Урок по русской литературе для 5 класса по теме «Северный чародей»

Районный конкурс профессионального мастерства педагога
«Мой лучший урок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»







Урок внеклассного чтения по теме:
«Северный чародей»
(5 класс)




Автор: Денисова Любовь Михайловна.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ОСОШ № 2», высшая кв.категория
Стаж работы - 25 лет.
165210 Архангельская обл, Устьянский р-он,
п.Октябрьский, ул. Ленина, д.26-а
Рабочий телефон: (8.81855)5-18-37
Домашний адрес: 165210 Архангельская обл.,
Устьянский р-он, п.Октябрьский,
ул. Комсомольская, д.5, кв.33.
Телефон: (8.81855) 5-19-26













п. Октябрьский
2012 год

Тема урока: «Северный чародей».
Класс: 5а.
Характеристика класса: общеобразовательный.
Уровень сформированности ОЗУН – средний
Характеристика темы: урок внеклассного чтения по региональному компоненту (1час) .
Тип урока: урок- открытие.
Система целей к уроку:
Общедидактическая цель: сформировать представление о гранях писаховского таланта, познакомить с фактами биографии писателя, особенностями языка сказок Писахова.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект: дать понятие «прототип», познакомить с группами диалектизмов и научить находить их в тексте.
Развивающий аспект: развивать познавательную активность учащихся, их творческие,
артистические способности, навыки исследовательской и проективной деятельности,
формировать навыки самостоятельного поиска информации и составления презен-
тации.
Воспитательный аспект: воспитывать любовь к родному краю через творчество се-
верного писателя- сказочника; воспитывать умение работать организованно, чувство-
вать ответственность за порученное дело.


Структура урока и дидактические задачи этапов:


этап
дидактическая задача

1
Организационный момент
Подготовить к работе учащихся класса

2
Мотивация и целеполагание.
Вызвать интерес к личности писателя

3
Изучение нового материала.
Презентация. Факты биографии. Грани писаховского таланта.
Развивать познавательную активность, формировать навыки самостоятельной работы в подборе материала, его оформлении и презентации.

4

Осознание и осмысление учебного материала.
Викторина. Знаете ли вы сказки Писахова?

Знакомство с героем. Художественный пересказ сказки

Просмотр мультфильма.


Выявить читательскую активность
учащихся, знание ими текстов сказок

Формировать навыки художественно-
го пересказа

Вызвать интерес к творчеству писателя.

5
Закрепление учебного материала.
Практическая работа в группах.
Формировать навыки исследовательской работы над языком художественных произведений.

6
Применение знаний и умений, полученных на уроке.
Инсценировка
Формировать навыки инсценирования текстов художественных произведений.

7
Подведение итогов.
Зачитывание творческой работы ученика «Сказка по-писаховски»
Дать оценку успешного достижения цели.

8
Домашнее задание.
Развивать творческие способности учащихся.

9
Рефлексия.



Формы организации познавательной деятельности:
- общеклассная
- групповая
- индивидуальная
Методы обучения:
- репродуктивный
- поисковый
- исследовательский
- проблемный
- проективный
- деятельностный
Формы реализации методов:
- практическая работа в группах
- презентация проекта
- инсценирование
- сообщения учащихся
- исследование текста
- художественный пересказ
Контроль: контроль учителя, взаимоконтроль.
Оборудование урока:
- презентация
- выставка книг писателя
- выставка рисунков учащихся
- выставка творческих работ учащихся

Перед уроком учащиеся распределяются по группам.



ХОД УРОКА
Организационный момент.
Ребята! Сегодня мы проводим необычный урок, урок - открытие.

Мотивация. Слово учителя Слайд 1
Жил-был в Архангельске старичок с добродушными вислыми усами – этакая местная достопримечательность, знакомая и взрослым, и детям, и умным собакам, и даже чайкам. От его облика веяло чем-то стародавним и сказочным. Он и был настоящим сказочником.
- Кто же этот загадочный человек?
О ком пойдет речь на уроке?
-Да, это Степан Григорьевич Писахов , наш северный чародей, как его называли.

ТЕМА урока-открытия: «Северный чародей.» Слайд 2.
Все ли слова темы понятны? Кто такой чародей?- ответы учащихся:
(волшебник, колдун)
Именно так и называли С.Писахова. (высказывания на слайде)
Слайд 3.

Добрый архангельский колдун. (С.Я.Маршак)
Северный волшебник слова. (Ю.Казаков)

Проблемный вопрос: Почему С.Писахова называли северным чародеем? На этот вопрос вам предстоит ответить в конце урока.
- А какова цель нашего урока? Что мы должны узнать? ( ответы учащихся с обобщением учителя)
Слайд 4
- узнать новое о С.Писахове;
- познакомиться с гранями писаховского таланта;
- познакомиться с особенностями сказок С.Писахова;
- почему С.Писахова называют северным чародеем.

