Конспект урока Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)


Урок литературы в 10 классе.
Тема: Петербург Достоевского
(по роману «Преступление и наказание»)
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления Петербурга Достоевского в романе «Преступление и наказание».
Задачи:
- развивать умение высказывать и аргументировать свое мнение на основе анализа сюжета произведения;
- развивать навыки самостоятельной работы с текстом;
- создать условия для выявления нравственной и философской идеи романа.
Вступительное слово учителя.
Вы входите в необычный мир – мир романов Достоевского. Дыхание трагедии охватывает сразу: это особая художественная действительность, мир болезненный и страшный, где нет непопранной красоты, непадшей добродетели, счастливых и спокойных лиц.
Мир - вымышленный и реальный в одно и то же время – ставит героя в острую ситуацию выбора, которую не избежит ни один из участников действия романа. Это тупик для слабого и дорога для сильного, как во многих русских сказках, где посреди чиста поля стоит камень, на котором написано: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево – меч, а прямо пойдешь – не сносить тебе головы». Обратного же пути нет, дорога жизни идет только вперед.
Герои Достоевского, выбирая себя в нашем, по словам М. Горького, «прекраснейшем из миров», бросает вызов судьбе, уготовившей ему жалкое и убогое существование «ветошки». Пафос его самоутверждения начинается просто с «Я есмь… Я существую и хочу жить, я буду утверждать это право, что бы там ни было».
Два пути лежат перед человеком: стать палачом или жертвой. Третьего - не дано. Почему так? Разве в жизни часто мы сталкиваемся с подобной дилеммой? Во всей ее остроте – только в исключительных случаях. Более того, многие так никогда и не поставят перед собой этого вопроса. Но это не означает, что вопрос не вставал перед ними: они просто не захотели его увидеть, осознать, остановиться и осмыслить себя и мир. Потому что в ином звучании этот вопрос можно сформулировать так: что для тебя лично важнее – ты сам или окружающие? Твоя жизнь – или жизнь чужая? И здесь решение может быть только однозначным: или – или.
Этот выбор стоит перед каждым человеком, вступающим в сознательную, взрослую жизнь. Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью, не доказал, что, лишь осознав эту проблему и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.
Вот почему каждый из нас должен в момент взросления, в момент первой переоценки ценностей пройти «через Достоевского»: построить с Раскольниковым схему разделения людей на разряды; увидеть убитую старуху – процентщицу и защищающуюся рукой от топора Лизавету; услышать проповедь Сони; ужаснуться сходству с Лужиным.
Итак, вперед в мир Достоевского.
Формулировка темы урока.
- Послушайте цитаты, назовите автора и определите, что их объединяет.
* «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия» (А.С.Пушкин)
* «О, не верьте этому Невскому проспекту! Все обман, все мечта, все не то, что кажется…» (Н.В. Гоголь)
* «Город пышный, город бедный
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено – бледный,
Сказка, холод и гранит…» (А.С. Пушкин)
Вы правы. Петербург не раз становился действующим лицом в русской художественной литературе.
Свой Петербург и у Достоевского. Какой он? (записывается тема и проблемный вопрос)
Работа с текстом. Беседа, анализ.
На доске:
Петербург Достоевского
Пейзаж
Интерьер
Сцены уличной жизни
город-безумие, город-тупик, город-убийца
безумные идеи, преступление
Вывод формулируется учащимися и записывается в конце урока
Работая по тексту, мы будем опираться на схему, записанную на доске.
- Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
- Какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга? Какова их роль в создании образа города в романе?
(Канавы, грязные улицы и переулки, подворотни, Сенная площадь, набережные. Почти всегда Петербург изображается во время заката солнца, отсюда – контрастные тона: «темнеющая вода канавы», «темнеющие дома» - и «розовый отблеск заката» (эффект блика).
Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Герой задыхается в этом городе, мире.
- Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались вам на этих улицах? Какое впечатление произвели на вас и почему?
(Раскольников, «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники», Мармеладов с желтым, отекшим зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»). От встречи с этими людьми остается ощущение чего-то жалкого, безобразного.
И вновь вернемся к схеме – интерьер.
- Перед вами на партах эпизоды - описание комнат, в которых живут герои романа. «Впишите» персонажей романа в соответствующий каждому интерьер.
- По какому принципу автор отбирает детали, составляющие интерьер?
Интерьер у Достоевского выписан достаточно подробно – но при этом не объединен единством визуальной перспективы. В поле зрения повествователя попадают предметы разнохарактерные и разнокалиберные, увиденные под разным углом зрения. Однако картины объединяются единым эмоциональным настроением: угнетающей мрачности, ветхости жилья. Предметы у Достоевского лишены материальности, зато наделены способностью к «самовыражению», обнажению сути вещей.
- Какая цветовая особенность объединяет описание?
Интерьеры выполнены в желтом цвете. Желтый цвет не столько конкретная краска, сколько знак негативной эмоции
- Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, Мармеладова, Сони? - Свидетелями каких уличных сцен вы стали? К какому выводу они вас приводят?
- Так какой он, Петербург Достоевского? (завершаем оформление схемы).
Задание: «впишите» персонажей романа в соответствующий каждому интерьер.
Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными всюду отставшими от стен обоями… Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг…
Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника… Один угол ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был слишком безобразно тупой… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.
Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была открыта. Огарок освещал беднейшую комнату шагов десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего два стула и клеенчатый, очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не прикрытый.
Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.
Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы, стульев по стенам да двух – трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках.