Статья ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В XX ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И ПОВЕСТИ В. РАСПУТИНА «ЖИВИ И ПОМНИ»)


Кучергина Татьяна Павловна
МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В XX ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И ПОВЕСТИ В. РАСПУТИНА
«ЖИВИ И ПОМНИ»)
Сейчас перед нашим народом, как никогда остро, встал вопрос: сохраним ли мы себя как нацию, как великий русский народ?
Обесцениваются национальные традиции, многовековая русская культура.
Само понятие «патриотизм» исчезло из нашей жизни, из сознания молодого поколения.
Как сказал один православный поэт, мы рядимся «в лилипутские обноски» Запада.
Наш ли это удел? Ведь «русская литература, как и русская культура вообще, соответствовала огромности России, она могла возникнуть лишь в огромной стране, с необъятными горизонтами» (Н.А.Бердяев). «Великая русская классическая литература была духовным служением. Так она себя сознавала и так воспринималась обществом»[1]. Писатели XIX века оставили свое творчество потомкам как высочайший образец духовности.
Соответствует ли ей положение вещей в русской литературе XX века? В какой степени она сохраняет и развивает традиции «золотого» века?
Известно, что традиция в изображении русской женщины была заложена Пушкиным образом Татьяны Лариной. Глубина натуры, близость к природе, верность и долготерпение в характере русской женщины из народа или близкой к нему. Поэтому Пушкину ничего не пришлось выдумывать, а только наблюдать и обобщать, создавая художественный образ «милой Татьяны». Галерею героинь, истинно русских душою, продолжает Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой. В своей статье мне бы хотелось проследить, как эта традиция была продолжена в XX веке.
Для сравнения возьмем образ Сонечки Мармеладовой из романа Достоевского «Преступление и наказание» и образ главной героини повести В.Распутина «Живи и помни», Настёны. Что объединяет этих героинь?
Многое. Ну, во-первых, то, что судьба связывает их с преступником: Соню – с убийцей, а Настёну – с дезертиром и предателем. Незавидная участь. Но ни та, ни другая не ропщут на судьбу, а несут свой крест до конца. Во-вторых, безграничное желание помочь тому человеку, с которым соединила их судьба, полная самоотверженность, верность и всепрощение.
I. Жизненный путь героев романа «Преступление и наказание».
Много сказано в критической литературе об образе Сонечки Мармеладовой. Соня, Софья… самим именем олицетворяет она мудрость, и не просто мудрость житейскую или философскую, а как мы видим из содержания романа, Евангельскую мудрость.
И, значит, героя, которого Достоевский через весь роман ведет к спасению, Спасителю, он далеко не случайно, а глубоко продуманно соединяет с Сонечкой.
Первый вопрос, на который хотелось бы ответить: в чем мудрость Сони?
Без ответа не этот вопрос нельзя понять ее образ.
К ней единственной приходит Раскольников с тяжким признанием в убийстве. И что слышит в ответ: «Что вы, что вы это над собой сделали! – в отчаянии кричит она, бросается ему на шею и крепко-крепко сжимает руками, - Нет, нет тебя несчастней никого теперь в целом свете!»
И смягчается душа убийцы.
« - Так не оставишь меня, Соня?
- Нет, нет; никогда и нигде!»
Что в этих словах? Высшая мудрость – сострадание. Сострадать – значит «страдать вместе». Так образованы русские слова: «сочувствовать», «соболезновать», «сопереживать».
Теперь, когда мы ответили на первый вопрос, проследим основные этапы развития взаимоотношений Сони и Раскольникова: как постепенно мудрость побеждает, лечит раскол в сознании героя.
