Система работы учителя математики( опыт работы)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 П. КЛЕТНЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
НА ПРИМЕРЕ 5 КЛАССА

Подготовила учитель первой категории
Н.В.КасацкаяКЛЕТНЯ, 2013
Болезненными, сложными проблемами школы средней ступени являются снижения интереса учащихся к учению, рост неуспеваемости, падение качества знаний, умений и навыков, неудовлетворённость учителя результатами своего труда. И особенно сложным в настоящее время оказалось преподавание такого предмета, как математика. Известно, что, не получив на каком либо этапе необходимого фундамента математической подготовки, ученик оказывается не в состоянии продолжать успешно учиться. Пытаясь снять остроту проблем учебной деятельности подростков, я путем проб и ошибок, стараюсь отобрать наиболее рациональные формы обучения. Исходя из этого, я стремлюсь перенять накопленный опыт других педагогов, стремлюсь перенять и внести изменения с учётом своего опыта работы. Поэтому важным для меня стало создание системы процесса обучения. Не зря ведь великий педагог К.Д. Ушинский сказал: «Только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, даёт нам полную власть над нашими знаниями…».
Американские психологи Кэрролл и Блум, исходя, из многолетних опытов и наблюдений установили, что процесс обучения будет более эффективным, если постоянными параметрами будут результаты обучения, а нефиксированные параметры условий обучения будут способствовать достижению всеми учащимися заранее заданного результата. Реализуя данный подход, последователи Кэрролла и Блума Блок и Андерсон на практике разработали соответствующую систему обучения на основе «полного усвоения». Данное дидактическое направление разрабатывается на протяжении последних двух с половиной десятилетий. Работа по данной системе ведётся в школах Великобритании, Австралии, США, Эстонии и других стран.
И исходя из этого, оптимальным для себя, как учителя математики я выбрала такой путь:
перенять то, что открыто другими;
выявить те положения теории, которые необходимо знать для правильной организации обучения;
трансформировать теоретические положения и обобщения в практическую деятельность;
адаптировать уже имеющиеся дидактические материалы или создать новые с акцентом на данную технологию.
Для организации своей педагогической деятельности я выделила следующие технологические условия.
общая установка учителя, т.е. организовать учебный процесс так чтобы ученики смогли усвоить необходимый учебный материал.
определить результаты, какие должны быть получены в конце отдельной темы, раздела.
разбить учебный материал на отдельные фрагменты. Помимо содержательной целостности, ориентиром при разбивке на разделы служит та или иная продолжительность изучения материала.
составление диагностических тестов. Основное назначение тестов – выявить необходимость коррекционной работы.
составление дополнительных учебных материалов. Эти материалы рассчитаны на организацию самостоятельной деятельности учащихся, в процессе работы над которыми организуется работа над разрешением учебных затруднений.
составление разноуровневых контрольных работ. В ходе таких работ выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что даёт возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.
выбор оптимальных методов, форм и средств деятельности учителя и учащихся.
ориентация учащихся. Я подробно останавливаюсь на том, что должны усвоить учащиеся.
Кроме того, на своих уроках я применяю компьютерные технологии, в частности интерактивную доску.
Я считаю, что при этом происходит:
повышение эффективности обучения за счет нового качества наглядности,  интерактивности учебного процесса;
уплотнение учебной информации за счет ее свертывания, развертывания во времени и пространстве;
оптимизация темпа работы ученика – уровневая дифференциация обучения, индивидуализация обучения;
эффективная реализация межпредметных связей;
Уроки с применением мультимедийных презентаций, во многом выигрывают по сравнению с традиционными «доска-мел».
В сложившейся классно-урочной системе среднего образования каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков; сложная процессуальная система, состоящая из этапов. И на каждом этапе возможно применение ИКТ , как еще одного инструмента исследования; как источника дополнительной информации по предмету.
Функции современного урока:
Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями;
Обучение учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями;
Формирование прочных мотивов учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания.