Начнем же это знакомство.

Презентация учащимися проекта «Северный чародей»

-Сообщение - презентация 1 группы
«Биография С.Писахова» Слайд 5-13.

Слово учителя:
С.Писахов был человеком интересующимся. Он много путешествовал.
Где он побывал, к каким выводам приходил в итоге своих путешествий?

- Сообщение – презентация 2 группы
«Писахов – путешественник» Слайд 14-21.

Слово учителя:
Во время своих путешествий Писахов не расставался с кистью и красками.
Оказывается, он был замечательным художником.
Познакомимся с Писаховым- художником. Чему посвящал он свои картины7

- Сообщение – презентация 3 группы
«Писахов – художник». Слайд 22-29.

Слово учителя:
Но все же нам Писахов больше знаком как наш северный сказочник.

- Сообщение – презентация 4 группы
«Писахов – сказочник». Слайд 30-38.

- Ребята, а что такое сказка?
-К какому виду сказок отнесем сказки Степана Писахова?
-Что такое литературная сказка?
- А знаете ли вы сказки Писахова? Из какой сказки отрывок?


Викторина.
(За правильные ответы получают жетоны. В какой группе их окажется больше, та группа побеждает)
Со щукой у нас много хлопот было. Тащили, кряхтели, голова во дворе, хвост в реке. Вот кака была рыбина.
(«Собака Розка»)
Ну и пирожище! Отродясь такого не видывали! Со всех сторон шире стола, и толщинной, и румяняшшой, просто загляденье, а не пирог.
(«Пирог с зубаткой»)
Завтрак состряпашь, самовар согреешь, нас с матушкой завтраком накормишь и спи-отдыхай.
(«Как поп работницу нанимал»)
Над медведем еще долго визжала, верещала, боялась, кабы не ожил. Взяла медведя за лапу и поволокла домой. И всю дорогу голосом верещала.
(«Перепелиха»)
Первый раз вижу, что до белой горячки объелась.
(«Как купчиха постничала»)
Растет торопится, ветками вымахивает. Скоро и над водой размахался большим зеленым деревом и в цвет пустился.
(«Апельсин»)
Я разгорячился! Да так разгорячился, что бок ожгло! Хватил рукой, а в кармане у меня бутылка с водой была, так вода от моей горячечности вскипела.
(«Морожены волки»)
А банный пар из бани тучей выпер, простыл да дождиком теплым и пал. Это дело я стал в уме держать».
(«Зелена баня»)
По жониному зову все хозяйки сбежались с ножницами, с иголками и принялись кроить, резать, шить, петли метать, пуговицы пришивать.
(«Брюки восемнадцать верст длины»)
10.Покеда бегал, вагоны толком, зубна боль у меня из ума выпала, зубы болеть перестали.
(«Сахарна редька»)

Подведение итогов викторины.

-Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки своего земляка.
- А от чьего лица ведется повествование в сказках С.Писахова?. Кто герой-рассказчик? (Сеня Малина из деревни Уйма)
- Давайте-ка отправимся к нему через уемский лес.

Физкультминутка.
Идем через уемский лес
И видим там столько чудес!
Смотрим и вправо, и влево,
Сворачиваем вправо и влево.
К веточкам тянемся,
К грибочкам нагибаемся
И снова выпрямляемся,
А брёвнышко увидим –
Присаживаемся.

Вот и добрались.

Встреча с Сеней Малиной
- Ребята, хотите встретиться с Сеней Малиной?
- Художественный пересказ сказки «Северно сияние»(см. Приложение 1)
(ученик в образе Сени Малины)
Наше знакомство с героем состоялось.
- Что вы можете сказать о Сене Малине на основе известных вам сказок? Какой он?
(добрый, щедрый, ничего не жалеет, грибы и ягоды на всю деревню запасает:«Коли что людям на пользу- мне того не жалко»;любит родной край, свой народ.)
- Оказывается, у Сени .Малины был прототип.

Словарная работа
Прототип – лицо, послужившее автору оригиналом для создания
литературного образа. (запись на доске)

-Кто же явился прототипом писаховского Сени Малины?
(сообщение учащегося о Сене Малине и его прототипе Семене Михайловиче Кривоногове, жителе д.Уйма)
(см. Приложение 2)

Просмотр фрагмента мультфильма « Смех и горе у Бела моря»
( «Вечны льдины»)
(см. Приложения, диск)

- Ребята, в чем необычность, самобытность сказок Писахова, что делает его сказки не похожими ни на чьи другие? (язык)
«Язык моих сказок – язык людей, с коими жил, рос. Он мне более близок, нежели обычный литературный язык», - говорил Писахов.
И он не боялся включать в свои сказки слова, характерные для речи северян. Называл народную речь, «поморскою говорею», считал её истоком своего творчества.
Для языка сказок Писахова характерно широкое употребление диалектизмов.

