«Путешествие в страну математических загадок»

конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе «Путешествие в страну математических загадок»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Образовательная область «Познание»
Задачи: формировать умение правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп; развивать умение сравнивать два предмета по длине и ширине; развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), шире (уже); развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме; развивать представление о том, как из одной формы сделать другую; совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений (впереди - сзади, слева - справа); закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность частей суток.
«Коммуникация»: развивать свободное общение со взрослыми и детьми; употреблять существительные в именительном и винительном падежах; совершенствовать диалогическую речь; совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа), время суток.
«Социализация»: приучать чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности.
Планируемые результаты: имеет элементарное представление о порядковом счете до 5; умеет сравнивать предметы по ширине и длине; имеет представление о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут.
Материал:
Демонстрационный: 2мяча (большой и маленький), геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг; фланелеграф, два домика, две полоски – разные по длине, ширине и цвету (синяя и желтая), мягкие игрушки, цифры, игрушка-собака.
Раздаточный: обручи, плоскостные цветы (по 1,2.3,4,5 шт) для каждого обруча, по 5 кружков разного размера и цвета, по 3 треугольника разного размера на каждого ребенка.
Методика проведения
1 Игровая ситуация «Почтальон Печкин принес письмо»
   а) Организационный момент (чтение письма)
   б) Игровое упражнение «Найди столь же»
2 Работа с раздаточным материалом
   а) Игровое упражнение «Выложи предмет»
   б) Игровое упражнение «Найди игрушку»
   в) Физкультминутка «Гномик»
3 Игровое упражнение «Найди дорожку к домику»
4 Дидактическая игра «Части суток»
5 Игровое упражнение «Найди предметы такой же формы»
6 Рефлексия
Ход НОД
Дети стоят перед воспитателем полукругом.
Воспитатель: Ребята! Сегодня утром, когда вас еще не было, к нам заходил почтальон Печкин. Он передал нам письмо, от кого, я еще пока не знаю. Давайте я его вам сейчас прочитаю.
- Здравствуйте, ребята, пишут вам мальчик Павлик и девочка Юля. Помогите нам, пожалуйста. Пропал наш щенок Шарик. Мы с сестренкой очень дружны: вместе играем, вместе гуляем. Всюду нас сопровождает наш друг - Шарик. Но однажды мы не услышали его лая. «Шарик, Шарик!» - звали мы его. Но безрезультатно. Наши соседи видели, как его украла Лень и увела в Страну математических загадок, а освободить его может только тот, кто дружит с математикой. Но мы с Юлей не можем отправиться на его поиски, потому что заболели. Поэтому я решил обратиться к вам за помощью. Помогите нам, пожалуйста.
Воспитатель: Ну что, поможем Павлику и Юле? Сейчас я проверю, дружите ли вы с математикой.
- Какой мяч больше? Меньше?
- Как называются эти геометрические фигуры?
Хорошо! Я довольна вашими ответами. Скорее в путь на поиски щенка, закройте на секунду глаза.., а теперь откройте. Вот мы с вами попали в Страну математических загадок! Впереди необычная поляна. Посмотрите, на улице зима, а здесь на клумбах растут цветы, и в каждой клумбе разное количество.
Игровое упражнение «Найди столь же»
- Сколько цветов в этой клумбе? Сосчитай, Вика?
- А в этой? И т.д.
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду играть в бубен, а вы бегать по поляне. Как только бубен замолкнет все бегут к клумбам. Сколько цветов в клумбе, столько ребят должно остановиться. Вам понятно. Начинаем игру.
- Сколько цветов в вашей клумбе? А сколько ребят стоит возле клумбы, сосчитай Дана? Как мы еще можем сказать про количество цветов и ребят? (по 5, поровну, одинаковое количество, цветов столько, сколько ребят)
Молодцы! Но здесь мы Шарика пока не нашли. Отправляемся дальше искать.
Смотрите, какое интересное дерево стоит. Давайте подойдем и посмотрим, что на нем растет.
- Что это? (геометрические фигуры)
- Какие?
А под деревом лежит для нас задание.
Игровое упражнение «Выложи предмет»
- Вот круги, что можно из них составить?
- Выложим на поляне пирамидку, маленькие вокруг большой. (воспитатель выкладывает большую, а дети маленькие)
- А это что за фигуры? Что из них можно выложить, подскажет загадка:
Зимой и летом
Одним цветом. Что это?
Выложите много-много елочек, как в лесу!
- Сколько треугольников ты выложил?
- Какой треугольник положил 1,2,3?
Умницы! Идем дальше. Давайте поиграем в прятки. А помогут нам звери, они будут прятаться, мы будем искать.
Игровое упражнение «Найди игрушку»
- Дима, где находится заяц? (впереди, сзади, слева, справа) Спросить нескольких детей.
Долго же мы ищем щенка. Устали все. Сделаем зарядку.
Физкульминутка «Гномик»
Гномик по лесу гулял,                             Дети шагают на месте
Колпачок свой потерял.                          Наклоны в стороны
Колпачок был не простым-                    Дети «звенят» колокольчиком
Со звоночком золотым.
Гному кто точней подскажет,                 Дети делают наклоны вперед
Где искать ему пропажу?
- Отдохнули! Ребята, игрушки, мне шепнули на ухо, что видели Шарика на улице Лени. Она тут неподалеку находится. Идем скорее туда.
- Но что это? В начале улицы стоят два домика. Домик лисы и медведя. К домику лисы ведет короткая и узкая дорожка, а к домику медведя длинная и широкая. Но они перепутались. Давайте найдем их, вот они.
Игровое упражнение «Найди дорожку к домику»
- Какого цвета дорожки?
- Как узнать, какая из них ведет к домику лисы, а какая к домику медведя?
- Покажите, где длинная и широкая дорожка, какого она цвета?
- А где короткая и узкая. Какого она цвета?
- Положите узкую и короткую к домику лисы, а длинную и широкую к домику медведя.
Молодцы! Скорее идем дальше по улице выручать щенка. А вот и дом Лени. Давайте постучимся.
Лень Кого вы ищите?
Воспитатель Мы пришли за Шариком.
Лень Вы должны ответить на мои вопросы.
Дидактическая игра «Части суток»
- Какое время суток сейчас? Докажите.
- Утром завтракаем, а обедаем
- Днем обедаем, а ужинаем
- Сколько частей в сутках?
- А вы цифры знаете? Хорошо, убедили! Забирайте своего Шарика.
Воспитатель Ребята, расскажите Шарику, чему вы научились, пока его искали.
Шарик Ав! И чему же вы научились?
Воспитатель Смотри! Покажите правую руку, левую.
Игровое упражнение «Найди предметы такой же формы»
- Что в группе квадратной, треугольной, круглой формы?
Шарик Да, молодцы! А теперь отправимся домой и там поиграем.


