Конспект урока по обучению грамоте Согласные звуки [д], [д’], буква Д.

Цели:
Предметные: познакомить детей с согласными звуками [д] и [д`] , буквой д, вырабатывать навыки осознанного чтения, продолжить формировать навыки правильного написания букв и их соединений.
Метапредметные: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы, формировать умение самостоятельно составлять план всего урока ; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать, формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль, формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

1. Организационный момент.
Гимнастика для глаз «Раскрашивание».
- Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Раскрасьте этот экран сначала желтым цветом, потом оранжевым, зеленым, синим, и наконец раскрасьте экран своим любимым цветом. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу.
2. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
Учитель: Тему нашего урока вы определите сами, если будете сейчас моими помощниками. Помогите мне отгадать загадки.
1.Без рук, без ног, а в избу лезет.(Холод)
2. Небольшой сельский домик, избушка. (Хижина)

· Прочитайте, внимательно отгадки и подумайте, какая тут закономерность?
- Кто назовет закономерность? (Все эти слова начинаются с одинаковой буквы)
- Назовите, какая первая буква во всех словах? (Буква д)
Вот вы уже помогли мне назвать тему нашего урока.
Слайд №2
Вы мне, может поможете и план нашего урока составить?
1. Знакомство с новыми звуками и буквами.
2. Звуко-буквенный анализ слов.
3. Чтение слогов.
4. Чтение предложений и текстов.
Вот план наш готов
3. Изучение нового материала.
Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за буква д?. Постройте в парах из счетных палочек букву д. На что похожа буква д в жизни? Где вам встречалось?
Слайд №3

· Произнесите слово - дом, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре.
Проверка по слайду.

· Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать? (согласный.)
Почему? Воздух встречает препятствие, преграду во рту.
Звонкий. Почему? Чувствуем дрожь. Значит, звонкий.
Твердый.
Слайд №4

· Произнесите слово – дятел, сделайте звукобуквенный анализ этого слова. Работа в паре.
Проверка по слайду.

· Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать?

· Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [д], [д']?

· В прописях найдите и оденьте человечка. Почему вы так его одели? Слайд №4.(По щелчку мышки открываем слайд дальше.)
4. Физминутка.
б). Игра "Поймай звук".
Если услышите звук
[д] – подпрыгивают мальчики, а [д ']- девочки.
Сахар, хитрец, подсолнух, сахар, хижина, хвоя, химик, хлеб, хлопок, хищник, хурма, бегония.
в). Гимнастика для пальцев.
5. Прописи. Работа в прописи с. 14.
Письмо элементов строчной буквы х.

· Чем отличается письменная буква от печатной?

· Из каких элементов состоит буква? (из двух полуовалов).

· В каких буквах встречались эти элементы? (с).

· Откуда начнем писать? (Чуть выше нижней линии рабочей строки)
Письмо строчной буквы х на доске с объяснением учителя.
Прописывание буквы детьми в воздухе. Зеркальное рисование в воздухе.
Обведите самую красивую букву.
Работа по учебнику.
1. Чтение слогов на слайде.
Сейчас мы будем читать слоги. Прочитайте 1 строчку про себя самостоятельно.
А теперь проверим все вместе правильно ли вы про себя прочитали
Дети читают.
Ха, хо, хе, хи, ах, ох, ух, их, ех
– Прочитайте слог, где звук [х’] произносится мягко.
Д. хи, хе.
Прочитайте слоги, где звуков больше, чем буков.
а). Зарядка для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий. Слайд №6.
Слоги читать легко. Давайте исследуем следующие столбики слов по рядам.
1 ряд-1 столбик (Мерлузы, или хеки (лат. Merluccius) род рыб из семейства мерлузовых (Merlucciidae). Включает 1011 видов. Распространены мерлузы на континентальном шельфе Атлантического и Тихого океанов, на глубинах от 100 до 1000 м.)
2 ряд-2 столбик
3 ряд-3 столбик
Всем известно, что рыба, так же как и мясо, молоко и яйца, содержит все необходимое для поддержания жизнедеятельности организма. Кроме того, рыба - это ценный источник минералов: калия, кальция, железо, фосфора, серы и йода, а также важных для здоровья витаминов В6 и D3. ФОСФОР Способствует улучшению работы головного мозга

6.Закрепление изученного.(Работа в группах)
Ребята, а вы знаете , что буква х очень любит поесть, любит животных и растения.
(ландыш, гвоздика, одуванчик, гладиолус)
проверка
7.Итог урока.
А теперь давайте оценим свою работу и украсим дерево возле дома.
- Почему ты себе поставил зелёный?
- Почему ты поставил себе жёлтый?
А итог подведем с помощью нашей ромашки.
- Что понравилось тебе на уроке?
- Когда пригодится вам буква д?
- Какие звуки обозначает буква д?
- Что получилось легко?