Нарушение звукопроизношения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема


Нарушение звукопроизношения у младших школьников
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема
Паукова Н.В.
ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
Хорошее развитие устной речи ребенка – одна из необходимейших предпосылок овладения умением читать и писать. Письменная речь возможна только на основе хорошо развитой устной речи. К моменту поступления в школу ребенок должен хорошо понимать обиходную речь, правильно произносить звуки, правильно строить фразы.
Многие дети приходят в I класс с дефектами речи. Невнимание к ребенку в раннем возрасте, в период активного овладения речью, неправильности в речи родителей или воспитателей, подражание сверстникам – все это может привести к тому, что ребенок будет говорить неправильно.
Недостатки произношения чаще всего отражаются, как в зеркале, в письме и чтении. Борьба с этими недостатками ложится на ребенка дополнительной нагрузкой. Без помощи он может не справиться сам с возникающими трудностями – начнет отставать от класса, получать за свою работу низкие оценки, терять интерес к учению. Поэтому помощь необходима немедленная. Букварный период наиболее благоприятное время для работы над речью: наши усилия идут в одном направлении с тем, чем ребенок занимается в школе на уроках. А там он учится произносить звуки и читать их буквенные обозначения. Это помогает совмещать исправление дефектов звуков с освоением грамоты.
Одним из аспектов нарушения звукопроизношения у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является его негативное влияние на личность ребенка.
Тенденции современного образования вносят существенные коррективы в работу логопеда общеобразовательной школы. В настоящее время учителю-логопеду наряду с основной задачей - предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной недостатками речи, необходимо решать и второстепенную - устранять негативное влияние неправильного звукопроизношения на личность ребёнка.
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа.
На довербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. На втором этапе - этапе возникновения речи - ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова. Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на этапе развития речевого общения.
В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Слово, таким образом, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции.
Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.
Речь, возникнув, развивает, совершенствует многие неречевые психические процессы. Развитие речи качественно перестраивает всю психическую деятельность, оказывает существенное влияние на формирование мышления, восприятия, памяти. В ходе психического развития ребёнка происходит качественное изменение структуры и организации высших психических функций. Большая роль в их перестройке принадлежит речи. С появлением речи возникает качественно новый тип мышления - вербально-логическое мышление, значение слова становится средством мыслительной деятельности ребёнка. При этом происходит совершенствование и наглядно-образного, и наглядно-действенного мышления. Речь совершенствует не только процессы мышления. Речь качественно изменяет восприятие ребенка. Оно становится более точным, дифференцированным, обобщенным, вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания.
Для детей с нарушенным звукопроизношением может быть характерна эмоциональная возбудимость, частая смена настроений, стеснительность при первичном общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка.
У детей может проявляться потребность в эмоциональном сопереживании со стороны близкого, у них чрезмерно развита потребность в положительной оценке: ''хороший, делаешь как надо, поступаешь правильно''. Если подобное подкрепление отсутствует, то у ребенка снижается активность, он становится тревожным, ошибается в оценке собственных возможностей.
Все перечисленные качества могут усугубиться при попадании такого ребенка в неблагоприятную социальную среду, где его будут передразнивать, смеяться над неправильным звукопроизношением.
Проблемы с речью обязательно отразятся и на успеваемости, потому что ребенок обычно стесняется своего недостатка и весьма неохотно поднимает руку, стараясь оставаться незамеченным.
Из всего выше сказанного понятно, что речь не только тесным образом связана с развитием высших психических функций, но и оказывает значительное влияние на личностные и поведенческие особенности ребенка. Следовательно, важна своевременная коррекция речевых недостатков. Только привлекательно оформленные упражнения и игровые задания, удерживающие внимание ребенка, будут эффективны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, насколько важна профессия логопеда. От своевременно оказанной логопедической помощи зависит дальнейшее психологическое развитие личности ребенка: уверенность в себе, способность добиваться поставленной цели, выбор профессии, устройство личной жизни.