желающие по очереди выходят к доске и отмечают найденные точки на луче. Расшифровывают загаданное слово (БЕРГАМОТ)


3
Выявление места и причины затруднения.
Принятие учащимися целей урока.
- А теперь, ребята, я предлагаю вам узнать ещё кое-что об этом растении Для этого вам нужно выполнить следующие действия и расположить ответы в порядке убывания
- Какой из примеров вызвал у вас затруднения? Попробуйте сформулировать тему и цель урока.
- Молодцы! А какую задачу вы перед собой поставите на уроке?
- Решают поставленную задачу.




-Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цели урока.
- Научиться делить десятичные дроби и применять новое правило при решении упражнений.












4
Построение проекта выхода из затруднения.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы урока
А как мы будем действовать? Какой план мы составим на урок? - Правильно: 1. нужно обратиться к учебнику, найти там данное правило 2. поработаете в парах и расскажете соседу по парте данное правило так, как вы его поняли 3. закрепить новое знание при решении примеров и задач.

Читают параграф, отвечают на вопросы к параграфу, стараются запомнить определение и правило, рассказывают соседу (работа в парах).





5.
Физкультминутка
Разминка учащихся для повышения дальнейшей работоспособности
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,
· в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, тихо сели, вновь за дело.

Выполняют действия, которые задает учитель.


6.
Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи.
Формирование навыка применения определения и правила деления десятичной дроби на натуральное число
-А теперь давайте вернемся к этапу 3 нашего урока и все-таки ответим на поставленный вопрос задачи в третьем этапе.
-Молодцы, ребята! Какое же слово у нас получилось? (ИТАЛИЯ) - Это страна, в которой произрастает бергамот. В каком школьном предмете вы будите подробно изучать разные страны? Правильно, это предмет – география.





- Корректирует отработку нового правила при решении частных задач. Организует диалог из наводящих вопросов при совместном обсуждении решения.
- А сейчас давайте закрепим новое правило при решении задач. Для этого предлагаю вам выполнить № 1341 из учебника. - Прочитайте задачу - Про что задача?



- Что запишем в краткое условие?


- Что можем найти первым действием?
-А что известно про массу 7-ми аэросаней?

- Что найдём следующим действием?
- Что нужно найти в задаче? - А как узнать массу одних аэросаней, если мы знаем массу семи таких саней?
Выполняют задачу этапа 3 урока: по желанию выходят по одному решать записанные на доске примеры. При решении данных примеров своими словами проговаривают правило деления десятичных дробей. Отгадывают зашифрованное слово.
-Отвечают на вопросы учителя.










-Один ученик выходит к доске решать задачу.

- читает задачу. - Про самолёт, в который погрузили тракторы и аэросани.

-Тракторы – 3 шт. по 1,2 т. = ? Аэросани – 7 шт. по ? т. = ? т., но на 2 т. Больше, чем вес тракторов -Массу трёх тракторов
- Она на 2 тонны больше массы трёх тракторов

- Массу семи аэросаней
- Массу одних аэросаней
- Всю массу разделить на 7


7
Включение новых знаний в систему повторения
Выявление уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Организует практическую деятельность при решении уравнений на применение нового правила.
Выполняем №1348 (а,в). - Что нужно выполнить перед началом решения?
№ 1348 (а,в) а.) 4х – х=8,7 3х=8,7 х=8,7:3 х=2,9 Ответ: х=2,9 в.) а+а+8,154=32 2а+8,154=32 2а=32-8,154 2а=23,846 а=23,846:2 а=11,923 Ответ: а=11,923






Подумать и упростить


8
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
-Дает задание на закрепление нового правила. Организует самостоятельную работу учащихся, отслеживает их деятельность.
-После выполнения самостоятельного задания учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа по ответам и выставляют друг другу оценку .
- Ответы на доске: l вариант - № 1340 - а) 2,3; в)12,614 д)4,05 ; №1361 0,6 ; 2,4;2,4; 6,9;0,84 ll вариант - № 1340 - б)30,4 ; г) 64,4; е) 0,007 №1361 - 8; 0,54 ; 0,9; 0 ; 37
Ребята слушают задание учителя, выполняют самостоятельную работу.
l вариант - № 1340 (а; в; д ) ,
№ 1361(а – д ) ll вариант - № 1340 (б, г, е),
№ 1361 (е - к)



-Выполняют взаимопроверку.


9
Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Проверка соответствующих записей.
Определяются с объемом домашнего задания.

Учитель сообщает домашнее задание, разъясняя методику выполнения домашнего задания.
П.35 – учим правила,
стр.212 №1375(1,2 столбики) – решаем примеры в столбик, озвучивая правила
№1376,1378 – задача с кратким условием, внимательным прочтением задачи.
Учащиеся слушают рекомендации учителя по домашнему заданию, записывают домашнее задание в дневник.


10
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации способов деятельности, общения, анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников
- Вы молодцы! Замечательно работали сегодня на уроке, я вами очень довольна!
А вы довольны уроком?
«Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению в данный момент времени»



Анализ выбранных «мордашек»
Ученики рефлексируют.



15