Я считаю, что использование ИКТ в школе позволяет:
Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
Овладевать практическими способами работы с информацией.
Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Проводить уроки на высоком эстетическом уровне.
Индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Обеспечить занятость учащихся в послеурочное время, в том числе подготовку к контрольным работам
Уроки с применением мультимедийных презентаций. Это  экономия времени на уроке, возможность демонстрации значительно большего объема информации, наглядность, эстетичность. Такие уроки вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников. С помощью компьютерной презентации, например, проверка решения получается более эффективной, существенно сокращается время на получение обратной связи.  Учащимся можно предложить образцы оформления решений, записи условия задачи, продемонстрировать фрагменты построений, организовать устное решение достаточно сложных по содержанию и формулировке задач.Компьютерную презентацию я, вместе с учащимися использую на этапах урока:
 1). На этапе преподавания нового материала и контроля.
  2). При использовании тестовых заданий при подготовке к итоговой аттестации.
3). Во внеурочной деятельности. Защита проекта как форма аттестации
5) «Проектная деятельность учащихся»
Я имею довольно большой опыт работы с компьютерными технологиями. В прошлом учебном году был обобщён мой опыт.
Благодаря работе по данной системе обучения учащихся я смогла «поднять» качество знаний. Мои ученики принимают участие в районных и областных олимпиадах. Работая по данной системе, я выпустила уже 8 медалистов, среди них есть и золотые медали. Мои ученики учатся в педагогических университетах и работают учителями средних школ.

Приведу конкретный пример, как я организую свою деятельность по перечисленным технологическим условиям.
К процессу планирования предъявляю к себе следующие требования. Логика учебного процесса требует, чтобы сначала было спланировано изучение всего курса (на основе требований государственных программ). Затем составляю планирование – учебной темы (как конкретизации частного на основе общего, т.е. общих задач на уровне каждой из изученных тем) и только после этого – урочные темы.
Планирование в 5 классе.
1.Натуральные числа. Начала геометрии
Натуральные числа, запись натуральных чисел.
Разряды и классы в записи числа.
Отрезок. Длина отрезка.
Плоскость, прямая, луч.
Шкалы и координаты, координатный луч.
Практическая работа №1
2. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Меньше или больше. Сравнение натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел и его свойства
Вычитание натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
Диагностический тест №1
Урок коррекции и развития
Контрольная работа №1
3. Выражения. Уравнения
Числовые и буквенные выражения.
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
Формулы.
Уравнения.
Диагностический тест №2
Урок коррекции и развития
Контрольная работа №2
4. Десятичные дроби.
Понятие десятичной дроби. Десятичная запись дробей.
Сравнение десятичных дробей
Округление десятичных дробей
Диагностический тест №3.
Урок коррекции и развития
Контрольная работа №3
5. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Сложение десятичных дробей
Диагностический тест №4.
Урок коррекции и развития
Вычитание десятичных дробей
Диагностический тест №5.
Урок коррекции и развития
Контрольная работа №4.
6. Умножение
Умножение натуральных чисел и его свойства.
Упрощение выражений
Диагностический тест №6.
Урок коррекции и развития
Квадрат и куб числа.
Контрольная работа №5
Умножение десятичных дробей на натуральные числа
Умножение десятичных дробей на десятичные дроби и частные случаи умножения.
Диагностический тест №7
Урок коррекции и развития
Контрольная работа №6.
7. Деление
Деление натуральных чисел
Деление с остатком
Порядок выполнения действий
Диагностический тест №8
Урок коррекции и развития
Контрольная работа №7
Деление десятичных дробей на натуральные числа
Деление десятичных дробей на десятичные дроби и частные случаи деления
Диагностический тест №9
Урок коррекции и развития
Контрольная работа №8
Среднее арифметическое
Все действия с десятичными дробями
Контрольная работа №9
8. Проценты
Понятие процента
Нахождение процентов от числа
Нахождение числа по его процентам
Нахождение процентного отношения чисел
Все задачи на проценты
Диагностический тест №10
Урок коррекции и развития
Контрольная работа №10
9. Геометрические фигуры.