Первый этап. Еще не видя Сонечку, только из рассказа ее отца, Раскольников душой своей постигает всю глубину ее страдания, всю неизмеримость ее жертвы. Его тянет к ней. В невольном порыве он кланяется в ее лице всему страданию человеческому. Но трезвым рассудком и холодным разумом Родион пытается ей доказать, что жертва ее бессмысленна, бесполезна. Никого не спасет она своим жалким заработком, а только себя погубит.
Но Соня живет не разумом, а сердцем, поэтому доводы рассудка проходят мимо ее сознания. И на исступленный вопрос Раскольникова: «Как такой позор и такая низость в тебе с другими… светлыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить с этим!» Соня отвечает просто: «А с ними-то что будет?» (Имея в виду детей Катерины Ивановны, ее мачехи).
А дальше блудницу и убийцу автор соединяет за чтением Евангелия. Заворожено слушает Раскольников одиннадцатую главу Евангелия от Иоанна, повествующую о воскрешении Лазаря.
Этот эпизод и является первым их шагом на общем пути к спасению, потому что герой еще бессознательно говорит Соне: «Пойдем вместе…»
Он уходит, обещая прийти на следующий день и сказать, кто убил старуху.
Второй этап. После признания в убийстве герой пытается объяснить Соне мотивы своего поступка и сбивчиво передает ей суть своей теории деления людей. Но, анализируя шаг за шагом свои мысли и поступки, понимает их ошибочность, осознает, что заблуждался и безмерно страдает. «Экое страдание!» - вырывается мучительный вопль Сони. И тогда, принимая ее мудрость, интуитивно отдавая себя в ее руки, он взывает к ней: «Что теперь делать, говори!» И ответ Сони, конечно, предсказуем: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо!»
Не сразу герой согласился на этот крестный путь. Но слабая Соня в этом случае будет тверже камня: «А жить-то, жить-то как будешь?» И уже не оставит его больше никогда.
Третий этап. Утихает борьба в душе Раскольникова, поддаваясь влиянию Сони, и уже без колебаний он твердо произносит в полиции: «Это я убил тогда старуху чиновницу и сестру ее, Лизавету. Убил топором и ограбил».
Казалось бы, главное сделано: покаялся. Но это только шаг на его пути к спасению. До истинного покаяния еще далеко.
Раскольников сослан на каторгу, живет в ужасающих условиях и … не раскаивается в преступлении. Он мучается только сознанием того, что не смог переступить через кровь, оказался вошью, а не Человеком, не властелином. Он мучается сам и мучает Соню, страдания не лечат его.
А что же Соня? Ждет, надеется, верит, что приведет его Бог к истинному раскаянию, а значит, и к спасению. Ждет и верит, ведь у него в бараке – Евангелие, то самое, которое они читали вместе.
Четвертый этап. Но, наконец, настала та минута. После долгой болезни произошел поворот в душе Раскольникова. Это было на берегу пустынной сибирской реки. Родион упал перед Соней на землю и долго плакал, стоя перед ней на коленях. Они не могли говорить. «Слезы стояли в их глазах…в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Итак, мы выделили четыре основных этапа в развитии отношений главных героев. Найдем основные понятия и ключевые слова в тех эпизодах, которые рассмотрели.
Первый эпизод – первый визит Раскольникова к Соне: грех, страдание, Евангелие.
Второй эпизод – Раскольников приходит к Соне, чтобы признаться в убийстве: убийца, сострадание, каторга, страдания, искупление.
Третий эпизод – на каторге: уязвленная гордость, тревога, ужасы каторжной жизни, болезнь.
Четвертый эпизод – воскрешение: солнце, простор, раскаяние, воскрешение, счастье, любовь, жизнь.
