Консультация для педагогов Формирование у учителей-логопедов педагогической компетенции для работы над эмоционально-речевым развитием детей с расстройством аутистического спектра


Слайд №1.
Формирование у учителей-логопедов педагогической компетенции для работы над эмоционально-речевым развитием детей с расстройством аутистического спектра.
Слайд № 2.
Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда предложили создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.
В России многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А мы-педагоги, в свою очередь, не имеем методик работы с такими детьми.
Слайд №3
Давайте   попробуем разобраться, кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность, а также рассмотрим методы терапии, почерпнутые из опыта зарубежных коллег, и определим, какие из этих методов можно применить в российской системе образования, а именно в наших детских садах. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях массового детского сада.
Давайте, совместно со всеми дадим определение к слову «Аутизм», как это понимает индивидуально каждый из нас. Предлагаю продолжить предложение: «Я думаю, аутизм- это…»
«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».
«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».
В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм».
Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Слайд №4.
  Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что при явных тенденциях аутистического развития на 1-м году жизни ребёнка, синдром аутизма в раннем детстве не успевает сложиться окончательно, не    закрепляются тенденции аутистической защиты. Это облегчает возможность установления эмоционального контакта и делает коррекционное вмешательство в психическое развитие ребёнка раннего возраста более эффективным.
Кроме того, обозначены модально специфические закономерности (в соответствии с МКБ-10)
К модально специфическим закономерностям относятся такие, которые характеризуют нарушения в развитии ребенка с аутизмом.
К ним относят:
отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). Моторные нарушения выражаются в диапазоне от навязчивых моторных стереотипий до неспособности повторения движения или имитации;
множественные сенсорные нарушения, выражающиеся в диапазоне от сверхчувствительности к определенным раздражителям и гиперреакции на них до игнорирования любых раздражителей и, соответственно, гипореакции на них;
разнообразные речевые нарушения, которые выражаются в диапазоне от полной неспособности к устной речи и компенсированному общению с помощью жестов, дезартрии, алалии до навязчивого говорения, эхолалии и доминирования в речи одной темы;
эмоционально-волевые нарушения, которые выражаются в диапазоне от слабости протекания эмоциональных процессов, до сверхэмоциональных реакций на малые воздействия. Это проявляется в слабости или аффективном эмоциональном реагировании по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада), нарушению социального взаимодействия;низкий и неравномерный уровень психического и речевого развития приводит к нарушению общения, познания окружающего мира, к обеднению социального опыта, дезадаптации, депривации;
неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы, что ведет к нивелированию субъектности и нарушению осознания себя как «Я» — личности.
Слайд №5.
Отсюда определяются и типичные проявления аутизма у детей, к которым относятся:
сниженная реакция на имя;
нарушение в области совместного со взрослым внимания;
нарушение в области совместной символической и сюжетной игры;
сложности в понимании метафор, сарказма, шуток, скрытой издевки;
наивность в социальных ситуациях;
проблемы в установлении доверительных отношений.
Слайд № 6.
    Специалисты отмечают следующие возможные причины аутизма:
Соматические нарушения.
Считается, что хромосомные нарушения, туберозный склероз, гипомеланоз, эмбриональные повреждения (инфекция краснухи), постнатальный герпетический энцефалит, метаболические нарушения, нарушают функции височных или лобных областей мозга;  
Наследственность.  
Примерно  1 из 20 родных  братьев   и сестёр имеет диагноз аутизма. У больных клинической группы пациентов часто есть близкие родственники с этим диагнозом;
Раннее повреждение мозга.
Среди детей с аутизмом встречается большее число случаев повреждений мозга, возникших во время беременности, родов или послеродового периода, инфекции также могут стать причиной, достаточной для развития аутизма.
Слайд №7.
Особенности поведения ребенка-аутиста
Черты обычного ребенка Черты ребенка- аутиста
постоянно задает вопросы,
залезает на горку, на верх дивана, любит играть на детской площадке, когда там много детей, 
активно привлекает детей в свою игру, любит кошек,
разбирает вещи по частям,
разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
любит громкую музыку,
любит играть на барабанах или стучать,
требует новых игрушек,постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
пьет из разных чашек не смотрит в глаза,
не играет со сверстниками,
не испытывает радость,
не нуждается в контакте с окружающими,
не разговаривает с окружающими
повторяет одни и те же слова или предложения,
выполняет одни и те же механические движения,
играет только с определенными игрушками,
выстраивает предметы в ряд,
избирателен в еде, 
предпочитает еду одного цвета,
не любит телесный контакт,
избирателен в одежде,
плохо спит,
играет один,
фантазирует, 
делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами)
сопротивляется переменам, 
выполняет действия в определенном порядке,
совершает действия, приносящие вред ему самому, 
боится громких звуков, закрывает уши руками,
избегает яркого света,
нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
избегает двигательной активности,
не переносит прикосновения к себе,
боится испачкаться,
быстро утомляется,
хаотично передвигается по помещению
 Слайд № 8.
