Опыт работы в рамках работы патриотического кружка Дончата


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Опыт работы в рамках патриотического кружка по краеведению «Дончата» учителя истории и обществознания Урянской А. Ю.
Подготовила учитель истории
и обществознания МБОУ СОШ №7
г.Новошахтинска
Урянская А. Ю.
г.Новошахтинск2014-15 уч г.
Опыт работы в рамках патриотического кружка по краеведению «Дончата» учителя истории и обществознания Урянской А. Ю.
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её усвоению»
В.Г.Белинский Интенсивные изменения, происходящие в современном мире, приводят к изменениям и в нашей стране. Они коснулись и системы образования. Главной целью российской школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие и воспитание детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей. Модернизационная цель образования – дать критерии ориентации в потоке возрастающей информации и производства знаний, которых нет, но потребность, в которых человек ощущает. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. И этот процесс развития неотъемлем от процесса воспитания. Как результат данной задачи стало внедрение федерального государственного образовательного стандарта модернизации российской школы (далее - ФГОС), реализация которого закреплена новым федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "Об образовании в Российской Федерации". В связи с этим, происходит поэтапный процесс замены знаниевой системы школьного образования на преимущественно компетентностную модель, которая заключается в наличие необходимых знаний и умений их использовать. Педагогу необходимо научить школьника планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Предполагается, что выполняя проектную либо исследовательскую работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников и воспитанность. Поэтому обретение опыта проектной и исследовательской деятельности является одним из требований ФГОС. Школьники могут получать такой опыт не только в урочной, но и во внеурочной деятельности, через систему дополнительного образования. В связи с этим для системы дополнительного образования имеется огромное поле деятельности по патриотическому воспитанию. Через эту систему можно осуществить методику «ожившей истории»: знакомство с историческими памятниками, участие в научно-исследовательских экспедициях, составление Книги Памяти, участие в реставрационных работах и т.д., формировать ценностное воспитание отношения к нашему прошлому, прививать навыки исследователя, для которого важно знать и трагическое и героическое в отечественной истории. В этом смысле большую помощь могут оказать изучение литературного материала, экскурсионная деятельность, тематические прогулки, использование семейных архивов, краеведческо-исследовательская деятельность, краеведческо-проектная деятельность. Выработка отношения к стране, в которой живёт человек, начинается с детства и с отношения к своей малой родине. Этому способствует формирование субъективной позиции ребёнка в ходе реализации программ дополнительного образования краеведческой патриотической деятельности, когда учащийся проявляет себя не как пассивный зритель, слушатель, а в качестве активного, самостоятельного участника познания мира, организации жизнедеятельности группы. Поскольку процесс воспитания длителен во времени и включает не один вид направления, то промежуточной результативностью можно считать мнения о работе самих учащихся, их родителей, отзывы коллег. Так, ученики с интересом посещают кружковые занятия, увлечённо изучают родные места их историю, совершают прогулки по району, экскурсии, выполняют проектные работы.
Особенностью программы кружка «Дончата» является то, что вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Я и окружающий мир,
Природа Донского края,
Человек и природа,
Жизнь на Дону,
Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность. Условно внутри программы происходит деление на 3 части:1. Вводные занятия – организационные вопросы работы педагога с группой, задачи курса, проведение инструктажа по технике безопасности занятий, в т.ч. и на экскурсионных маршрутах, основные теоретические аспекты изучаемого материала. 2. Разнообразные направления деятельности – патриотическое, экологическое, историческое, географическое, досуговое, спортивное. 3. Обобщение результатов работы – рефлексия, составление фотоотчёта, оформление документации. Основная деятельность реализуется через 2-й блок занятий, где осуществляется знакомство с музейными артефактами, изучение исторических, экологических и географических особенностей малой родины, спортивными и досуговыми площадками района. 
Условиями реализации программы, направления работы, воспитательного процесса является наличие методического, исторического, литературного, географического и др. материала, наличие постоянного кабинета, возможности организации экскурсий, прогулок по району, встреч с интересными людьми, а также материально- техническое оснащение школы, связи с другими образовательными учреждениями, центрами.  Программа своей главной целью ставит - изучение истории Донского края, воспитывая у учащихся патриотизм, уважение к прошлому, гражданственность, развивая мировоззренческие убеждения, формируя исторические экологические понятия, развивая любовь к спорту и сохранению здоровья, используя краеведческий подход. Разделяем их на: Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Формы работы: камеральная (вводные занятия, теоретические основы, работа с источниками информации, работа с документами, анализ полученных результатов), экскурсионная (посещение исторических, культурных и др. общественных мест своего района). Сроки реализации программы: 2012–2016 учебные годы.
Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся младших классов, проводимых во внеурочное время. Курс включает 34 занятия в год – один час в неделю. Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС  (33ч)