Окружность, круг.
Угол, виды углов.
Треугольники
Измерение углов
Площади, единицы измерения площадей.
Прямоугольный параллелепипед.
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Практическая работа №2.
10.Обыкновенные дроби.
Доли. Обыкновенные дроби.
Сравнение дробей.
Диагностический тест №11
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Деление и дроби.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Диагностический тест №12
Урок коррекции и развития
Контрольная работа №11
11. Приложения математики.
Диаграммы
12. Повторение курса 5 класса
Уроки повторения
Итоговая контрольная работа.
Диагностические тесты
Диагностический тест №1
Сложение и вычитание натуральных чисел.
Сравнение натуральных чисел.
Диагностический тест №2
Числовые и буквенные выражения. Уравнение
Диагностический тест №3
Первое знакомство с десятичными дробями
Диагностический тест №4
Сложение десятичных дробей
Диагностический тест №5
Вычитание десятичных дробей
Диагностический тест №6
Умножение натуральных чисел
Диагностический тест №7
Умножение десятичных дробей
Диагностический тест №8
Деление натуральных чисел
Диагностический тест №9
Деление десятичных дробей
Диагностический тест №10.
Проценты.
Диагностический тест №11.
Обыкновенные дроби.
Диагностический тест №12.
Действия с обыкновенными дробями.
Диагностический тест №1
Сложение и вычитание натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел.
Вариант 1
1.Число 1 – наименьшее натуральное число.
а) да; б)нет; в) не знаю; г) свой ответ.
2. Каждое натуральное число имеет последующее.
а) да; б) нет; в) не знаю; г) свой ответ.
3. Число 118 предшествует числу 119.
а) да; б) нет; в) не знаю; г) свой ответ.
4. В разряде сотен тысяч в записи числа 135 624 790 стоит цифра:
а) 2; б) 1; в) 6; г) свой ответ.
5. Из данных чисел выберите наименьшее:
а) 3 877 009; б) 3 846 998; в) 495 903; г) свой ответ.
6. Выберите правильную запись сравнения чисел 3782 и 3872.
а) 3782> 3872; б) 3782 < 3872; в) 3782 = 3872; г) свой ответ.
7. Запись 3906 ≈ 3910 означает, что число 3906 округлено до:
а) сотен; б) тысяч; в) десятков; г) свой ответ.
8. результат сложения двух чисел называется:
а) разностью; б) произведением; в) суммой; г) свой ответ.
9. Если уменьшаемое12784, вычитаемое 9386, то разность равна:
а) 22 170; б) 3389; в) 3398; г) свой ответ.
10. При выполнения вычитания чисел 5837 и 45 в столбик правильной является запись:
а) 5837 б) 5837 в) 5837 г) свой ответ.
---
45 45 45
11. Сумма чисел 7549 и 3451 равна:
а) 11 000; б) 10 990; в) 4098; г) свой ответ.
12. При выполнении действий 104 560 + (30 567 – 30 040) получается:
а) 105 087; б) 104 087; в) 165 167; г) свой ответ.
13. Верным является равенство:
а) 5м 2дм = 52 см; б) 5м 2дм = 502 см; в) 5м 2дм =520 см; г) свой ответ.
14. Переместительное свойство сложения для чисел 15 и 18 записывается так:
а) 15 + 18 = 15 ∙ 18; б) 15 + 18 = 18 – 15; в) 15 + 18 = 18 + 15; г) свой ответ.
15. Свойство вычитания суммы из числа 10 и суммы 3 и 1 записывается так:
а) 10 – (3 + 1) = (10 – 3) -1; б) (10 + 3) – 1 = 10 – (3 + 1); в) 10 – (3 + 1) = 10 – 3 + 1;
в) свой ответ.