Логика образовательной деятельности.
Тема: Дома в нашем городе.

Деятельность воспитателя.
Деятельность воспитанников.
Ожидаемые результаты.

1
 Пальчиковая гимнастика  « Строим дом»
Тук- да –тук раздается всюду стук.
Строим дом, дом большой.
И с крылечком и трубой.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, постучали и Открыли.
Отворяем ворота проходите все сюда.
Ребята, я вас приглашаю в музей « Что нам стоит дом построить»
Вы видите много разных домов. ,Посмотрите как выглядели старинные дома. Из чего они сделаны? (дерево)
Дома строили из дерева- значит они деревянные.
Из бревен- значит они- бревенчатые.
Такой дом очень теплый, бревна плотно лежат друг на друге, да же щелки не увидишь. Дома называли ИЗБА.
Окна в старину украшали наличниками, разными узорами, чтобы дом выглядел нарядным
Были у окошек ставни, это небольшие дверцы, их то же украшали резьбой.С улицы было видно, если  ставни открыты , значит хозяева уже встали. А если закрыты ,значит они еще спят, или их не дома.
А так же ставни нужны что бы не попадал яркий свет.( современные жалюзи)
 
Стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с текстом.
Рассматриваю  фотографии, репродукции  с видами домов.
( старинные , ветхие)
 
 .
 
 Правильно строить предложения.

2
 Со  временем  человек  научился строить другие дома.
Давайте рассмотрим как выглядит современный дом.
Из чего сейчас, строят дома?( кирпич, блоки, панели)
Если из кирпича- кирпичный.
Из блоков- блочный.
Из панелей- панельный.
Давайте посчитаем сколько этажей.
У одного 5, у другого 9, есть 16. Как можно сказать , какие современные дома? ( многоэтажные)
 
Рассматривают фотографии современных домов.
 
Правильно образовывать прилагательные от существительного.

3
 Д/И « что забыл нарисовать художник?»
 Дорисовывают  части дома, на индивидуальных листочках.
 

4
 Физминутка. Решили как то дети построить куклам дом
Над речкой серебристой, на берегу крутом.
Фундамент заложили из камушков реки.
Утрамбовали  землю ребячьи каблуки.
Потом рубанком доски строгали целый день.
Сложили крепко стены, сплели густой плетень.
Покрыли черепицей и стал для кукол дом.
Над речкой серебристой на берегу крутом.
 
Слушают и выполняют движения в соответствии с текстом.
 

5
  Д/И « Чем отличается старинный дом от современного?»
Много больших окон, есть балконы, лоджии.
Окна маленькие,
Как называется вход в дом?( подъезд)
Как в старинном доме? ( крыльцо, сени)
 .
Правильно назвать части дома, их функциональное значение.

6
 Давайте построим с вами такой дом.
Д/И « Будем вместе строить дом»
Я вам буду читать загадки, а вы выкладывайте геометрические фигуры соответственно тексту.
1.Пришел квадрат к квадрату.
Помочь родному брату.
И построили вдвоем из квадрата новый дом.
2.На квадрат кладем квадрат
Получили одно очень светлое окно.
3.треугольник видит дом
Можно поселиться в нем
И полез повыше накрывать крышей.
4. Прямоугольник на крыше буквой П стоит всех выше.
Кольцами дыма клубы , дружно валят из трубы. Прискакали линии черные и синие . и построили на спор вокруг домика забор.
Работают с геометрическими фигурами. Выполняют действия в соответствии с текстом.
 .
 
Закрепить знания геометрических фигур. Быстро ориентироваться на слова взрослого.

7
 У нас получилась целая улица.
Давайте придумаем ей название
Побывав в музее ,мы узнали какие разные дома есть в нашем городе
Придумывают названия улице.




Тема: Деревья нашего города.
   

Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников.
Ожидаемые результаты.

1
Вступительная беседа.  Из прошлых бесед, мы с вами узнали, что мы с вами россияне, тольяттинцы, волжане. А на какой планете мы с вами живем?( земля)
Внести глобус. Наша планета удивительная. Посмотрите какой цвет преобладает на территории нашей страны( зеленый)А почему она зеленая вы узнаете , если отгадаете загадку.
Загадка:  Его весной и летом , мы видели одетым.
А осенью с бедняжки ,упали все рубашки.( Лес)
Почему же наша земля зеленая? ( много лесов, деревьев)
А какие деревья есть у нас в городе.
Молодцы вы много назвали деревьев.
Кто скажет .как называется место , где много разных деревьев растет в одном месте?(лес)
Как называется место, где деревьев не очень много, между ними проложены дорожки, стоят скамеечки, для отдыха?( парк. Сквер)
Если деревья ,  специально посажены по обе стороны дорожки? ( аллея)Молодцы , сколько новых слов вы дополнили в свою грамматическую копилку.
Внимательно слушают, отвечают на заданные вопросы.


2
Д/И « Слова –действия»-что делают деревья: растут, стоят, качаются, шумят,
Что делают листья? Распускаются. Растут,  желтеют, опадают, кружатся, шуршат.
Подбирают слова- действия.


3
Физминутка.
Мы вокруг березы пойдем.
Руки вверх поднимем.
Покружимся слегка.
 И подбросим листья вверх , до потолка.
Действуют  по тексту .


4
Д/И « слова – признаки»
Ребята , помогите мне разложить правильно листочки, к дереву.
Лист березы- березовый.
Лист рябины- рябиновый.
Лист клена- кленовый.
Лист дуба- дубовый.
Лист тополя- тополиный.
Лист ивы- ивовый.
Как называется природное явление, когда осенью падают листья? ( листопад)
Подбирают  слова признаки.


5
Д/и  « дополни предложение»
На участке растет береза- белоствольная, развесистая, кудрявая
У дуба ствол- мощный .крепкий, старый.
На опушке растет ель- стройная, высокая, зеленая.
У клена листья- красивые, резные.



6
Заключительная беседа. Кто скажет, а зачем нам нужны деревья?( дают кислород, зелено, красиво, )
Что было бы, если у нас в городе не было деревьев?( было грязно, шумно, плохой воздух)
Что мы должны сделать , чтобы наш город Тольятти был еще зеленее, чище?
Кто знает пословицы о деревьях.
Сломать дерево не долго- вырастить годы.
Растение- земли украшение.



                                                                                       
Тема: Улица нашего города (коллаж, коллективная работа)

Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Ожидаемые результаты.

1
Вводная беседа:
Ребята, мы много с вами разговаривали о нашей Родине. Давайте вспомним, что такое Родина?
В каком городе мы живем?
Мне очень хочется чтобы о нашем городе узнали другие дети .Как мы это можем сделать? Как можем передать всю  красоту нашего города?
Какие вы молодцы, как много способов знаете.( составить рассказ, нарисовать)
Я знаю что вы , выполняли домашнее задание, подбирали материал, для создания нашей картины.
Я предлагаю выполнить коллективную работу- Коллаж.
Кто мне скажет , а что такое коллектив?
А как нужно ,трудиться в коллективе?( дружно, слаженно, договариваться , уступать друг другу)
А я хочу вам рассказать, что такое Коллаж(рассказ воспитателя, о технике коллаж)
Внимательно слушают вопросы,  отвечают на них.
Закрепить знания по пройденной теме.

2
Давайте подойдем к столу,  рассмотрим материал, каждый подумает и решит, что желает выполнять в данной работе.
Кто определился, пожалуйста, возьмите подносы и наберите необходимый материал
Дети рассматривают материал, выбирают, договариваются, набирают в подносы и проходят к рабочему месту.
Выявить уровень самостоятельности,
Умение организовывать сою деятельность.

3
Давайте  с вами подготовим наши ручки и глазки.
Пальчиковая гимнастика.
Наши алые цветки, распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.
Выполнение движений соответственно тексту.
Поднять заряд бодрости, активности на предстоящую деятельность.

4
Ребята, у нас все готово к выполнению работы. Занимайте сои рабочие места, приступайте к работе.
Дети подготавливают элементы коллажа.
Затем на большом формате, располагаем дома, транспорт, деревья, итд.
По окончании работы вывешиваем картину, любуемся ей.
Вырезают, наклеивают, дорисовывают элементы картины.
Доставить радость, гордость за выполненную работу



15