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (25ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа (4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии (1)
В школьный двор, сад; к водоёму, по родному городу.
Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка
2 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (5ч) С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч). Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. Почва Донского края и её значение для растений и животных. Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч). Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (6ч) Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды) С днём рождения, родной город (село). Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города . Вместе дружная семья.
Экскурсии:«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка, урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра.
3 класс (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми. Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (4ч) Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (13ч) Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город. Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии: «Родной город», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области;
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Жизнь и быт казаков», «Одежда казаков» (изготовление поделок), и др.
Создание книжки-малышки «Дончата»
Формы организации занятия: беседа, рассказ, выставка, урок-путешествие, урок-викторина, урок-игра, урок-экскурсия.
По итогам обучения учащиеся должны:
1 год обучения
овладеть следующими компетенциями:
понятие о казачьей сказке, пословицах и поговорках о жизни, быте и культуре донских казаков;
понятие о необыкновенном казачьем говоре, отраженном в сказке;
уметь:
рассказать о казачьей сказке, определить ее тему;
использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
2 год обучения
овладеть следующими компетенциями:
понятие о жизни, быте и культурных традициях донских казаков;
понятие о месте казачества в истории Российского государства;
понятие о культуре донских казаков как составляющей части народной культуры,
уметь:
рассказывать о жизни, быте и культурных традициях донских казаков; использовать приобретенные знания в практической деятельности;
3 год обучения
овладеть следующими компетенциями:
история и современность родного Новошахтинска;
замечательные казаки, прославившие донской край;
уметь:
рассказать об истории своей малой Родины;
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни с целью дальнейшего развития коммуникативных способностей, адаптации к социальным условиям.
Результативность
В рамках программы развития школы я как учитель истории и обществознания использую региональный казачий компонент в своей работе с учащимися во внеурочной деятельности. Организация изучения краеведческого материала при таком подходе происходит как движение через анализ от знаний и представлений к личностной оценке. Это, с одной стороны, целостная система уроков, а с другой - подсистема всей программы. В свою очередь, программа предстает как огромный блок, в котором на многих уровнях функционируют содержание, методы и формы. Такая структура допускает вариативность в применении различных типов уроков в зависимости от специфики краеведческого материала.
В представленной программе отсутствуют специальные уроки для контроля знаний, так как в процессе любого занятия предусматривается активная учебная деятельность учащихся, что позволяет контролировать и оценивать результативность обучения, способствует решению задач патриотического нравственного воспитания.
В соответствии с требованиями ФГОС «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности - «Дончата» - духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное объединение школьников».
  Внеурочная деятельность имеет три уровня результатов обучающихся:
 1-й уровень – ребенок знает и понимает общественную жизнь
 2-й уровень – ребенок ценит общественную жизнь
 3-й уровень – ребенок самостоятельно действует в общественной жизни
Таким образом, внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов:
Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям
 Получение обучающимися опыта приобретения ими социального опыта
 Самостоятельное общественное действие
  Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности патриотизм, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации  собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни. Школа после уроков должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться  как личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, так чтобы он не спешил праздно проводить время после учебы. Это, в свою очередь,  даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания  и   образования. Работу кружка «Дончата» можно оценить как продуктивно выполняющую свою основную цель: ребята с удовольствием приходят на занятия кружка, учатся находить и познавать новое, расширять свои учебные действия.
Рекомендуемая литература
Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
10. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
11. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.
12. Е.Ю. Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю. Величео, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля. Программа для общеобразовательных учреждений.
Приложение 1
Отчетное мероприятие патриотического кружка «Дончата»
за 2012-13уч.год.
Утренник-отчет «Я родом из Донского края» (1 класс)
Цель и задачи: развивать стремление изучать историю родного края, прививать любовь к родному краю, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти предков, прививать любовь и бережное отношение к донской природе, развивать творческие и коммуникативные способности детей, посредством привлечения к активной деятельности.
Оснащение: карта Ростовской области, выставка детских работ, выставка книг о казачестве, оформление заставки из рушников и плаката-рисунка атамана Платова, презентация, компьютер, проектор.

