Урок литературного чтения в 2 классе по теме С.Есенин Поёт зима аукает…

МОУ ЦЕЛИННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА













УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

С. ЕСЕНИН «ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ»









УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ КШИ «СКК»
Г.НОВОСИБИРСКА
КРЫМСКАЯ ОЛЬГА АНДРЕЕВНА













Тема: С.А.Есенин «Поет зима, аукает»
Цель:
учить анализировать лирические произведения, умению выразительно читать стихи, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения
развивать образное мышление; развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности,
воспитывать художественный вкус; формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.


Оборудование: Репродукция картины И.Шишкина «Зима», музыка Антонио Вивальди «Времена года. Зима».


Ход урока.

Организационный момент.
-Здравствуйте. Давайте с вами настроимся на совместную деятельность. Встаньте, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я хорошо себя чувствую. Я очень умный, сообразительный, сильный. Я смогу выполнить любое задание. У меня все получится». Откройте глаза. Садитесь.
II. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.Есенина. Будем анализировать его стихи, и учиться выразительному чтению.
III. Новый материал.
1.Отгадайте, когда это бывает:
Все кругом бело-синее.
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней.
(зимой)
А как вы догадались?

2.Работа с репродукцией.
- Сейчас мы рассмотрим картину русского художника И.Шишкина «Зима».

СЛАЙД
Что вы видите на картине? С помощью чего он передал свои чувства, свое отношение к зиме?

3.Прослушивание музыки итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года. Зима».
- Что услышали, какую картину представили? С помощью чего изобразил зиму композитор.

4.А теперь послушайте, как описывает зиму поэт Сергей Есенин.
Чтение стихотворения учителем.

5.Обмен впечатлениями.
Понравилось вам стихотворение? Какие чувства у вас возникли?
Какие картины вы увидели, представили?
Какие звуки услышали?
Созвучны ли стихи С.Есенина с картинами зимы, изображенными художником и композитором?
А с помощью чего изобразил поэт зиму? (слова)
Как вы думаете, какую главную мысль хотел нам передать поэт в этом стихотворении?
Чтобы точнее ответить на этот вопрос, прочитайте про себя это стихотворение. Если встретятся непонятные слова, отметьте их точкой карандашом.

6.Самостоятельное чтение детьми стихотворения.
Лексическая работа:
Стозвоном – мощный звон
Сосняка – сосновый лес
Озябли – замерзли
Вихри –
Ставни-
Свешенным-

7.Анализ стихотворения.
1)Картина-изображение жизни: определить систему образов.
-Какую картину увидели? Какие образы нарисовал поэт?
Зима, лес, облака, метлица, воробышки, вьюга, весна

2)Слово – носитель эмоционально-образной информации.
Медленное чтение.
- Как сделана эта картина? (ключевые слова)
- Найдите слова, рисующие образ зимы в первых двух строчках стихотворения. Подчеркните их. Эти слова взяты из жизни природы или людей? (Олицетворение) Кого напоминает зима? Что она делает?
-Какие облака?
-А метелица?
А какие воробышки? С кем их сравнивают? (Сравнение)
-Как изображена метель?
- О чем мечтают воробышки?



СЛАЙД

Зима лес облака
аукает, мохнатый седые
баюкает плывут с тоской



метелица вьюга
ковром шелковым с ревом бешеным
холодна стучит, злится

воробышки
игривые
детки сиротливые
пташки малые
голодные,
усталые,
жмутся поплотней
дремлют
нежные

весна - прекрасная, в улыбках солнца, ясная, красавица

Физминутка.
- А теперь давайте немного отдохнем. Представьте, что вы тот мохнатый лес, который баюкает зима. А я зима. Усните, укройтесь теплыми шубами. Вам так хорошо под снегом.
А теперь давайте изобразим тех воробышек, что жмутся у окна. Вам холодно, голодно плохо, вы засыпаете, и вам начинает сниться весна, становиться тепло, весело, радостно, расправляете крылышки и веселитесь. Проснулись.

3)Чувство, настроение – «..Главное не сама картина, а чувство, которое она вызывает». Составление «партитуры чувств».
- Что почувствовали, читая стихи? Какое настроение вызывает оно? Меняется ли оно при дальнейшем чтении?
Давайте составим партитуру чувств этого стихотворения. Какие чувства вызывают облака?
-Какие чувства вызывают у автора воробьи?
-Как изменилось отношение автора к метелице? Как он ее теперь называет? Как вы думаете, отчего злится вьюга?


СЛАЙД

Картинный план Партитура чувств

1. Зима и лес - спокойно, нежно
2.Облака - тоскливо, грустно
3. Метелица - любуется, но ежится от холода
4. Воробышки - с жалостью, с переживанием
5.Вьюга- сердито
6.Сон-весна нежно, с надеждой, восхищением, с радостью

4)Отработка выразительного чтения.
Самостоятельное чтение детьми стихотворение, отработка выразительности чтения.
Чтение стихов 2-3 детьми по желанию. (Дети выражают свое мнение о чтении товарища)
(Молодец, настоящий мастер художественного слова!)

5)Выход на идею
-Какова главная идея стихотворения? (Что же хотел сказать нам поэт?) Чем является весна для всех после долгой зимы?
Мы надеемся, все будет хорошо. Жизнь полосатая, в ней есть все: и радость и печаль. В жизни человека радость сменяется печалью, печаль радостью, и в этом жизнь человека, и все надо благодарно принимать.

IV.Итог:
У А.С.Пушкина есть стихотворение, где он учит нас:
« Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь настанет».

СЛАЙД

На прощанье я подарю вам всем эти слова, помните их и в трудную минуту, не унывайте.

Оценки за урок поставлю тем, кто читал стихи и кто хорошо анализировал их.


V. Домашнее задание: дома, если хотите можете выучить это стихотворение наизусть или приготовьте выразительное чтение этого стихотворения.




































































13PAGE 15


13PAGE 14915




А.С.Пушкин







« Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь настанет».






А.С.Пушкин



Благодарю за творческую работуКрымская Ольга АндреевнаTimes New Roman15