Как видим, все, без исключения, понятия морально- религиозного характера и разделить их можно на 3 смысловые группы. Первая смысловая группа отражает понятия, связанные с преступлением: грех, зло, убийца, гордость. Вторая группа включает слова, относящиеся к периоду страданий за свои грехи: каторга, болезнь, страдания, насмешки. И в третью группу входят слова, связанные с духовным перерождением Раскольникова и с надеждой героев на будущее: воскрешение, любовь, счастье, сердце, источник жизни.
Итак, такая простая понятийная классификация показывает, как ведёт слабая, хрупкая, но сильная своей верой Соня, Раскольникова к спасению.
II. В.Распутин «Живи и помни».
Роль Настёны в судьбе Андрея Гуськова.
Другая история, другой век, другая судьба… Народ тот же, сильный своими корнями, как ни измывайся над ним.
Вторая четверть XX века. За годы атеистической пропаганды вытравлено из сознания народа все, что связано с Богом, с верой предков. Вытравлено, но не до конца. Понятия, связанные с верой, ушли на подсознательный уровень или, потеряв религиозную окраску, сохранились как нравственные основы, очень значимые, которые все равно являются стержнем личности.
Что роднит главную героиню повести Распутина «Живи и помни» Настёну с героиней Достоевского? Многое. Характер, трудный жизненный путь, долготерпение. Но главное – это отношение к своей женской доле и покорность Божьей воле или своей судьбе.
Все тот же исконно-народный характер русской женщины, не придуманный, а взятый из жизни, та же доля.
Перейдем к сравнению. Соня, спасая от голодной смерти детей, приносит себя в жертву. Настёна, потеряв в голодном году мать, идет вместе с младшей сестрой от деревни к деревне, спасаясь подаяниями, то есть нищенствуя. Выжила, помогли добрые люди.
Прошло лихолетье, жизнь вошла в нормальное русло, и жених нашелся, увез в свою деревню.
Казалось бы, конец страданиям, но нет, запасайся, Настёна, терпением.
В большом хозяйстве мужа она оказалась почти единственной работницей. Строгая, сварливая свекровь давно ждала невестку, чтобы переложить на нее все заботы по хозяйству.
И везет Настёна воз, не ропщет на судьбу, применяясь ко всем, не считает свою долю какой-то особенно трудной. И строптивая Семеновна меняет гнев на милость, признает, что невестка ей попалась покладистая, работящая.
Кто сказал, что утрачены в народе истинные ценности, нравственные качества предков? Это невозможно, потому что основа народной жизни – терпение.
А терпения в жизни героини было достаточно. Особенно много ей пришлось терпеть оскорблений, когда оказалось, что у них с Андреем не будет детей. И неизвестно, сколько бы ей еще пришлось терпеть упреки в бездетности, если бы не война.
А в лихую годину ее участь уже ничем не отличалась от судьбы всего народа: все то же терпение, труд, вера в Победу, надежда на возвращение мужа.
Следующая страница в судьбе героини: тайно возвращается с войны ее муж - дезертир.
Позорней участи трудно представить. Во все времена отношение к дезертиру однозначно. Преступник и по нравственным, и по государственным законам.
Как же быть Настёне?
И связь между ними прочнее, чем у Сони с Раскольниковым. Она – жена дезертира. При первой же тайной встрече Гуськов спрашивает Настёну:
« - Не забыла, значит, кто такой я тебе есть?
- Нет.
- Кто?
- Муж.»
И начинает она без сомнений борьбу за выживание мужа-дезертира, за спасение. Но за спасение ли?
Что делает героиня Достоевского в схожей ситуации?
Соня Мармеладова сразу хватается за мысль о покаянии, а Гуськов раз и навсегда отрезает этот путь для себя, предупреждая Настёну: «Кому скажешь – убью!»
И поэтому долгий и мучительный путь героев не будет дорогой к спасению, это будет тупиковый путь.
И Настёна обратилась к Богу. Усомнившись при первом свидании, уж не оборотень ли это был, она вспоминает слова давно забытых молитв, с ужасом осознает непоправимость того, что случилось. Осознает сразу, но опять же с покорностью судьбе и терпением будет бороться до конца за своего непутевого мужа.
Пьет Настёна чашу страдания до последней капли. Вот чувствует она в себе зарождение новой жизни. Долгожданный ребенок. Но такое желанное счастье обернется для нее позором. Последними словами заклеймят ее односельчане, свекровь выгонит из дома. А как же иначе?! Муж на фронте, а она…
За что ей все это? И никакого просвета впереди.
Май сорок пятого. Кончилась война. Вернулись с честью оставшиеся в живых солдаты. Село празднует Победу, только не радостно на душе Андрея Гуськова и Настёны.
И она, не в силах больше скрываться и обманывать, предлагает ему единственный верный путь – признаться.
Только не принимает его Гуськов.
И чтобы раз и навсегда зачеркнуть для себя возможность покаяния, грозит Настёне самоубийством, грозит кинуться в Ангару.
Рядом с ним, слабым, Настёне пришлось все взять на себя.
В Ангару пришлось броситься ей, чтобы не привести по своему следу того, кто давно охотился за ее мужем-дезертиром.
А Гуськов, по замыслу писателя, будет жить и помнить, какой ценой дарована ему жизнь.
А теперь оглянемся назад.
Не богата событиями жизнь Настёны. Одна на двоих судьба с мужем-дезертиром и бессмысленная гибель. Почему?
Почему одной героине удалось привести к спасению преступника и убийцу, а другой нет?
Обратимся снова к ключевым словам, разделив жизнь героини на основные периоды.
Первый этап – детство: терпение, страдания, унижение, голод.
Второй этап - замужество и недолгое счастье: чувство вины за бездетность, терпение, работа, надежда.
Третий этап – война: ожидание Победы, надежда, терпение.
Четвертый этап - рядом с мужем-дезертиром: жалость, самоотдача, риск, отчаяние, страх, унижение.
Сопоставим слова и понятия, выделенные нами в ходе анализа обоих произведений:
«Преступление и наказание» «Живи и помни»
Грех, страдание, Евангелие Терпение, страдания, унижение, голод
Убийца, сострадание, каторга, страдания, искупление Чувство вины за бездетность, терпение, работа, надежда
Уязвленная гордость, тревога, ужасы каторжной жизни, болезнь Ожидание Победы, надежда, терпение
Солнце, простор, раскаяние, воскрешение, счастье, любовь, жизнь Жалость, самоотдача, риск, отчаяние, страх, унижение
Разница очевидна: в романе Достоевского в каждой смысловой цепочке прослеживается путь обоих героев: у Распутина путем страданий идет только Настёна. У героя другой путь: от малодушия к предательству и одичанию (символичная сцена: в приступе отчаяния Гуськов, подражая волчьему вою, пугает голодного хищника нечеловеческой злобой и тоской).
Схематично жизненный путь героев внутри сюжета выглядит следующим образом:
Общепринятая точка зрения в русской критике состоит в том, что именно Пушкин в 1-ой четверти XIX века в своем творчестве устанавливает традиции русской литературы. Последующие за ним писатели развивали и углубляли их.
«Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения. В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках» - писал о Пушкине А.И.Гончаров.
В 1880 году в связи с открытием памятника Пушкину в Москве в своей речи, обращаясь к слушателям, Достоевский сказал: «Явление Пушкина есть доказательство того, что древо цивилизации уже дозрело и плоды его не гнилые, а великолепные, замечательные плоды…»
«Без понимания Пушкина нельзя и русским быть» - Ф.М.Достоевский.
Мы исходим из этой точки зрения на традиции в русской литературе.
Изобразим схематично развитие традиции в подходе к изображению характера русской женщины в затронутых нами произведениях, начиная с творчества А.С.Пушкина.