Ход праздника
1.Выход под речевку:
Раз, два три, четыре Три, четыре раз, два
Кто шагает дружно в ряд? Боевой отряд дончат.
Раз в ногу….. В ногу – раз!
Мы вместе – дружный класс!
Дон изучаем – мы им гордимся!
Родине нашей хотим пригодиться!
Нас не пугает забот череда…
Школа дончатами будет горда!
Учитель: Дорогие друзья!
Мы живем в большой и дружной стране – Россия. Наш Донской край – часть нашей Родины. И сегодня у нас праздник, посвящённый малому уголку нашей Родины –
«Я родом из Донского края».
2.Элементы монтажа с игровыми заданиями.
1 казачка
Я родом из донского края
На свете нет прекрасней рая
Простор степи, простор песков
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки мир его зовет.
Казак – опора всей России
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь
Гордятся все, и я горжусь.
2 казачка
Мой край донской с садами белыми,
Мне любо все и глаз не оторвать,
Я помню все, и где бы ни был я,
Слова любви мне хочется сказать.
А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые, казачки жгучие,
Хранят и славят Русь с былых времен.
Учитель: Каждый из нас, живущих в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о донском казачестве, о его быте, обычаях, традициях. Наше путешествие начнем с главной реки Донского края. По берегам реки Дон раскинулись бескрайние степи, где жили славные казаки, воины, хранители южных рубежей великой России.
3 казачка
«Ой, ты батюшка наш, славный тихий Дон
Ты кормилец наш, Дон Иванович!
Про тебя-то лежит слава добрая!
Слава добрая, речь хорошая!
Как бывало ты все быстер бежишь
Ты быстер бежишь, все чистехонек.»
4 казачка
Любимый край степной…
Любимый край Донской
И луг цветущий здесь весной…
И степь Донская всегда со мной
И вся вот эта красота…
Казачья Родина моя!
Родная степь!
Бескрайние покосы!
Кузнечики звенят, как камыши.
Два солнца по колено бродит в росах.
Да шепчутся о чем-то ковыли.
Учитель: Ребята, мы с вами знакомились с донскими травами. Сейчас вам предстоит пройти первое испытание и вспомнить названия донских трав, которые знали казаки и использовали в своей жизни.
1 конкурс «УЗНАЙ ТРАВУ»
Представлены картинки разных трав с названиями. Ученики должны узнать донские травы и прикрепить картинку к карте Ростовской области.
ОСОКА, МЯТЛИК, КОВЫЛЬ, ПОЛЫНЬ, ТЮЛЬПАН, БЕССМЕРТНИК
Учитель: пока наши казачата выполняют задание, мы послушаем стихотворение – легенду «Бессмертник»
Бессмертник
Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце за тучами меркнет…
Растет на кургане над Доном – рекой
Суровый цветок – бессмертник.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета…
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
С ним рядом на гребне кургана лежит
Казак молодой, белозубый,
И кровь его темною струйкой бежит
Со лба на холодные губы.
Хотел ухватиться за сизый ковыль
Казак перед самою смертью,
Да все было смято, развеяно в пыль,
Один лишь остался бессмертник.
Учитель: Особое место в казачьих легендах и поверьях занимает «цветок лазоревый» -
дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи.
Исстари поверье есть в землях казачьих,
Что души казаков пропавших в войну.
Лазоревым цветом на вешних курганах
Свечкою алой сорят на ветру.
Наше жюри подводит итоги первого конкурса
5 казачка
Аромат степей бескрайних
Шелест стройных тополей
Звоны жаворонков ранних -
Звуки Родины моей
Учитель: на территории Донского края обитает много животных. Давайте дальше
продолжим нашу игру, вы должны выбрать из представленного количества зверей, птиц, живущих только в Донском краю.
Представлены животные и птицы:
Волк, жираф, попугай, белка, дятел, крокодил, тигр, лисица, заяц, синица.
Надо выбрать.
Водка, дятла, лисицу, зайца, синицу.
6 казачка:
Вы бывали на юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.
Учитель: Ребята, а кто такие казаки?
Ответы детей.
Учитель: С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали
звать казаками. Казаки - это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.
1 казак
Казак - полномерная воля,
- безоглядная доля,
- нерушимая крепь,
- не тупящийся меч,
- правды маяк,
- веры оплот,
- мужества грань,
- благородства дань.