Презентация «Диалектизмы» ( см. Презентация, диск)
Диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности. (определение ранее рассматривалось)
В сказках Писахова можно выделить несколько групп диалектизмов.

Лексические диалектизмы – неизвестные в литературном языке слова, . которые употребляются в той или иной местности.
Андели – выражение восхищения.
Взаболь – всерьез, на самом деле.

Фонетические диалектизмы – похожи по звучанию на общеупотребительные слова, но отличаются от них произношением некоторых звуков.
Жона – жена,
Спомню – вспомню

Грамматические диалектизмы – похожи на общеупотребительные слова, но отличаются грамматическими формами (стяжение гласных в окончаниях глаголов, прилагательных)
Гулям – гуляем
Чужу – чужую

Практическая работа в группах.

- Ребята, ваша задача – выписать диалектизмы из предложенного вам
отрывка из сказки Степана Писахова «Своя радуга» и определить, к какой группе они относятся.
Дети, совещаясь в группе, исследуют текст (см. Приложение 3)
(Ответ одной группы. Работы группы сдают учителю на проверку)

- Ребята, а зачем нужны диалектизмы? Может быть, можно было и без них обойтись?
(делают речь героев индивидуальной, яркой, выразительной, а сами сказки оригинальными, писаховскими, неповторимыми)

Сказки Писахова – авторские, оригинальные. И таких большинство.
Но все же есть у него сказки – переложения народных северных сказок.
К таким переложениям относится сказка Писахова «Лень и Отеть».

Инсценировка сказки «Лень и Отеть»

-Какой урок можно извлечь из этой сказки?
- Что в ней высмеивается?

Наверно, неслучайно обращался Писахов к переложению народных сказок. Его сказки по своей направленности, созданным образам , по нравственному содержанию близки народным.
Сказки С.Писахова – выражение народной мечты о жизни в достатке, согласии между людьми, в согласии с природой.

Подведение итогов
-А вам понравились сказки Степана Писахова?
-Я вижу, что понравились, иначе сочинить таких замечательных сказок по-писаховски вы бы не смогли.
(зачитывается одна из лучших творческих работ учащихся, просмотренных ранее)
(См. Приложение 4)

-Ребята, открыли ли вы для себя что-то новое о Степане Писахове, о его сказках? (размышления учащихся)
- Почему же его называют северным чародеем?
(размышления учащихся)


Домашнее задание:
Группе А – написать эссе «Сказочный мир Степана .Писахова»
Группе Б – составить кроссворд «Сказки Писахова»
Группе В.- подготовить пересказ эпизода сказки или защиту рисунка (на
выбор)


Рефлексия
- Ребята, интересно ли вам было на уроке? Каково ваше настроение? (дети показывают цветные кружки)
-Молодцы! Спасибо за урок!

Оценивание работы учащихся.








Список литературы

- Литературный Север: книга для учащихся 5-8 классов/ сост. Л.С.Скепнер.-
Архангельск: изд-во Поморского педуниверситета,1995.-431 с.

-Региональный компонент в преподавании литературы в 5 классе общеобра-
зовательной школы: практическое пособие / сост. Т.Ю.Артюгина.- Архангельск:
АО ИППК РО, 2007-47 с.

- Скепнер Л.С. Словесное искусство Русского Севера в литературном об-
разовании и развитии школьников: кн. Для учителя. Монография / Л.С.Скеп-
нер.- Архангельск: ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2002.-239 с.

W [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. wikipedia. org/wiki/Писах









Приложение 1.

Северно сияние.

Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим: день работам , а ночью гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно
сияние сушим. Спервоначалу-то оно не сколь высоко светит.
Бабы да девки сбани дёргают , а робята с заборов. Надёргают эки охапки! Оно
что – дёрнешь, вниз головой опрокинешь – потухнет, мы пучками свяжем, на подволоку повесим, и висит на подволоке , не сохнет, не дохнет. Только летом свет терят. Да летом и не под нужду, а тёмному времени опять отживается.
А зимой другой раз в избе жарко, душно – не продохнуть, носом не проворотить, а дверь открывать нельзя: на улице мороз щелкает. Возьмем северно сияние, теплой водичкой смочим и зажжем. И светло так горит, и воздух очищат, и пахнет хорошо.
Девки у нас модницы, выдумщицы, северно сияние в косах носят – как месяц светит! Да еще из сияния звезд наплетут, на лоб налепят. Страсть сколь красиво! Просто андели!
Про наших девок в песнях пели:
У зари, у зореньки
Много ясных звезд,
А в деревне Уйме им и счету нет!
Девки по деревне пойдут – вся деревня вызвездит.