А в обобщенном виде эта схема выглядит следующим образом:

Как видим, XX век продолжает традиции века XIX.
Перейдем к традициям в изображении героя в русской литературе. Героиня – это всегда олицетворение верности, преданности. Она живет сердцем, чувствами и интуитивно прозревает истину.
Мужчина живет разумом. И на примере Раскольникова мы видим, что разум без сердца приводит его к созданию головной теории о праве сильной личности переступить через кровь.
А значит, герой, живущий разумом, рассудком, может ошибаться на своем жизненном пути, и спасает его женщина.
Так произошло с героем романа «Преступление и наказание».

Гуськов не поверит Настёне. Сойдя с правильного пути, не сможет вернуться на него, не находит в себе душевных сил для этого, поэтому заблудился, погиб.

Но, подумав, мы решили, что эта схема не совсем верна, если рассматривать финал повести.
Оставаясь верной своему мужу до конца, Настёна тоже скривила свой жизненный путь, и это привело ее к гибели. Она оказалась ведомой в этой ситуации. Так сложилось. Не будем ее судить за это, ведь это не вина, а беда героини.

Этим отличаются два жизненных пути: Сони и Настёны.
III. Традиции русской литературы начинаются с Пушкина.
Возвратимся к герою. Историей взаимоотношений с Настёной образ Гуськова не исчерпывается.
Идея его образа – это отношение к своему воинскому долгу, долгу перед Отечеством, который он не выполнил.
Во все времена защита Родины – святая обязанность и самый главный долг мужчины, в этом его честь или бесчестие.
Обратимся к традициям русской литературы. Что найдем мы у Пушкина по этому поводу?
А говорит он нам эпиграфом к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду», имея в виду судьбу Петруши Гринева, но обращаясь ко всем нам, своим читателям: и современникам и потомкам. Таким образом, традицию, идущую от Пушкина, схематично можно представить следующим образом:

IV. Традиции русской литературы в изображении
антигероя (предателя)
Почему человек становится предателем? Ответ на этот вопрос нужно искать в детстве. Если сформирован в ребенке, в юноше крепкий нравственный стержень, то вчерашний недоросль быстро мужает в условиях войны.
И Петруша Гринев превращается в Петра Гринева, офицера, имеющего честь и достоинство, не способного на предательство. Недаром «Петр» - в переводе «камень», и этот камень в основе самодержавия.
Верность присяге, отношение к службе как к священному долгу всегда отличали русское офицерство. Недаром слова приветствия русского офицера звучат: «Честь имею!»
Но предатели были во все времена.
Гринев и Швабрин. Два офицера – две судьбы. Один выбирает путь чести, другой – путь предательства.
Пушкин ведет свое повествование так, что выбор Швабрина не является для читателя неожиданностью.
В его характере, в его поведении и отношении к своему сопернику в любви, Петру Гриневу, очевидны предпосылки будущей измены государыне.
Изобразим русское самодержавие (власть Екатерины II) как пирамиду.
1)

Что (или кто) в основе? Служивое сословие – дворяне.
2)

3)

Рухнула пирамида мнимой власти, разбились кирпичики в ее основании. Путь предательства – путь бесчестия, гибели.
Свою судьбу предатель Швабрин выбрал сам.
Отсюда пойдет традиция русской литературы.

Почему Гуськов стал предателем? Ответа на этот вопрос мы не найдем в его детстве.
А вот предпосылки предательства, малодушие автор подчеркивает во многих эпизодах. Они кроются в себялюбии героя.
Вспомним, с какими чувствами уезжает Андрей Гуськов на войну. Раздражение, злоба, зависть к остающимся в тылу не дают ему покоя. В его душе нет места высокому, нет места жертвенности. Страх за свою жизнь всегда определяет его поведение.
Он достаточно умен и наблюдателен, чтобы не прятаться за чужие спины. Гуськов прекрасно понимает, что этого не прощают на войне.
Но ни разу его сердце не загорелось священной любовью к Родине или ненавистью к врагу.
Сравним, чем руководствуются герои в минуту опасности.

Это не просто качества героев, это понятия, составляющие нравственную основу.
Литература, как вид искусства, без сомнения, отображает нравственный идеал народа. Этот идеал, сформированный в глубокой древности, на протяжении всей истории живет в сознании народа. Женская верность и мужская честь лежат в основе этого идеала.
Проследив жизненный путь героев Достоевского, мы убедились, что Соня Мармеладова, жертвуя собой для спасения других, всей своей жизнью является для Раскольникова примером того, как нужно относиться к испытаниям, которые посылает тебе судьба. И герой осознает, пусть не сразу, что такому человеку можно верить. И, поверив ей до конца, обретает душевный покой и выходит на единственный правильный путь.
Мы увидели, как похожи по характеру и судьбе героини Распутина и Достоевского. Все терпеть, все отдавать за других, ничего не требуя взамен, для них также естественно, как дышать.
Вот только Настёне не удается спасти своего мужа-дезертира, потому что он сам отвергает путь покаяния.
Мы выяснили, что именно от творчества Пушкина начинается традиция в изображении героя, честно исполняющего свой долг, и предателя, способного нарушить его. И Распутин раскрывает нам образ Гуськова вполне в традиции русской литературы.
Общий вывод схематично можно представить в следующем виде:

Литература
Аксючиц В. Духовная революция XIX века. Служение русской литературы // Интернет-журнал Сретенского монастыря. Идеи и концепции. – 2002. – 19 июля.
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/duhrev04.htmДостоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Азбука, 2014. – 608 с.
Иеромонах Роман (Матюшин). Избранное. – М.: Сретенский монастырь, 2012. – 160 с.
Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М.: Нигма, 2014. – 160 с.
Распутин В.Г. Живи и помни. – М.: АСТ, 2010. – 512 с.