Сами казаки, говоря о себе, подчеркивали : «Казаком нужно родиться! Казаком нужно
Стать! Казаком нужно быть!»
7 казачка
Далеко далече, между синих речек,
Где на красных зорьках звенели камыши,
От петли татарской да от ласки царской
Хутора попрятались во степной глуши.
Учитель: Древние городки располагались в наиболее удобных для защиты местах, чаще
всего на островах. Городок имел 4-х угольную или овальную форму. Вокруг него
выкапывали ров и насыпали земляной вал, который укрепляли сухим терновником, а
иногда ставили на вал двойной плетень. На стенах стояли небольшие пушки, готовые
встретить врага. Внутри располагались землянки и бревенчатые избы, в которых жили
казаки.
Учитель: сейчас мы проведём третий конкурс.
Это рисование малого казачьего городка. Пока наши казачата рисуют, вы будете
отгадывать загадки придуманные казаками.
ЗАГАДКИ ЖИТЕЖЙ ДОНА:
* Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (Кот).
* Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи).
* На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (Снег весной).
* Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла, веник).
* Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Вёдра и коромысло).
* На чужой спине едем, на своей груз везёт. (Седло).
Ходит пани в серебряном жупане (Рыба)
* Погоны жёлтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю честь,
А себе - славы! (Казаки)
Учитель: давайте посмотрим на рисунки наших казачат. Жюри оценит, чей рисунок ближе всего к исторической правде.
Учитель: вот ребята - казачата хотят вам ещё рассказать о казаках
2 казачок
Мы расскажем Вам о том,
Как в казачестве живём
К делу наше отношенье,
Долг наш - Родине служенье.
Мы - донские казачата,
Мудрых прадедов внучата.
С острой шашкой и конём
Мы в бою не подведём!
Нам дано такое право
Сохранить былую славу
Наших дедов и отцов –
Дона славных молодцов.
3 казачок
Казачество донское,
Казачество лихое
Основой послужило
Казачьим всем войскам.
Куда бы ни кидали.
Куда б ни выселяли –
Границы охраняли
На зависть всем врагам.
4 казачок
Клинок и седло, да конёк быстроногий-
Казачья судъбина- судьба.
Зовёт казака из станицы в дорогу,
В поход боевая труба.
Гей, гей, казаки, по полкам, эскадронам,
Питомцы студёной волны;
Мы тихого Дона, родимого Дона
И в жизни, и в смерти сыны.
Учитель: Были у казаков и другие обычаи. Казаки особо чтут и любят своего коня, шашку и головной убор. Головные уборы - это особая часть любого народного костюма, а у казаков головные уборы овеяны легендами и преданиями. У мужчин—казаков существовал обычай приносить головной убор после военных походов в жертву и благодарность батюшке тихому Дону за возвращение из военного похода живым, поэтому казаки бросали в Дон и кивера, и папахи, и фуражки, ведь Дон всегда был живым для донцов.
8 казачка
Для казака фуражка— символ,
Его вторая голова.
Фуражку оземь если кинул,
То в споре верные слова.
Фуражку сбил казак с другого –
На поединок тем зовёт.
Решенья, стало быть, иного
Никак он в споре не найдёт.
Фуражкой сватали невесту,
Нужна фуражка на кругу.
Почётное фуражке место
Казачки в хате берегут...
А если смерть настигнет друга
В чужой далёкой стороне.
Его фуражечку-подругу
Везут домой к родной жене.
Внесут её на двор родимый,
С поклоном в хату занесут
И в красный угол сиротливо,
Перекрестившись, уберут.
Жена застынет у порога,
Запричитает в углу мать:
Оборвалась судьбы дорога,
Хозяина не нужно ждать...
Фуражка сквозь века шагает.
Она до наших дней дошла.
В фуражках верных щеголяют
От стариков до мал-мала9 казачка
Конь и казак.
Коня и казака не разделяют.
Вместе живут и вместе умирают.
Казачка коня к казаку подводила
И тихо ему пред войной говорила:
«На этом коне уезжаешь, казак.
На этом коне и домой возвращайся.
Поступить ты иначе не можешь никак!
Он твоего отца родного
Носил в огонь и из огня.
Конь боевой всего дороже,
И ты, родной, им дорожи.
И лучше сам ты ешь похуже,
Коня же в холе содержи!»
10 казачка
Всех обычаев не счесть
Казаку превыше честь.
Сабля — гордость казака.
Не прожить им без коня,
Без ногайки, без добычи.
Уж такой у них обычай,
И готов любой казак
За Россию постоять.
