Конспект урока по обучению грамоте «Согласные звуки [в], [в`], буква в»


Конструкт
урока обучения грамоте
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Говорухиной Ольги Владимировны
Дата:16 октября, 2013 год
ОУ: № 24 Класс: 1
УМК: Школа России
ФИО учителя класса: Кондратенко Мария Викторовна
ФИО методиста: Чащина Татьяна Васильевна Подпись____________
Тема урока: Согласные звуки [в], [в`], буква в
Планируемый результат:
личностный: обучающиеся устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивают усваиваемое содержание, исходя из личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор;
метапредметный: обучающиеся адекватно воспринимают информацию на слух, производят звуковой анализ слов, посредством наводящих вопросов учителя; посредством учебных ситуаций, предложенных учителем, дополнительных вопросов, опорных фраз, наглядного примера, совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют контроль и оценку своей деятельности,планируют учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, стремятся высказывать свое мнение, демонстрируют навыки овладения монологической и диалогической речью;обучающиеся наблюдательны, умеют дифференцировать звуки на слух;
предметный: обучающиеся демонстрируют умение обозначать слова схемой, составляют схемы слов по образцу; выделяют звуки [в], [в`] в слове, находят слова с заданным звуком, различают звуки [в], [в`] и букву в; различают гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.Цель: знакомство с согласными звуками [в], [в`], буквой в
Задачи:
воспитательная:содействовать развитию интереса к обучению грамоте посредством игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов;побуждать стремление совершенствовать свою речь;
развивающая: развивать речевой слух и совершенствовать навык звукового анализа слов;посредством учебных ситуаций, предложенных учителем, дополнительных вопросов, опорных фраз, наглядного примера развивать регулятивные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция, контроль, коррекция, планирование, оценка); познавательные УУД (логические: анализ объектов с целью выделения признаков; общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, структурирование знания);
коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью);развивать наблюдательность, фонематический слух, орфографическую зоркость;
образовательная: отрабатывать навыки обозначения слова схемой, сопоставления схем и слов; учить выделять звук [в], [в`] в слове, находить слова с заданным звуком, различать звуки [в], [в`] и букву в; отрабатывать умение различать гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.Принципы обучения и воспитания: научности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности, деятельности, прочности, психологической комфортности, индивидуального подходаМетоды обучения и воспитания: словесный (объяснение, беседа); частично-поисковый; метод применения знаний; преобразовательный метод; метод формирования сознания личности; метод стимулирования, метод выработки учебных умений и накопления опыта, метод приучения и упражнения
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Оснащение:
Оборудование:
Демонстрационное: классная доска, плакат с буквой, лента букв, алфавит, таблица слогов, карточки со звуками, макет цветка.
Индивидуальное: карточки с буквами, книжечки – поощрения, карточки для выполнения домашнего задания
Информационные источники:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования [Текст]: текст с изм. и доп. на 2011 г. /М-во образования и науки Российской Федерации (Стандарты второго поколения)– М.: Просвещение, 2011
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа [Текст]: программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/В 2-х книгах. Книга 2/ под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011
Афонина Г.Н. Уроки развития речи [Текст]: пособие для учителей. 1 – 4 классы. – М.: Рольф, 2001
http://readik.ru
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности (2 – 3 мин)
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (5 – 7 мин)
3.Решение проблемы (10 – 12 мин)
4. Физминутка (2 – 3 мин)
5.Организация самостоятельной работы (5 – 7 мин)
6.Рефлексия учебной деятельности (5 – 7 мин)
Макет доски:
Шестнадцатое октября.
Согласные звуки [в], [в`], буква в
Гласные звуки Согласные звуки

Вова и Вика Шестнадцатое октября.
схема
Согласные звуки [в], [в`], буква в
ВаВо Вы
Ви ВуАвОвУвывВ, в

Вова и Вика Шестнадцатое октября.
Согласные звуки [в], [в`], буква в
В, в
Ход урока
Этапы урока, задачи работы Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихсяПланируемый результат с учетом формируемых УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Словесный (беседа); создание ситуации успеха
- Добрый день, ребята, меня зовут Ольга Владимировна, сегодня урок обучения грамоте у вас проведу я.
- Давайте встанем в круг, для того, чтобы настроиться на работу. Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, давайте покатаем его.
- А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям. У нас получилась «цепочка» дружбы! Сейчас по очереди, начиная с меня, назовем свои имена и фамилии. Мы с вами не только познакомились, но и стали чуточку дружнее. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи!
- Сегодня мы узнаем, кто из нас настоящий знаток родного языка. А будет им тот, кто на уроке хорошо трудится, работает. За правильные ответы и активную работу вы будете получать книжечки. А в конце урока мы посмотрим, кто собрал в свою библиотечку больше книжечек, тот и будет лучшим знатоком родного языка.
