Разработка урока на тему Совместное выполнение действий над рациональными числами.


Дата: 9 декабря 2016г
Класс: 6 «Б»
Предмет: математикаТема: Совместное выполнение действий надрациональными числами.
Цели урока:
Образовательные:
совершенствовать навыки решения заданий по теме « Действия с рациональными числами»;
закрепить умения выполнять арифметические действия над рациональными числами;
проверить умение использовать свойства арифметических действий для упрощения выражений с рациональными числами;
обобщить и систематизировать теоретический материал.
Развивающие:
развивать навыки устного счёта;
развивать логическое мышление, память, внимание;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
развивать математическую речь учащихся в процессе выполнения устной работы по воспроизведению теоретического материала;
расширить кругозор учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, настойчивость, целеустремленность;
воспитывать умение работать с имеющейся информацией;
воспитывать уважение к предмету;
воспитывать умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи;
способствовать воспитанию самоконтроля и взаимоконтроля учащихся.
Форма урока: урок-соревнование "Математический биатлон".
Оборудование: мишень, комплект разрезанных открыток, кроссворд, доска, мел, проектор, экран, жетон.Ход урока
І. Организационный момент. Психологический настрой.
Игра «Биатлон» - зимний вид спорта, прохождение трассы на лыжах и стрельба по мишени. Класс разбивается на группы по 3-4 человек. Каждая группа – это команда со своим командиром, которому предстоит совершить пробег по трассе и стрелять по мишени. Преодолеть эти препятствия сможет команда, которая знает правила сложения, вычитания, умножения, деления рациональных чисел, кто умеет возводить в степень рациональные числа, а также кто умеет правильно применять свойства умножения и деления рациональных чисел.
Победит та команда, которая наберет больше очков, пройдя, по трассе движения и поразит точно мишени. У каждой команды своя трасса (свои задания), поражение мишени – выполнение точно задания. Командир команды ведет лист учета движения и поражения мишени (лист оценок). Каждый этап гонки, оценивается жетоном:
коричневый –1 балл,
желтый – 2 балла,
зеленый – 3 балла,
синий – 4 балла,
красный – 5 баллов.
Цвет выданного жетона зависит от количества правильно решенных примеров.
В начале каждого этапа на экране высвечивается задание для команд. (слайды)
После выполнения заданий, учитель проверяет решение, выдает жетоны и на экран включает слайд с ответами заданных примеров. Ребята проверяют - самопроверка, переписывают примеры в тетрадь. Командиры команд объясняют решение примера учащимся, если непонятно.
ІІ. Основная часть.
Девиз гонки: "Торопись – медленно"
"На старт!"
1-й  этап. Прохождение трассы.
Опрос по правилам сложения, вычитания, умножения, деления рациональных чисел.
Сформулируйте переместительное (сочетательное) свойства сложения (умножения) рациональных чисел.
Какой множитель алгебраического выражения называют коэффициентом?
Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
Сформулируйте правило умножения (деления) чисел с разными знаками.
На какое рациональное число делить нельзя?
В каком случае произведение (частное) двух чисел равно нулю?
Как найти произведение двух отрицательных чисел?
И так, какие трудности испытали при прохождении трассы? Какие правила не были озвучены той или иной командой?
2-й  этап:  составим карту гонки. І мишень.
13  (–5)= -65
(–14,21):7 = –2,03
(–0,7)  125 = –87,5
(–4/9):(–2/3) = 2/3
3-й этап. Внезапная остановка . ІІ мишень.
Найти поломку и устранить. Вместо звездочки поставить число, чтобы получилось верное равенство:
7()=-21
7,8  +()=-2,9
() : (–4,5) = 3
() (-15) = 60
() 36  -0,36
6) (–40): ()= -2
4-й  этап:  передача эстафеты. ІІІ мишень.
Кроссворд. Ребята получают карточки с заданием для кроссворда (один на все команды, можно и разные на 3 команды) Если вы правильно отгадаете кроссворд, то в выделенной части получится "ключевое слово".

Отгадывают все вместе, не по командам.
Наименьшее семизначное число.
То, что надо знать наизусть.
Геометрическая фигура.
Арифметическое действие.
Единица измерения.
Равенство, содержащее неизвестное.
Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
Математический инструмент.
Геометрическая фигура.
  Деление на измерительных приборах.
5-й этап: финишная прямая. IV мишень
Сравнить не вычисляя.
(–25,15):(–50)>(–251,5):50
375:(–200)<(–3,75):(–200)
(–50,5):(–80,8)>0 (–8,8)
(–13,14):0,03<0:0,003
21,27. (–0,3)<(–32,13). (–0,9)
6-й этап: финиш. V мишень
Расставьте скобки так, чтобы равенство стало верным

7-й этап: подведение итогов
Пока идет подсчет очков, команды переводят дух, но не забывают о том, что всегда можно получить дополнительное задание. Каждая команда получает задание с примерами по действиям. Вычислить.
((–5)+(–2)). (–7)=49
(–1)+3. 4=11
(–7) . (3–(–2))=–35
(–40)+(–2)5 = –72
(–1100+44): 11=–96
ІІ. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке? Трудно ли поразить цель одному, а когда в команде? Где применяются знания действий с рациональными числами?
ІІІ. Подведение итогов урока.
Определение победителя по наибольшему количеству баллов – очки по попаданию в мишень. Выставление оценок.
IV. Домашнее задание. № 654, 658 (1). Творческое задание. Составить задания подобные тем, какие вы получали на сегодняшнем уроке.