Учитель: посмотрите, как казаки умеют владеть нагайкой. (Выступление ученика 11класса, владеющего нагайкой)
11 казачка
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Учитель: - Молодые казачата тоже дояжны знать традиции казаков. Давайте с вами сейчас об этом поговорим.
* Как называется общее собрание казаков? (Круг.)
Как называется собрание на котором присутствовали все жители, даже женщины? (Сход)
* А чем сход отличается от круга? (На сходе присутствуют и женщины.)
* А что больше всего ценят и любят казаки? (Свободу, волю.)
* Какая главная традиция у казаков? (Гостеприимство. «Хлеб-соль и разбойника усмирят».)
12 казачка:
Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим
Учитель: подносите каравай жюри.
13 казачка
Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка — вот краса:
Стройный стан и плюс коса.
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не .даром на Руси
Всем знакомы казаки
Нет на свете плясок кпаше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет —
Удивит любой народ.
Учитель: исполнение песни и танца. («Казачата»)
14 казачка:
Край Донской — земли огромной долька,
Прославленный веками Тихий Дон,
Ты беглых принимал, да и не только,
Тут каждый имя как будто здесь рожден,
Тебе, родной поклон земной наш низкий,
За доброту, за хлеб и соль.
Справляли казаки здесь свадьбы и теряли близких,
С тобой делили радость, горе, боль...
Простор Донской - от края и до края
Ты сердцу самый близкий и родной,
Ты на земле для нас частила рая
Ты не покинешь нас, и мы всегда с тобой.
Учитель: спасибо веем ребятам, ребятам - казачатам. Мы запомним, и будем чтить и дальше изучать традиции нашего Донского края!
Приложение 2
УРОК – ОТЧЕТ
по внеурочной деятельности
во 2 «Б» классе
по теме: «ИГРЫ ЛИХИХ ДОНЧАТ»
Разработала и провела
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №7
Урянская А. Ю.
15.05.2014 уч.г.
Цели и задачи:
- Формирование патриотизма и любви к родному краю;
- развитие творческих и спортивных способностей;
- приобретение ценных военно-прикладных навыков и умений;
- в играх развивать быстроту и ловкость;
Цель разработки: дать детям основные знания об истории своего родного края; формирование у младших школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему  родного края, родной деревни, своего народа;
Ход спортивного мероприятия.
Ведущая: Казачество – это Россия
Бескрайни просторы её.
Великие силы сплотила
И земли взяла под крыло!
Казачество – это полмира,
И корни его глубоки,
Но эта могучая сила
Могучей российской реки!
Это могучая сила не может появиться ниоткуда, надо её постоянно тренировать и воспитывать. Воспитание начинается очень рано, когда мальчишки и девчонки начинают играть со своими сверстниками. Вот послушайте ребят, которые скажут несколько слов об истории казачьих национальных игр.
1 казачок: У казаков, как и любого другого народа, были свои традиции в играх. В этом также проявлялся их образ жизни, связанный с условиями хозяйствования и жизненным укладом.
2 казачок: Во-первых, казаки - это степной народ, во-вторых, народ всегда высоко ставивший самостоятельность человека, в-третьих, народ-"наездник". Все это отражалось и в том, как играли казацкие дети.
Ведущая: Сегодня мы с вами разучим некоторые игры дончат и посмотрим кто же окажется самым проворным, дружным и спортивным.
На спортивную площадку,
Приглашаем мы сейчас!
Праздник спорта и здоровья,
начинаем мы для нас!
Ведущая: Я приглашаю вас принять участие в увлекательном соревновании, которое мы назовём «Игры лихих дончат».
Ведущий: Кто журить, вас честно будет
Кто вам сделает подсчёт,
Кому выделит награды
И кому за что почёт.
Ну, конечно, это жюри – ваш учитель физической культуры Ковалев Е. А. и завуч по начальной школе Ганжа Н. В.
Вас ждёт трасса для верховой езды с препятствиями, стрельба, плавание и другие виды спорта.
Чтобы победить, надо набрать большее количество очков во всех этих видах.
Ведущая: Сегодня в наших соревнованиях примут участие 2 команды
Ой, ты, Дон, – река – даль безбрежная,
В небе белые облака.
Ты и щедрый, ты и нежный,
Стал ты сердцем казака.
И пускай теперь по степям твоим
Кони быстрые не летят.
Но традиции берегут – хранят