- Начнем прямо сейчас. У вас на партах карточки с буквами. Ваша задача прикрепить на доску справа – буквы гласных звуков, слева – буквы согласных звуков.
- Проверим, назовите буквы гласных звуков …., назовите буквы согласных звуков - …..
- Все верно? Молодцы, вы все получаете в свою библиотеку первую книжечку. Обучающиесяпроявляютучебно-познавательный интерес к изучаемому учебному материалу; демонстрируют личностные УУД: смыслообразование;
регулятивные УУД: волевая саморегуляция2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий Словесный (беседа), наглядный (демонстрация), практический (упражнение), метод приучения и упражнения, частично-поисковый метод, метод поощрения- Как вы думаете, все ли буквы мы изучили? Чем мы займемся на уроке?
- Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает.
- Сегодня утром мне принесли телеграмму от учеников 1 класса города Москвы. «Выезжаем – встречайте. Вова и Вика». Они приехали к нам с подарками, и вот они у нас на уроке. Появляется картинка с изображением Вовы и Вики.
- Ребята приехали к нам не просто так. Они просят у нас помощи – их имена постоянно путают. Как вы думаете, почему? Обратите внимание на написание их имен. Что общего? Поможем ребятам? Я предлагаю разобраться, какие звуки обозначают первые буквы в именах Вова и Вика. Для этого нам нужно потренироваться выделять звуки, рассказывать о них, научиться узнавать их в словах и читать слоги с буквой в.
Демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание, планирование - совместно с учителемставят учебную задачу на соотнесении того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, планируют и прогнозируют предстоящую деятельность;
демонстрируют познавательные УУД:структурирование знания; анализ
3. Решение проблемы
Задача:
отрабатывать навыки обозначения слова схемой, сопоставления схем и слов; учить выделять звук [в], [в`] в слове, находить слова с заданным звуком, различать звуки [в], [в`] и букву в; отрабатывать умение различать гласные и согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарныеСловесный (беседа), наглядный (демонстрация), практический (упражнение), метод приучения и упражнения, частично-поисковый метод, метод формирования умений и навыков, применений знаний, метод поощрения, метод стимулирования- Сегодня мы с вами встретились в первый раз, что мы сделали в начале урока? Давайте знакомиться с гостями.
-Как зовут мальчика? Произнесем слово Вова и выделим первый звук: В-в-в-ова.
- Какой звук услышали в начале слова?
-Дайте характеристику звуку, какой он?
- Произнесем звук [в], еще раз [в-в-в].
- Какой это звук?
- Почему? Докажите. (Воздух во рту встречает преграду).
- Звонкий это звук или глухой? (звонкий)
- Как нам определить, звонкий звук или глухой? (звонкий звук мы произносим с помощью голоса, глухой - с помощью голоса и шума).
- Звук [в]- твердый или мягкий? (Произносится твердо – твердый.)
- Давайте составим схему слова Вова.Я – на доске, а вы на партах.
- Сколько слогов в слове?
- Почему?
- Какой слог ударный?
- Какой звук будет ударным?
- Назовите первый слог. Из каких звуков он состоит? Какие это звуки?
- Какую схему возьмем для обозначения этих звуков?
- Назовите второй слог.Из каких звуков он состоит? Какие это звуки?
- Какую схему возьмем для обозначения этих звуков?
- Назовите имя девочки. Произнесем слово Вика и первый звук потянем. Какой звук услышали в начале слова?
- Дайте характеристику звуку, какой он?
- Произнесем звук [в`], еще раз [в`-в`-в`].
- Какой это звук?
- Почему? Докажите. (Воздух во рту встречает преграду).
- Звонкий это звук или глухой? (Звонкий)
- Как нам определить, звонкий звук или глухой? (Звонкий звук мы произносим с помощью голоса, глухой - с помощью голоса и шума).
- Звук [в`] - твердый или мягкий? (Произносится мягко– мягкий.)
- Что общего в звуках [в],[в'].(Согласные, звонкие).
- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.
- Ребята, как вы думаете, почему имена наших гостей я написала с заглавной буквы?
- Звуки [в],[в'] обозначаются буквой В. (Демонстрирую букву). Имя этой буквы в алфавите вэ.Она бывает заглавная и строчная. С заглавной буквы мы пишем имена, названия городов, улиц. Подробнее вы познакомитесь с этим во 2 классе. БукваВ - третья буква русского алфавита. Как мы уже сказали, она обозначает согласный звонкий звук: твердый [в] и мягкий [в']. Раньше, по - старославянски, буква называлась "веди", что переводится на русский язык как "знаю".
- На что похожа буква В?
- Вика предлагает нам потренироваться читать слоги с новой буквой.
- Сначала слог прочитаю я, а затем – вы хором.
- Сейчас прочитаем слоги по цепочке.
