Конспект логопедического занятия на тему Обувь. Головные уборы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 оздоровительной направленности»
















Конспект
логопедического занятия по теме
« Обувь. Головные уборы»
для детей старшей группы.









Учитель-логопед: Машенцева И.В.










г. Кириши
2017

Цели и: Формирование обобщающих понятий «головные уборы», «обувь».
Задачи: 1)уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его;
2) познакомить с назначением головных уборов и обуви, развивать умение классифицировать;
3) учить образовывать и использовать множественное число существительных; формировать правильное употребление родительного падежа единственного и множественного числа;
4) учить согласовывать и использовать местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными;
5)учить образовывать относительные прилагательные от существительных;
6)развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, моторику; 7)формировать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в природе.
Материалы и оборудование:  компьютер, презентация, предметные картинки, с изображением головных уборов, обуви,  картинки с изображением одежды обуви, у которой не хватает какой-либо детали, мяч.
Ход занятия.
Чтение стихов  об обуви. Беседа.
Педагог читает детям зарифмованные тексты и задает вопросы по их содержанию.
Обувь
Часто ходим в сапогах,
Если снежно и бело
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем,
В них на утренник шагаем.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Жить без обуви не можем,
В непогоду нам поможет
Быть здоровыми она.
Обувь всякая важна.
Что такое обувь? (Изделие, которое носят на ногах.) Слайд 2.
Для чего нужна обувь человеку?
Какую обувь еще вы можете назвать?
Как можно назвать обувь для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников). Какая это обувь?
Какую обувь носят мужчины? (женщины, дети)?
Как надо ухаживать за обувью? Почему? Чем моют, чистят обувь?
Головные уборы
Если солнце ярко светит,
Без панамы не гуляй.
Если снег закружит, ветер,
Тогда шапку надевай.
Девочкам идут платочки,
В шляпках модницы всегда,
А у мальчиков пилотки
И бейсболки неспроста.
Головной убор к одежде
Подбирают не спеша,
Чтоб не просто грел, но прежде.
Был к лицу и украшал.
В любое время года
С очень давних пор
Защищает голову
Головной убор.
Что такое головной убор? (Вещи, служащие одеждой для головы.) Слайд 3,4.
Какие еще головные уборы вы знаете? 
Для чего нужны человеку головные уборы?
Какие головные уборы носят мужчины? (женщины)?
2.        Классификация. Упражнение «Мой, моя, мое, мои».
Предложить детям разложить предметные картинки с изображением одежды, обуви и головных уборов на три колонки «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».
Рассмотреть с детьми одежду на предметных картинках и назвать ее со словами «мой», «моя», «мое», «мои».
3. Упражнение «Подбери словечко и повтори».
У Вани рубашка, у мальчиков ..., а в магазине много ...
У Маши кофта, у девочек ..., а в магазине много ...
У мамы платье, у женщин ..., а в магазине много ...
У папы пальто, у мужчин ..., а в магазине много
Какой обуви много в обувном магазине? (В обувном магазине много ботинок (сапог, тапок и т.д.).)
4. «Отгадай загадки»
Педагог читает детям загадки, дети угадывают и на слайде проверяют правильность ответа.
Если дождик, мы не тужим-
Бойко шлёпаем по лужам. (Сапоги) Слайд 5

Сидит зайчик на макушке,
У него большие ушки.
Будет холодно когда,
Опущу я их тогда. (Шапка-ушанка) Слайд 6

Я любой девчонке
Прикрою волосенки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки
От солнца я защита-
Для этого и сшита. Слайд 7.
5. Дидактическая игра «Оденемся на прогулку по сезону»
Педагог предлагает  детям рассмотреть картинки и назвать одежду, которую носят летом? Зимой? Осенью? Весной? Слайд 10.
Как правильно подобрать головной убор по сезону? Погоде?
Назовите зимние головные уборы? Летние? Осенне-весенние?
Как надо выбирать обувь по сезону? Погоде? К разной одежде?
6. Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»
Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...». Поощряется оригинальность ответов.
Что будет, если летом носить меховую шапку?
Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?
Что будет, если в дождь обуться в тапочки?
Что будет, если в жару не надеть панамы?
Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?
Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?
Физкультминутка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мы зимой гуляли - шубы надевали,  Шубы надевали и в снежки играли. Мы весной гуляли - плащи надевали,
Дети имитируют игру в снежки.

Плащи надевали - лужицы считали.  Летом мы гуляли - шорты надевали,  Летом мы гуляли - платья надевали.
Прыгают.

По лугу ходили - бабочек ловили.
Имитируют ловлю бабочек.


7. Дидактическая игра «Ателье» и «Сапожная мастерская»
Раздать детям  картинки, с изображением предметов одежды и обуви без каких-либо деталей, и предложить отремонтировать одежду и обувь.
Упражнение «Без чего?». Предложить детям рассмотреть картинки с изображением одежды обуви, у которой не хватает какой-либо детали, и ответить на вопросы: - Без чего этот ботинок (сапог, туфля)? (Этот ботинок без подошвы. Эта туфля без каблука. И т.д.)
- Что это? Без чего платье (рубашка)? (Платье (рубашка) без рукавов (воротника, пуговиц, карманов, манжет).)          Упражнение «Починим обувь, отремонтируем одежду» 
- Кто шьет одежду? (Одежду шьет портной.)
- Где шьют одежду? (В ателье, на швейной фабрике.) - Где мы починим обувь? (Мы починим обувь в обувной мастерской.)
- Кто чинит обувь в обувной мастерской?
- Как сапожник чинит обувь?  (Сапожник прибивает каблуки. Сапожник приклеивает подошвы. Сапожник вшивает молнии. Сапожник пришивает ремешки и помпоны.) Раздать детям фломастеры и предложить дорисовать недостающие детали одежды и обуви. По окончании работы спросить детей, что они сделали. (Я пришил рукав к платью (рубашке). И т.д.)
8. Дидактическая игра с мячом «Назови три предмета»
Педагог бросает ребенку, стоящему в круге, мяч и называет слово, а дети должны назвать к какой категории (одежда, обувь, головные уборы) оно относится.
9. Окончание занятия.









13PAGE 15


13PAGE 14215