Сердца смелые казачат.
Дети казаков учились скакать на коне, быстро бегать, размахивать деревянной шашкой, плавать. Вот первым соревнование будет «Казачья верста»
1 соревнование: «Казачья верста»
(Дети на палках-скакалках должны объехать все препятствия, не сбив ни одной стойки).
Мчится казак, словно ветер по полю.
Легкие ноги и крепкая воля.
(Подведение итогов)
Ведущая: Главное призвание казака – быть военным. Каждый казак имел верховую лошадь. Казак без коня, что солдат без ружья.
2 соревнование - «Верховая езда». Но настоящей лошадью не все могут управлять, а вот с этой лошадью справится любой (лошади - скакалки)
Первый участник с седоком сзади скачет к стульчику – коню, седок «седлает» другого коня – прыгая на стульчик и оставаясь на нем, пока его не заберет следующий игрок. Победа за самыми быстрыми наездниками.
(Подведение итогов)
Ведущий: Казак ловок и умел во всем. Любые препятствия может преодолеть. И впереди вас ждет следующий конкурс -эстафета «Самый ловкий» вам надо передавая мяч из рук в руки добраться до противоположной стены. Так же маршрутом вернуться назад. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят предложенное задание, не потеряв мяч.
(Подведение итогов)
Каждый казак должен быть метким.
Казак на стрельбище идет
И на прицел её берет
Чтоб конкурента победить
В «десятку» должен угодить
Ведущий: Следующая игра – стрельба по мишеням.
У хорошего стрелка меток глаз, тверда рука.
Он, когда придет черед, пулю точно в цель пошлет.
Но стрелять мы будем не из пистолета и не по мишени. Лучше мы попробуем выбить с обруча большой шар, но не руками, а теннисными мячиками, которые нужно метнуть в этот шар. Чья команда больше выбьет шаров, та и будет победителем в этой игре. Сколько раз попали, столько очков и набрали.
(Подведение итогов)
Ведущий: а теперь мы посмотрим чья же команда сильнее и дружнее. Соревнование по перетягиванию каната. Силу надо тренировать всегда и везде – это знали и наши предки казаки. Раз – два, начали!
(Подведение итогов)
Спортом будем заниматься,
бодро, весело сражаться,
И всегда во всём стараться!
Ведущая: очень важным атрибутом казака является шашка. Умение сражаться ею называется шармицы. Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками. Они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Это были разные состязания: «кулачные бои», «фехтование на шашках», «борьба на ломку», «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на пиках».Сейчас мы проведем бой самых лихих дончат, не боящихся сразиться на «шашках».
(Подведение итогов)
Ведущая: и последняя игра поможет нам представить совместные игры казачат и казачек, которые связаны и с хозяйством казаков, где надо было многое уметь делать. Вот как они могли плести плетень.
Дети становятся в круг, переплетают руки, беря друг друга за руки и начиная приговаривать, двигаются так, чтобы попытаться заплести руки ещё больше.
Мы плели, плели плетень,
Любовались целый день
Заплетались,
Расплетались,
Очень долго разбирались,
Где начало, где конец,
Кто же будет молодец!?
Объявление результатов жюри.
Ведущий: Дорогие дети – все мы живем на Дону. Донская земля - многонациональна, но коренные жители – казаки. Казак – это надежная сила Родины во все времена. Смелость, отвага, чувство товарищества, выносливость, ловкость – все эти качества воспитывались у казаков с детства. Дети казаков учились скакать на коне, быстро бегать, размахивать деревянной шашкой, плавать. И сегодня мы увидели, какова смена растет у нас казаков.
Славу славных отцов подтвердите,
Нашей Родине угодите!
И в завершении нашего занятия послушайте песню из кинофильма «Казачья станица», как напоминание о родных корнях и наших традициях, которые мы с вами стараемся узнать и сохранить. Спасибо за внимание!
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Учебно-методический комплект курса «Доноведение»:
Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г.  Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006. 3.Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
ТСО: персональный компьютер .Интернет-ресурсы: социальная сеть работников образования ; сайт прошколу.ру.
Приложения

