Урок математики «Восьмушка хлеба» по теме «Повторение действий с обыкновенными дробями». (6 класс VII вида)

Бобровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии












Урок математики
«Восьмушка хлеба»
по теме
«Повторение действий с обыкновенными дробями».
(6 класс VII вида)




Подготовила: учитель математики Полубавкина Н. А.








Бобров 2008 г.
Тема урока: Повторение действий с обыкновенными дробями.
Тип урока: повторение.
Вид урока: интегративный.
Цель урока: повторить и закрепить знания по теме «Действия с обыкновенными дробями»

Задачи:
коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в действиях с дробями;
развитие вычислительных навыков;
воспитание чувства сострадания, сопереживания, гордости за свой народ.


Оборудование урока: карточки с заданиями на повторение, сигнальные карточки красного и зеленого цветов, разрезной рисунок с заданиями, карточки с дифференцированными заданиями, мультимедиа для демонстрации фотографий блокадного Ленинграда.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.
2) Устная фронтальная проверка (учащиеся для ответов используют
сигнальные карточки: красная – неверно, зеленая – верно)

3) Объявление темы и целей урока.


Повторение изученного материала.

- Ребята, сегодня у нас урок будет необычным. Мы вспомним те великие испытания, которые прошел наш народ в годы Великой Отечественной войны, защищая свою Родину.
(Составление рисунка. Учащимся раздаются карточки, на лицевой стороне которых изображен фрагмент рисунка, а на тыльной стороне – задание. После выполнения задания зачитываются ответы и те учащиеся, у которых совпадет ответ с объявленным, выходят к доске и прикрепляют на соответствующее место свой фрагмент рисунка).

Ребята видят буханку хлеба, разрезанную на 8 частей. Одна часть лежит отдельно. Тихо звучит музыка (И. Бах. Прелюдия №8. Ре минор).
- Одна такая «восьмушка» была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941 – 1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 года стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
Но Ленинград не сдавался. Героизм защитников города хорошо передан в стихах Юрия Воронова, пережившего все ужасы блокады.

Февраль
Какая длинная зима, как время медленно крадется!..
В ночи
Ни люди, ни дома не знают, кто из них проснется.
И по утру, когда ветра метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера, людская очередь за хлебом.
В нас голод убивает страх. Но он же убивает силы
На Пискаревских пустырях всё шире
Братские могилы

(Обращаю внимание на рисунок)
- На сколько частей поделена буханка хлеба?
- Какую часть составляет один кусочек хлеба?
- Ребята, давайте подсчитаем, сколько граммов весит 13 EMBED Equation.3 1415 часть буханки хлеба массой в 1 кг.
- Вспомните, какие преобразования нужно сделать, чтобы выполнить задание?
- А теперь самостоятельно подсчитайте, сколько граммов будет весить 13 EMBED Equation.3 1415 часть буханки хлеба массой в: 888 г, 800 г, 880 г, 840 г, 480 г.
(Задания выполняют по карточкам. После окончания работы предлагается перевернуть карточки и сверить свои ответы с числами, записанными на карточках. Если ответы совпадают, ученики поднимают зеленую карточку, нет – красную. Если ответы неверные, то пример разбирается на доске).

«Физкультурная минутка»
Упражнение для мобилизации внимания.
И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7 – 8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – опустить правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – медленный средний, быстрый, медленный.

- Ребята, представьте, что дробями выражаются доли хлебного пайка и сравните дроби 13 EMBED Equation.3 1415 и 13 EMBED Equation.3 1415. А теперь подсчитаем, сколько граммов приходится на эти пайки. (Примерно 62 г и 41 г).
- На сколько граммов хлеба больше в 13 EMBED Equation.3 1415 пайка, чем в 13 EMBED Equation.3 1415? (на 21 г).
После этих подсчетов читается рассказ «Кусочек хлеба» из книги В. Воскобойникова «Девятьсот дней мужества».
Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось, умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше: 13 EMBED Equation.3 1415 часть буханки (62 г вместо 41 г. Это больше примерно на 21 г на каждого). Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
Итог урока.
Много горя вынес на своих плечах народ на Руси: гонения, нищета, голод. И поэтому многие русские пословицы посвящены хлебу (учитель начинает пословицу, а ученики заканчивают):
Хлеб – всему голова.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб – драгоценность, его береги, хлеба к обеду в меру бери!
Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы не забыли сегодняшний урок. Ведь верно говорят: «Войны не будет, пока мы о ней помним!»

Домашнее задание.
Выполните дома подобные задания:
№1. Длина «дороги жизни» на Ладожском озере 30 километров. Грузовик с продуктами проехал 13 EMBED Equation.3 1415 пути. Сколько километров проехал грузовик?

№2. Сколько граммов весит 13 EMBED Equation.3 1415 часть буханки хлеба массой в 1 кг? 13 EMBED Equation.3 1415 часть? 13 EMBED Equation.3 1415 часть?
Приложение 1.
Карточки с дробями.

13 EMBED Equation.3 1415

Приложение 2.
Карточки с сокращенными дробями.

13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415


Приложение 3.

Домашнее задание.

№1. Длина «дороги жизни» на Ладожском озере 30 километров. Грузовик с продуктами проехал 13 EMBED Equation.3 1415 пути. Сколько километров проехал грузовик?

№2. Сколько граммов весит 13 EMBED Equation.3 1415 часть буханки хлеба массой в 1 кг? 13 EMBED Equation.3 1415 часть? 13 EMBED Equation.3 1415 часть?













САМОАНАЛИЗ
урока математики в 6 классе (VII вид) по теме «Повторение действий с обыкновенными дробями». «Восьмушка хлеба».

Данный урок повторения пройденного материала замыкает цепочку уроков по накоплению знаний и умений выполнять действия сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей с разными знаменателями и находить дробь от числа.
Преследуя гражданско-патриотические цели, тренировочные задания связала с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ в годы Великой Отечественной войны, защищая свою Родину.
Учитывая возрастные и психофизические особенности учащихся, с целью повышения заинтересованности работой, положительного эмоционального настроя, активизации деятельности учащихся, урок был построен в виде литературно-исторического экскурса.
Для развития интереса и повышения качества знаний, на уроке использованы: работа по карточкам, карточкам-подсказкам, работа с учителем, самостоятельная работа. Также, учитывая физиологические особенности детей, в урок включены: щадящий режим работы (урок скомплектован с учетом коррекционных целей), физкультурная минутка с целью мобилизации внимания и снятия усталости с мелких мышц кисти.
Урок показал, что материал подобран правильно, соответственно образовательному стандарту, ход урока спланирован грамотно, все этапы четко выделяются. Достижение триединой цели урока по систематизации и обобщению знаний по данной теме, развитие вычислительных навыков, умений применять накопленные знания в практической деятельности, повышения интереса к предмету, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к учебе, проходит через весь урок. Причем, эмоционально окрасились самые обычные вычисления.
Итог урока подведен, в целом цели достигнуты, и судя по итогам самостоятельной работы, материал учащимися усвоен в достаточной степени.

Учитель математики: Н. А. Полубавкина.

·Root Entry