ВА ВО ВЫ
ВИ ВУ АВ
ОВ УВ ЫВ
- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.
- Что нам указывает на твердость/ мягкость согласного в слоге-слиянии?
(гласный звук верхнего или нижнего ряда).
- Вова предлагает нам поиграть.Встаньте, выйдите из-за парт.
Игра «Поймай звук».Сейчас Вова назовет слова, а вы внимательно слушайте, если звук в слове твёрдый [в]– приседают мальчики, если мягкий [в'] – приседают девочки.
СЛОВА: вилка, варежки, вилы, волк, виноград, ворона.
- Обратимся к домику букв и звуков. Найдите глазами известные вам буквы, назовите по цепочке звуки, которые они обозначают.
- Кто сможет выйти и показать на ленте букв, в каком домике поселился согласный звонкий [в]?
-Рассмотрите домик, почему он … цвета?
- Кто сможет правильно и полно рассказать гостям про звук [в](Опорная схема характеристики звука) Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД – осуществляют попытки на основе анализа объектов делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме; коммуникативные УУД – посредством учебных ситуаций, предложенных учителем, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД – посредством учебных ситуаций, предложенных учителем, дополнительных вопросов, наглядного примера совместно с учителем осуществляют контроль, коррекцию, демонстрируют способность к волевой саморегуляции5.Физминутка
Задача: снятие эмоционального и мышечного напряжения Метод организации деятельности, стимулирования поведения -Вова и Вика часто смотрят мультфильм про Винни-Пуха. Поднимите руку, кому нравится этот мультфильм? Давайте поиграем, как герой мультфильма.
Винни-Пуху на футболе
За другими не угнаться.
Надо срочно Винни-Пуху
Физкультурой заниматься.
Руки вверх! Раз, два!
Закружилась голова.
Три, четыре – ноги шире!
Вперёд корпус наклонили.
А теперь, друзья, пробежка.
Винни-Пух, скорей! Не мешкай! Обучающиеся проявляют способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
5.Организация самостоятельной работы
Задача:отработать навыки составления слогов из букв, чтения слогов; учить преобразовывать объект из графической модели в чувственную форму
Словесный (беседа, объяснение), метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение), метод контроля, метод поощрения,
преобразовательный метод - А теперь потренируемся составлять и читать слоги с новой буквой.
- Вова и Вика везли нам в подарок слоги с новой буквой. Но по дороге они рассыпались на буквы. Давайте попробуем собрать эти слоги, поработаем самостоятельно.
Обучающиеся зачитывают полученные слоги, если дети согласны – хлопают в ладоши.
- Ребята привезли с собой много подарков для нас. Давайте и мы оставим им на память подарок.Кто знает, как называется этот цветок? На столе учителя – карточки со слогами. Сейчас вы по очереди подойдете, найдете среди них тот слог, который вы составляли, громко прочитаете его и прикрепите на один из лепестков василька. Начну я.
- Поднимите руку те, кто смог самостоятельно составить и прочитать слоги?
- Кому было трудно прочитать?
- Что нужно сделать для того, чтобы научиться читать слоги с новой буквой?
- Наши гости решили порадовать подарками не только вас, но и ваших друзей и родных. Дома они предлагают раскрасить вот такую картинку с буквой в и потренироваться читать слоги с новой буквой вместе с друзьями и родными. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД – совместно с учителем осуществляют поиск и выделение необходимой информации; преобразовывают текст из графической модели в чувственную форму; коммуникативные УУД – посредством наводящих вопросов учителя, опорных фраз демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации6.Рефлексия учебной деятельности
Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, задач, темы урока с результатом построение и применение нового знания Словесный (беседа), метод приучения и упражненияметод контроля, метод поощрения, метод стимулирования - Ребята, кто приезжал к нам в гости?
- Какую букву привезли нам в подарок Вова и Вика?
- Какой помощи они у нас просили?
- Расскажите, что вы узнали про букву в.
- Дайте характеристику этой букве. ( Буква в обозначает два звука:[в] и [в']. Это звуки согласные, звонкие).- А какой буквой на письме обозначаются эти звуки?
- Благодаря вашей активной работе, дружности имена ребят никогда не будут путать!
- Какая работа на уроке для вас была интересной и увлекательной?
- Поднимите руку, кто заработал книжечку. Молодцы!
- Я думаю, что эта книжечка, только начало вашей большой библиотеки.
- Я благодарю вас всех за хорошую работу! Мне очень понравилось, что в течение всего урока вы были активны, дружны.
Благодарю отдельно каждого обучающегося за помощь в составлении схемы, составление слогов, анализ звука и т.д.
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД –
совместно с учителем осуществляют контроль и оценку проделанной деятельности;
личностные УУД –
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания (совместно с учителем - посредством дополнительных вопросов, опорных фраз)