  Таким образом, специально организованная работа и психолого-педагогическая поддержка детей с РДА должна быть нацелена на развитие аффективной сферы ребёнка в целом, на развитие и осмысление собственного опыта, упорядочение индивидуальной картины мира, а так же на социализацию и адаптацию ребёнка к жизни в социуме
Методы работы с детьми-аутистами:
Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
Дельфинотерапия (метод лечения с помощью дельфинов)
Пет-терапия ( от англ. Pet-обобщённое название домашних животных) -метод лечения с помощью домашних животных(собак, кроликов, кошек, птиц) и т.д.
Иппотерапия (физиотерапевтическое лечение посредством движений лошади при активном или пассивном содействии самого всадника).
Холдинг-терапия (от англ.hold- «держать», метод психотерапии, разработанный американским психиатром Мартой Уэлч в 1983 году для помощи детям-аутистам и их родителям в установлении контакта между ними-лицом к себе, крепко обнять, прижать, погладить и т.д. и во время тактильного контакта рассказывать стихи, петь песни, играть в мини-игры и т.д.)
Сенсорная интеграция
Слайд № 9.
Рекомендации по работе с детьми-аутистами в детском коллективе:
Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
Принимайте его таким, какой он есть.
Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка.
Придерживайтесь определенного режима дня.
Не трогайте ребенка.
Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «да».
Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Во что любят играть дети-аутисты:
хороводные игры,
пускать мыльные пузыри,
игры с водой,
игры с песком,
игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Слайд №10
Как проводить коррекционно-развивающую работу:
доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
избегать переутомления;
четко организовывать пространство;
использовать подписанные системы хранения;
подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
обращаться к ребенку по имени;
обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное и спокойное присутствие, готовность взрослого прийти на помощь. Можно позволить ему некоторое время вертеть предмет или раскачиваться, а затем отвлечь его тем способом, который — может быть — заинтересует его. Можно предложить ребенку те игры и занятия, которые включают его ритуальные действия, но в приемлемом и ограниченном количестве.
Аутичный ребенок своеобразно пользуется речью. Поэтому лучше говорить с ним в понятной для него манере, не употребляя длинных, сложных и непонятных слов и фраз.
Слайд № 11.
  Специалисты отмечают, что коррекционная работа должна вестись в тесном сотрудничестве с родителями.
В этой работе есть три условных этапа:
I этап – сбор анамнестических сведений и обсуждение их, понимание состояния ребенка. Беседы с родителями строятся на основе рациональной психотерапии с привлечением приемов релаксирующего отвлечения, прямого и косвенного внушения.
II этап – совместное наблюдение за поведением ребенка и обсуждение его состояния. Взрослые члены семьи должны достичь максимально возможного единства в понимании поведения и нужд ребенка.
III этап – обучение и психотерапия, которая строится на индивидуальной или групповой основе. В ходе работы родители получают от специалистов и друг от друга советы по обращению с ребенком в разнообразных трудных  жизненных ситуациях.
Слайд №12.
Вывод.
  Итак, аутизм, проявляющийся в расстройстве поведения, нарушении эмоционально-волевой сферы, – это неврологическая дисфункция, основанная на нарушении функций ЦНС. Причины этих нарушений разнообразны. В клинико-психологической структуре расстройства аутистического спектра особое место занимает низкий психический тонус, который означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено пресыщением, которое наступает столь быстро, что восприятие окружающего зачастую становится невозможным.
Также трудно переносимыми становятся эмоционально насыщенные явления. В такой ситуации окружающее становится источником неприятных сенсорных впечатлений, а аутистический барьер становится защитой для ребёнка от всех трудностей, но одновременно лишает ребёнка необходимой для психического развития разнообразной информации.
И, если ребёнку вовремя не помочь, то он, как правило, становится тяжёлым психическим инвалидом. Известны случаи, когда аутисты профессионально и успешно занимались искусством, наукой, становились людьми самых обычных профессий (не требующих постоянного общения с людьми): садовниками, настройщиками музыкальных инструментов и т.д.
Поэтому эффективная помощь ребёнку с диагнозом «ранний детский аутизм» возможна лишь при использовании комплексного подхода, сочетании медицинского, психологического и педагогического сопровождения. В связи с этим вопрос организации адекватных форм обучения для данной категории детей остаётся одним из наиболее актуальных для специального образования.
Слайд № 13.
Литература
Аршатская О. О детском аутизме. //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С. 63 – 70.
Болотов В.А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонении в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. //Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 2 – 8.
Вьюнова Е.А. Диагностика  и психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом раннего детского аутизма. //Психолог в детском саду. – 2005. – № 3.
Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. – М.: Владос, 2003. – 220 с..Давидович Л., Бенилова С. О ранней профилактике нарушений развития. //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9. – С. 61 – 65.
Каган Е.В. Аутизм у детей. – М.: Медицина, 1981. – 208 с.
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2003. – 142 с.
Слесарева Н.Г. Моделирование как эффективное средство формирования связной речи у детей, страдающих аутизмом.  //Дошкольная педагогика. – 2003. – № 5(14). – С. 35 – 37.
Специальная педагогика / Под. ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2002. – 348 с.
Юратайкин В., Жиянова П. Адаптация детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении. //Дошкольное воспитание. – 2001. – № 1. – С. 37 – 43; № 3. – С. 43 – 51.