Стихотворные упражнения по русскому языку


Стихотворные упражнения на уроках русского языка.
В изучении русского языка важным является опора на слуховое восприятие изученного материала.
Как запомнить ребенку огромное количество правил , формулировок, понятий, т рудные случаи правописания? Как сделать эту работу осмысленной и эффективной? На помощь могут прийти стихотворные упражнения.
Среди моих находок есть стихотворные правила, формулировки, весёлые стихи, рифмованные упражнения, «запоминалки».
Следует помнить, что стихотворные упражнения не заменяют правил в учебнике. Они служат только вспомогательным элементом в обучении.
Работа со стихотворными упражнениями привлекает учащихся к изучению учебного материала, облегчает процесс усвоения трудных тем, являясь надёжным помощником при овладении знаниями.
Хочется отметить, что каждый раз, используя такой вид работы, я выдаю на уроках детям отпечатанный стихотворный материал. Учащиеся заводят альбомы, в которые вклеивают рифмовки, «запоминалки», веселые стихи. В дальнейшем они активно используют их при работе в следующих классах.
Актуальность работы. В настоящее время у учащихся стали чаще возникать проблемы с запоминанием. Очень много наглядного материала и дополнительной информации, которые дают возможность детям найти ответ на вопрос не в «мозговой копилке», а в других, более лёгких и доступных источниках. Учитывая интерес детей ко всему необычному, нестандартному, я приняла решение попробовать оформить правила по русскому языку в стихотворной форме.

ГЛАСНЫЕ - СОГЛАСНЫЕ
Нет преград у голоса
И препятствий разных.
На свободу без забот
Звук выходит гласный.
Можем мы его пропеть,
И услышим голос!
Можем слог образовать,
А затем и слово !

ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.
Названия стран, морей, озёр,
Сёл и городов,
Названия улиц, рек, планет,
Далёких островов

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
Между согласною и гласной
Себя я чувствую прекрасно!
После приставок я стою
Перед е, ё, я, ю.


С заглавной буквы, с прописной
Мы будем их писать.
И это правило всегда
Мы будем знать на «пять»!
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК.
Слева от меня –согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не был слияний,
Ловко разделю их я.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Имя существительное –
Сущность, существо.
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает.
На вопросы КТО? ЧТО?
Всегда нам отвечает.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Имя прилагательное
Очень занимательное.
Его вопросы ЧЕЙ? КАКОЙ?
Запомнит ученик любой.
Оно обозначает
Признаки предметов.
И без существительного
Не живет при этом.
ГЛАГОЛ.
Глагол обозначает действие предмета!
Все , без исключения,
Отлично знают это.
ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?
Вопросы так просты.
Без запинки повторить
Их быстро сможешь ты.

ПРЕДЛОГ.
Он членом предложения не бывает,
Но этот малый твёрдо знает.
Не изменяется, один не может жить,
А вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи даёт,
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно!
НАРЕЧИЕ.
Всем известно, что наречие-
Постоянная часть речи.
Хоть всякое случается,
Оно не изменяется.
Его вопросы без труда
Можно выучить, друзья:
ГДЕ? ОТКУДА? КАК? КУДА?
ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КОГДА?