16. Выбери из данных чисел точные:
а) расстояние между Москвой и Брянском – 400км; б) скорость автомобиля
75 км/ч; в) в коробке 6 карандашей; г) длина классной комнаты 820 см.
17. Верно ли, что точка А(228) на координатном (числовом) луче расположена правее точки В(282)?
а) да; б) нет; в) не знаю; г) свой ответ.
18*. Чему равна разность самого большого и самого маленького из чисел, составленных из цифр 1, 3 и 5? ( В любом числе каждая цифра используется один раз.)
а) 396; б) 216; в) 666; г) свой ответ.
Контрольные и практические работы.
Практическая работа №1
Начала геометрии
Контрольная работа №1
Сложение и вычитание натуральных чисел.
Сравнение натуральных чисел.
Контрольная работа №2
Числовые и буквенные выражения. Уравнения.
Контрольная работа №3
Первое знакомство с десятичными дробями
Контрольная работа №4
Сложение и вычитание десятичных дробей
Контрольная работа №5
Умножение натуральных чисел.
Контрольная работа №6
Умножение десятичных дробей
Контрольная работа №7
Деление натуральных чисел.
Контрольная работа №8
Деление десятичных дробей.
Контрольная работа №9
Все действия с десятичными дробями.
Контрольная работа №10.
Проценты.
Практическая работа №2.
Геометрические фигуры.
Контрольная работа №11.
Обыкновенные дроби.
Итоговая контрольная работа.
Практическая работа №1
Начала геометрии.
Вариант 1
Обязательный уровень
Начертите прямую:
а) отметьте на ней точки А и В, расстояние между которыми 5 см;
б) между точками А и В отметьте точку С;
в) определите длину отрезка ВС;
г) отметьте точку Е, не принадлежащую прямой.
Отметьте точки Р и Т. Проведите через них прямую. Начертите луч ОА, пересекающий прямую РТ, и отрезок СЕ, не пересекающий прямую РТ.
Начертите координатный луч, отметьте на нем точки А(1), В(7) и С(3).
Запишите координаты точек М, С, Р и К отмеченных на координатном луче.
МКС РХ
0
Продвинутый уровень.
Начертите луч МК. Постройте луч, дополнительный лучу МК, и обозначьте его. На каждом луче отметьте от его начала подряд по два отрезка длиной 2 см 5мм. Определите длину наибольшего отрезка.
Начертите прямую АВ, луч СД и отрезки МК и ОР так, чтобы отрезок МК лежал на прямой АВ, отрезок ОР лежал на луче СД и чтобы прямая АВ пересекала отрезок МК. Будет ли прямая АВ пересекать луч СД?
Углубленный уровень.
7. Точки А, В, С, Д и Е расположены на координатном луче так, что АВ = ВС = = СД = ДЕ.
АВ С Д Е

а) Найдите координаты точек В, Д, Е, если А(7), а В(21).
б) Запишите координаты двух каких-нибудь точек, принадлежащих отрезку ДЕ.
Контрольная работа №1
Сложение и вычитание натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел.
Вариант 1
Обязательный уровень
Выполните действия:
а) 385 047 + 6 678 562; б) 4 006 063 – 38 466.
Найдите значение выражения (823 – 754) + 258.
Какое из чисел больше?
а) 785 или 5001; б) 3136 или 3163.
4. Округлите:
а) до десятков число 1373; б) до десятков тысяч число 239 866;
в) до миллионов число 3 847 519 230.
5. В магазин завезли яблоки, сливы и груши: яблок привезли 438 кг, а груш на 69 кг меньше. Слив завезли столько, сколько яблок и груш вместе. Сколько всего фруктов завезли в магазин?
Продвинутый уровень
6.На сколько сумма чисел 3689 и 2956 больше их разности?
Вычислите, выбрав удобный порядок выполнения действий:
а) 241 + 2427 + 373; б) (654 + 289) – 454.