Именно сейчас в современное время учащиеся должны быть вовлечены в спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственное мнение, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.


В конце мероприятия учащаяся 3 «А» класса Влада исполнила песню из кинофильма «Когда станица спит», когда ребята услышали песню, они отдышались и
успокоились, стало возможно завершить соревнование, оценив их участие. Соревнование понравилось и запомнилось.
Главное во внеурочной деятельности – это отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности воспитателя и детей, формирования системы работы, которые и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с учащимися.
Приложение 3
Творческий отчет за 2014-2015 уч.г.
руководителя патриотического кружка «Дончата» Урянской А. Ю.
Паспорт проекта «Дончата»- книжка- малышка
Название проекта Тип Познавательно – творческий.
Участники Учащиеся кружка «Дончата» 3-х классов
Масштаб Долгосрочный с сентября 2014-по май 2015 г
Основания для разработки. Проблема Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества. Немалое внимание уделено аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в Ростовской области. Большое значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.) Через игры, обрядовые действа, песни и танцы дети знакомятся с традиционными навыками поведения
Цель
проекта исследование истории казачества для привития у детей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным казачьим традициям и реликвиям.
Создание книжки-малышки «Дончата»
Задачи отследить эффективность проекта, как формы работы с детьми;
развивать у детей интерес к истории и культуре казаков через исследование традиций, быта, формы одежды, фольклора;
отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей;
использовать полученные знания для иллюстрирования книжки-малышки и изготовления поделок
Стратегия и механизм реализации проекта
Этапы Мероприятия
1. Подготовительный этап 1.Диагностика детей с целью выявления уровня
элементарных знаний о казаках.
2. Работа с картой Ростовской области
Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области.
3.Донской край – казачий край. Экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа «История казачьей семьи».