Приложение 2.

Сообщение учащегося о Сене Малине и его прототипе
Семене Михайловиче Кривоногове.

В деревне Уйма, недалеко от Архангельска, в 1928 году Писахов познакомился с крестьянином Семеном Михайловичем Кривоноговым, по прозвищу Сеня Малина, талантливым сказочником. Семен Михайлович рассказывал ему, как он с дедом «на корабле через Карпаты ездил», «как собака Розка волков ловила». С тех пор Сеня Малина становится героем и рассказчиком многих сказок Писахова.

«Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков, - я свои сказки веду от имени Сени Малины», - говорил писатель.

Сеня Малина все может, все умеет. Для него, с его смекалкой и предприимчивостью, ничего невозможного нет. Он засушивает впрок северное сияние, расхаживает по городу с налимом, как с собачонкой, на веревочке, волков в лесу лютым холодом морозитВыдумки и фантазии ему не занимать.
Неповторима речь героя. У него каждое слово имеет «свой вид, свой цвет, свой свет». Сеня Малина родом из веселого племени русских скоморохов, тех потешных людей, речевое искусство которых и по сие время дает себя знать в языке северян.


Приложение 3.

Отрывок из сказки С.Писахова
«Своя радуга»
Как изба-то светом налилась, да как песню мою жона услыхала, разом на обрадованье повернула. Самовар согрела, горячих опекишей на стол выставила.
В тот раз чай пили без ругани. И весь вечер моя жона «светиком» звала. На улице уже потемень, а у нас в избе светлехонько. Мы и в толк не берем отчего да не думам. Только я шевельнусь, свет по избе разныма цветами заиграт! Дело-то просто. Я об радугу натерся. Сам знашь. Протерты штаны завсегда хорошо светятся, а тут тер-то об радугу!
Спать пора и нам, и другим.



Приложение 4.


Булависарев Влад 5- а кл.


Охота на медведя.
(сказка по-писаховски)

Расскажу-ко я вам , робята, про наш Устьянский край. Сущу правду расскажу.
Что ни скажу – всё правда.
В стары годы всяки звери в наших лесах водились. Особо много медведей
бывало. По осени я на медведя охотился. Три дня занапрасно берлогу искал,
на четвёртый день стары старухи подсказали. Выторопился, нашёл берлогу.
Затаился, а зверя не воймую. Подтащился близёхонько, глянул в берлогу
Ахти! А там медведь, как путний, на задних лапах стоит, приосанился, на меня зенки пялит, лапой машет, как любимого дружка в гости зовёт . Залез
Я берлогу, а у медведя, как у путёвого хозяина, стол накрыт, шаньги, чай
с мёдом на столе. Попили чаю, да я и к дому засобирался. Вёрст с десяток
бегом бежал, не оглядывался.
Вот кака история со мной в Устьянах приключилась. Хошь верь, хошь не
верь, а только я с того дня на охоту больше ни ногой. Зарок дал.





Пояснительная записка



Предлагаемый конспект урока внеклассного чтения представляет собой один из возможных вариантов уроков литературы по региональному компоненту для учащихся 5-х классов. Знакомясь с творчеством писателя – земляка, дети
испытывают неподдельный интерес, что способствует воспитанию любви к род-
ному краю.
Урок построен с применением технологий развивающего, проблемного обу- чения, технологий проектной и исследовательской деятельности, развития творческих способностей учащихся, информационно-коммуникативных техноло-
гий.
Используемые технологии активизируют познавательную деятельность учеников
как на уроке, так и в процессе подготовки к нему, способствуют формирова- нию навыков самостоятельной работы в поиске необходимой информации, её оформлении и презентации, приобщают учащихся к исследовательской и проект- ной деятельности, развивают творческие, артистические способности детей.
Уместное использование ИКТ, включение в урок фрагмента мультфильма по
сказкам Писахова способствует формированию интереса учащихся, созданию комфортных эмоционально-психологических условий на уроке.
Применяемая групповая форма работы как при подготовке к уроку, так и на уроке развивает умение работать сплочённо,организованно, воспитывает чувст-во ответственности за порученное дело.
Проведённая ранее большая подготовительная индивидуальная и групповая работа ( чтение учащимися сказок, поиск материала , подготовка презентаций
и сообщений, выполнение рисунков, сочинение сказок по-писаховски, подготов-
ка инсценировок и художественных пересказов), а также активная работа уча-
щихся на уроке дали хорошие результаты.
Урок является открытием для учащихся . Дети много нового узнали о Писахо- ве, показали хорошее знание его сказок и их особенностей. Выполненные детьми рисунки, сочинённые ими сказки по-писаховски оказались интересными, яркими, неповторимыми.
Дифференцированное домашнее задание способствует осуществлению инди-
видуального подхода в обучении.











15