Урок по роману Ф.Достоевского Преступление и наказание по теме Петербург Достоевского


Тема урока №2
«В Петербурге, самом отвлечённом и умышленном городе на всём земном шаре»
Цели урока:
1. продолжить знакомство с образом Петербурга в русской литературе;
2. показать особенности Петербурга Ф.М.Достоевского;
3. помочь учащимся увидеть удушающую тесноту человеческого существования в городе на Неве;
4. дать понять, что город не фон, а действующее лицо, влияющее на судьбы героев.
Оформление: 1. плакат с видами Петербурга; 2. Иллюстрации уч-ся к роману.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Основное содержание урока.
1. Слово учителя.
В романе «Преступление и наказание» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, играющие важную роль в развитии сюжета. Роман идеологический, философский. Первоначально Достоевский предлагал назвать роман «Пьяненькие», и Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился. Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным. Действие романа происходит в 1865г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, как Мармеладов, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево- на 30 коп. можно было упиться до положения риз.
Роман «Преступление и наказание»- суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека.
О чём же роман? Чем он отличается от многих романов предшественников и современников Достоевского?
Цель романа не в обрисовке известного или нового типа, как у Тургенева или Щедрина, а в изображении действия, поступка и его последствий в душе человека. В заголовке романа- название события.
Главная мысль романа- «показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку и показать, что победа осталась за жизнью» (Н. Страхов).
Отсюда и двоякое определение романа по жанру: Он социально-психологический и бытовой, но и нравственно-философский, идеологический.
Все герои романа- люди идеи. Идея- часть их натуры. Главная коллизия не в сословно-социальном антагонизме героев, а во внутреннем мире героев: Бог и дьявол борются в сердце человеческом.
2. Мини-анкета.
Сколько написано о Петербурге. Нам знаком город Пушкина и Гоголя. Давайте вспомним, каков их Петербург. Укажите автора и название произведения.
По оживлённым берегам громады стройные теснятся дворцов и башен, «В гранит оделася Нева; мосты повисли над водами» (Пушкин «Медный всадник»).
Есть в Петербурге сильный враг всех, получающий 400 рублей в год жалованья. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз «Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо» (Н.В.Гоголь «Шинель»).
«Рано утром пришел в его переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться. Военный лакей, чистя сапог на колодке, объявил, что барин почивает и что прежде 11 часов не принимает никого. Смотритель ушел и возвратился в назначенное время» (Пушкин «Станционный смотритель»).
«Досадный рассвет неприятным своим тусклым сиянием глядел в его окна. Комната в таком сером, мутном беспорядке» (Н.В. Гоголь «Невский проспект»).
Проверка.
Каков же Петербург Пушкина? (город контрастов, пышность и бедность).
Каков Петербург Гоголя? (город грязно-серых красок, абсурда, фантастики).
Сегодня мы должны увидеть город Достоевского, отметить его особенности, понять, город-фон или действующее лицо?
3. Пейзаж Достоевского.
Каков пейзаж в «Преступлении и наказании»?
« На улице жара стояла страшная, к тому же, духота, толкотня, всюду известка, карты, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».
«Небо было без малейшего облака, а вода почти голубая… духом немым и глухим полна была для него эта картина».
«Я люблю, как поют под шарманку в холодный, тёмный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, тогда у всех прохожих бледно-зелёные и больные лица; или, ещё лучше, когда снег мокрый падает совсем прямо, без ветру, знаете?»
«В этом саду была одна тоненькая, трёхлетняя ёлка и 3 кустика - кроме того выстроен был вокзал,» в сущности распивочная, но там можно было получить и чай.
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, заражённого городом воздуха…»
Вывод: пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятия. Герой задыхается в этом городе, в этом мире.
4. Каморка и распивочная.
Комната Раскольникова: это была крошечная клетушка, шагов 6 длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стул в углу. «Перед софой стоял маленький столик».
Что напоминает комната? (шкаф, гроб). Именно здесь он вынашивает свою теорию: в каюте, шкафу, гробу.
Комната Мармеладовых стр.136
Комната Сони стр.355
Вывод: изображение интерьера преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного нестройного, безобразного, грязного. Д.С.Лихачёв: «Невозможно не поверить в каждую из квартир Раскольникова; в каждую из этих дворницких с двумя ступенями вниз, в эти 13 ступеней, ведущих к коморке Раскольникова. Произведения Достоевского рассчитаны на это ощущение доподлинности»
5. Описание распивочных стр.125, 168
Мир угнетает героев. Кто они, посетители распивочных?
6. Петербург своим географическим, эксцентрическим положением на границе России располагает к тому, чтобы границы переступить. В метафизике города идея преступления героя сопряжена с лестницами и порогами. Подъёмы и спуски - это не только физические действия, но и взлёты и падения души, это надежды и отчаяния. А пороги нужно переступить. Пороги- то, что разделяет добро и зло, жизнь и смерть, правду и ложь, любовь и ненависть.
Лестницы, пролеты, дома. Стр.122, 136.
Сам Петербург находится «на границе бытия и небытия, реальности и фантасмагории… и он - на пороге» (М. Бахтин)
Город приглашает «переступить черту» Мармеладова, Соню, девочку на бульваре, Катерину Ивановну.
Как складывается судьба человека в Петербурге?
Встреча с пьяной девушкой (ч.1,гл.4) стр.153.
Женщина, пытавшаяся покончить с собой (ч.2, гл.6) стр.246
Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5, гл. 5) стр. 441
Вывод:
Каков же Петербург Достоевского?
Петербург – фон или действующее лицо?
(Петербург не раз становился действующим лицом рус. лит-ры. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике»; в «Евгении Онегине» лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, но он чувствовал, что Петербург не однозначен.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Сказка, холод и гранит…
Белинский в письмах признавался, что Питер ему ненавистен, что там тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь. Свой Петербург и у Достоевского. Он часто менял квартиры на так называемых «серединных улицах». И его герои идут по Садовой, Гороховой, проходят через столярный переулок, состоявший из 16 домов, в которых находилось18 питейных заведений. Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интересы углов – все теснит, давит человека, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.
План «Петербург Достоевского, утверждающий идею Раскольникова о праве сильной личности на преступление».
Область «желтого» Петербурга.
Жизнь петербургской бедноты:
а) распивочные;б) семейство Мармеладовых;
в) пьяная девочка на бульваре;
г) нищета студента Раскольникова;
д) полунищенское положение матери и сестры Раскольникова.