Углубленный уровень
Какое число надо вычесть из 120, чтобы получилась сумма чисел 39 и 59?
Напишите наименьшее десятизначное число, в котором все цифры разные.

Коррекционно-развивающие материалы
Сложение и вычитание натуральных чисел
Повторный уровень
Чтение и запись натуральных чисел
Повторный уровень
Сравнение натуральных чисел
Повторный уровень
Округление натуральных чисел
Повторный уровень
Сложение и вычитание натуральных чисел
Продвинутый уровень
Натуральные числа. Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел
Углублённый уровень
Натуральные числа. Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел
Выражения. Уравнения
Повторный уровень
Уравнение
Повторный уровень
Числовые и буквенные выражения. Формулы
Повторный уровень
Свойства сложения и вычитания
Продвинутый уровень
Числовые и буквенные выражения. Уравнение
Углубленный уровень
Числовые и буквенные выражения. Уравнение
Десятичные дроби
Повторный уровень
Понятие десятичной дроби
Повторный уровень
Изображение десятичной дроби на координатном луче
Повторный уровень
Равенство десятичных дробей
Повторный уровень
Сравнение десятичных дробей
Повторный уровень
Округление десятичных дробей
Продвинутый уровень
Первое знакомство с десятичными дробями
Углубленный уровень
Первое знакомство с десятичными дробями
Сложение и вычитание десятичных дробей
Повторный уровень
Сложение десятичных дробей
Продвинутый уровень
Сложение десятичных дробей
Повторный уровень
Вычитание десятичных дробей
Продвинутый уровень
Вычитание десятичных дробей
Углубленный уровень
Сложение и вычитание десятичных дробей
Умножение натуральных чисел
Повторный уровень
Умножение натуральных чисел
Повторный уровень
Умножение многозначных чисел.
Повторный уровень
Переместительный и сочетательный законы умножения
Повторный уровень
Распределительное свойство умножения
Продвинутый уровень
Умножение натуральных чисел
Углубленный уровень
Умножение натуральных чисел
Умножение десятичных дробей
Повторный уровень
Умножение десятичной дроби на натуральное число. Умножение десятичной дроби на десятичную дробь
Повторный уровень
Умножение десятичной дроби на разрядную единицу (числа вида 10;100;…)
Продвинутый уровень
Умножение десятичных дробей
Углубленный уровень
Умножение десятичных дробей
Деление натуральных чисел
Повторный уровень
Нахождение компонентов при умножении и делении
Повторный уровень
Деление с остатком
Продвинутый уровень
Деление натуральных чисел
Углубленный уровень
Деление натуральных чисел
Деление десятичных дробей
Повторный уровень
Деление десятичной дроби на натуральное число
Повторный уровень
Деление десятичной дроби на десятичную дробь
Повторный уровень
Деление десятичной дроби на разрядную единицу (числа вида 10;100;…)
Продвинутый уровень
Деление десятичных дробей
Углубленный уровень
Деление десятичных дробей
Проценты
Повторный уровень
Понятие процента
Повторный уровень
Нахождение процентов от данного числа
Повторный уровень
Нахождение числа по его процентам
Повторный уровень
Нахождения процентного отношения чисел
Продвинутый уровень
Проценты
Углубленный уровень
Проценты
Обыкновенные дроби
Повторный уровень
Обыкновенные дроби
Повторный уровень
Правильные и неправильные дроби
Повторный уровень
Сравнение дробей
Повторный уровень
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Повторный уровень
Смешанные числа
Повторный уровень
Сложение и вычитание смешанных чисел
Продвинутый уровень
Обыкновенные дроби
Углубленный уровень
Обыкновенные дроби

Выражения. Уравнения
Повторный уровень
Уравнение
Справочный материал 1
Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой. Неизвестное число в уравнении не обязательно обозначается буквой х, можно использовать любую букву латинского алфавита: а, в, с, и т.д.
Корень уравнения – это такое значение буквы (неизвестного), при котором уравнение обращается в верное равенство.
Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
Чтобы проверить, правильно ли решено уравнение, надо вместо неизвестного подставить в данное уравнение найденный корень и выполнить нужные вычисления. Если получим верное равенство, то уравнение решено правильно.
Справочный материал 2
Нахождение компонентов при сложении:
а + в = с
слагаемое слагаемое сумма
часть часть целое
Чтобы найти неизвестное слагаемое, достаточно из суммы вычесть известное слагаемое.
Иначе, чтобы найти часть, достаточно из целого вычесть часть.
а = с – в
нахождение компонентов при вычитании:
а - в = с
уменьшаемое вычитаемое разность
целое часть частьа) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, достаточно к разности прибавить вычитаемое.
Иначе, чтобы найти целое, достаточно к части прибавить часть.
а = в + с
б) чтобы найти неизвестное вычитаемое, достаточно из уменьшаемого вычесть разность.
Иначе, чтобы найти часть, достаточно из целого вычесть часть.
в = а – с.
Проверьте себя
Найдите неизвестные компоненты:
а)
Слагаемое
часть Слагаемое
часть Сумма
целое
848 + 921 = 1769 848 921 1769
? + 807 = 900 ? 807 ?
б)
Уменьшаемое
Целое Вычитаемое
Часть Разность
Часть
1769 – 921 = 848 1769 921 848
? - 807 = 93 ? 807 ?
900 - ? = 807 ? ? ?
Решите уравнение х + 72 = 119 и сделайте проверку.
План действий Решение
1. Определите неизвестный компонент х – неизвестное слагаемое
2. Установите, как находится неизвестный компонент Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое (из целого вычесть часть), т.е.
х = 119 - 72
3. Вычислите корень х = 47
4. сделайте проверку Подставьте в данное уравнение вместо неизвестного найденный корень и выполните указанные действия:
47 + 72 = 119
119 = 119, равенство верное
5. Запишите ответ х = 47
Решите уравнение 1561 – у = 1476 и сделайте проверку.
План действия Решение
1. Определите неизвестный компонент у -неизвестное
2. Установите, как находится неизвестный компонент Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность, т.е. у = 1561 - 1476
3. Вычислите корень у = 85
4. Сделайте проверку Подставьте вместо неизвестного найденный корень в данное уравнение и выполните указанные действия:
1561 – 85 = 1476
1476 = 1476
равенство верное
5. Запишите ответ у = 85
Решите уравнение х – 129 = 371 и сделайте проверку.
План действия Решение
1. Определите неизвестный компонент х – неизвестное уменьшаемое
2. Установите, как находится неизвестный компонент Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо __?__разность (__?__части), т.е.
х = ___?___
3. Вычислите корень х = ?4. Сделайте проверку Подставьте вместо ___?__ найденный ___?___ в данное уравнение и выполните ___?____:
? – 129 = 371
? = 371
равенство ___?___
5. Запишите ответ х = ?Решите самостоятельно.
Укажите, какие записи являются уравнениями:
а) 3 + 5; б) 5х +5; в) 3 + 5 = 8; г) 3х + 5 = 8; д) 3х > 5; е) 3х + 5х = 8.
Запишите в виде уравнения вопросы.
а) Какое число надо прибавить к числу 607, чтобы в результате получилось 711?
б) Из какого числа надо вычесть 768, чтобы в результате получилось 355?
3. Решите уравнения и сделайте проверку:
а) х + 798 = 3624; б) 2341 + а = 3000; в) 2341 – у = 1859; г) в – 1506 = 910.
4.+ Найдите корни уравнения:
а) 1038 – х = 162 + 227; б) 238 + у = 1014 – 277; в) 138 + 54 + х = 218.
5.+ Ученик задумал число. Он увеличил его на 9 и к полученному результату прибавил 40. получилось 76. какое число задумал ученик?
Если вы выполнили задания 3 – 5 правильно, то найдите ответы среди этих чисел: 659; 649; 499; 2