2. Основной этап
Работа с детьми
Тема: « Дон, земля донская, донские казаки» - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему. Ростовская область – святыня донская. Границы Ростовской области. Символика. Новошахтинск на карте Ростовской области. Города и станицы Дона.( выделение символики России, Ростовской области, г. Новошахтинска – оформление титульного листа книжки-малышки)

Тема: « Первые казачьи городки» - рассказать детям, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле По следам древних поселений на Дону. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис». Появление первых казачьих станиц и городков. (исследование мест первых поселений казаков, их особой характеристики)

Тема: «Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда. Внутреннее убранство куреня. Планировка приусадебного участка, хозяйственные постройки. (Сравнение с современными домами, выделение разницы, создание макетов куреня)

Тема: «Казачья семья». Изучение отношений казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. (На основании полученных знаний, оформление странички книжки – малышки фигурками-макетами казака и казачки)

«Военная жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.
«Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества
« Как воспитывали казака» - дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

Тема: «История вещей. Одежда». Покрой и художественные черты одежды в первоначальный этап истории казачества. Традиционный тип мужской одежды. Женский народный костюм. Украшения донских казачек. Народная одежда жителей Дона конца XIX- начала ХХ века. (На основании исследования, происходит изготовление поделок из вторичного сырья - казачки, казака, казачонок)

Тема: «История вещей. Посуда». «Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. Казачья трапеза: пища и утварь. (Исследование завершается, оформлением странички книжки – малышки)

Тема: «Славен Дон!» «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.
« К худой голове своего ума не приставишь», беседа об уме и глупости – показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.

Тема: «Сретение. Сороки. Встреча птиц» - знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
«Пасха, Вербное воскресенье» - приметами этого дня, традициями, обрядами, раскрывающими нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа.
«Древнейшие верования и обычаи»
Духовная жизнь казаков. Казачьи храмы. Церковные традиции. Молитвы, которые должен знать каждый казак. (Оформление странички в книжке-малышке)

Тема: «Хлеб – всему голова» - традиционное занятие казаков в мирное время – земледелие.

Тема: «Занятия казаков».
Казак - земледелец. Казак - рыболов. Казак - виноградарь. Казак - огородник. Станичные ремёсла. Казаки на море. Животноводство и коневодство. Охота.
Дать понятие, что звание мирного
земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении.

Тема: « На казачьем кругу» - продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» ( что это такое, какие вопросы решались ). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека.
Тема: «На героя и слава бежит» - беседа о героях-казаках, старинном оружии
«Золотые имена» - рассказ о выдающихся людях донского казачества.

Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа о прошлом и настоящем донского края.
Праздник 23 февраля «Поля казацкой славы».
Тема: «Флора и фауна донского края».
Растительный мир. Животный мир. Охрана флоры и фауны Ростовской области. Природная поверхность нашего края. Из недр Донской земли. Почвы родного края
Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. Природные экосистемы луга
Природные экосистемы леса. Донская земля – житница России. Сельское хозяйство на Дону: земледелие. (На основании исследований, решение викторин, составление кроссвордов)

Тема: «Казачьи посиделки»
Сельское хозяйство на Дону: животноводство
Славься наш край!
Тема: «Творческий отчет патриотического кружка и «Дончата»



Предметно- развивающая среда. Плакат «Слава тебе, Господи, что мы казаки»
Презентации «Природа Донского края», «Казаки», «История появления казаков», «Растения Ростовской области», «Животные Ростовской области», «Воспитание мальчика в казацкой семье», «Воспитание девочки в казацкой семье»
«Оружие казака», «Казачья одежда», «Казачий уклад», «Казацкая слава»
Предполагаемый результат. Выявить родителей, связанных с историей казачества.
Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в мини-музей.
Получить новый педагогический опыт.
3. Заключительный этап Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.
Нормативные документы и литература:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13.01.1996 № 12-ФЗ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ; от 07.08.2000 № 122-ФЗ
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)
- Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)
Литература:
- М.П.Астапенко «Донские казаки 1550-1920»
- Е.И.Демешина, К.А.Хмелевский «Истории донского края»
- Ю.Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории
- Краткий очерк истории Войска Донского «Картины былого Тихого Дона»
- Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1984.
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
- Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (1, 2, 3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
- За основу взята разработка проекта воспитателя МБДОУ детский сад №2 «РАДУГА» Антюхиной Лины Валентиновны