Технологическая карта урока по темеСтебель. Внешнее и внутреннее строение стебля

Технологическая карта урока «Стебель. Внешнее и внутреннее строение стебля»
Ф.И.О. учителя: Фуникова Ольга Викторовна
Класс 6
Предмет: биология
Место и роль урока в изучаемом разделе №10. В разделе Органы растений
Цели урока связаны с достижением следующих результатов образования:
Базовый уровень:
Учащиеся научатся:
- характеризовать внешнее строение стебля
-приводить примеры типов стеблей, узнавать и называть классификационные группы стеблей у натуральных объектов
-Объяснять функции стебля
-Узнавать на рисунках, микропрепаратах ткани стебля
Повышенный уровень:
-устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями
Учащиеся получат возможность научиться:
-творчески интерпретировать «бытовое» понимание функций стебля на научный язык
Образовательное пространство урока:
Средства обучения: текст и рисунки учебника §10, авторская презентация, учебный фильм, микропрепарат «поперечный рез ветки липы», поперечные спилы 5-10 годичных веток деревьев, натуральные объекты в кабинете биологии
Используемые приемы: определяются микроцелью и задачами каждого этапа урока и занесены в технологическую карту урока
Используемые методы: частично-поисковый, репродуктивный, проектный
Ожидаемые результаты урока: оформлены в содержании технологической карты
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Этапы урока:
Организационный момент 1 мин
Актуализация опорных знаний 2 мин
Постановка проблемы 7 мин
Открытие нового знания 15 мин
Первичное закрепление 8 мин
Включение в систему знаний и повторение 5 мин
Рефлексия и оценивание собственной деятельности 5 мин
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 2 мин

Этап урока, микроцель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1
Организационный момент
Микроцель: Создание условий для того, чтобы учащиеся сосредоточились и могли приступить к работе по изучению необходимого материала
Встает, замолкает, слегка разводит руки в стороны ладонями вверх. «Я готова работать с вами». Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.
Встают, замолкают, проверяют наличие предметов для работы, слегка разводят руки в стороны ладонями вверх «Мы готовы работать» Рассаживаются по местам.
Регулятивные- умение волевым усилием сосредоточиться

2
Актуализация опорных знаний.
Микроцель:
Создание условий для органичного перехода учащихся к овладению новыми знаниями

Открывает слайд презентации и задает вопросы:
1.какой орган мы изучаем на протяжении нескольких уроков?
2. Сформулируйте определение побега.
3. Какие части побега мы уже изучили?
4. какие части побега предстоит изучить сегодня?
Отвечают на вопросы:
1.мы изучаем побег
2. Побег - орган растения , состоящий из стебля, листьев, почек
3.Мы изучили почки и листья
4. Сегодня мы будем изучать стебель

Регулятивные: умение высказывать и аргументировать свое предложение, составление плана, коррекция
Коммуникативные: выслушивать и оценивать ответы коллег
Познавательные: выделять типичные признаки классов членистоногих на примерах, преобразовывать информацию- из иллюстративной в знаково-символическую

3
Постановка проблемы.
Микроцель:
Создание условий для организации деятельности учащихся по формулированию сути проблемы, цели занятия и путей ее реализации
Открывает слайд презентации, демонстрирующий тему урока: «Стебель. Внешнее и внутреннее строение стебля»
Предлагает осмыслить и сформулировать задачи, которые предстоит реализовать в течение урока.
Кроме этого предлагает высказывания, объяснить которые учащиеся должны будут в конце урока после изучения нового материала:
1. Почему стебель можно сравнить с дорогой двустороннего движения?
2. Где может быть у дерева паспорт?

Записывают тему урока и озвучивают цель и задачи
1. Изучение строения и функций стебля
2. Выяснить внешнее строение стебля
3. выяснить внутреннее строение стебля
4.выяснить функции стебля
Познавательные
-общеучебные: 1)формулирование познавательной цели через проблемный диалог
-логические: анализ, 1)установление причинно-следственных связей, 2)выдвижение гипотез и их обоснование
-регулятивные: навыки планирования своей деятельности
Формируются межпредметные результаты обучения Регуятивные: составление плана
Познавательные:
-логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений
Коммуникативные: умение выражать свои мысли

4.
Этап открытия новых знаний.
Микроцель:
Создание условий для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся.
Открывает слайд и предлагает учащимся выполнить следующие задания:
Прочти пункт «Внешнее строение стебля» на с. 54
Составь схему: «Типы стеблей».
Открывает слайд с визуальным рядом многообразия стеблей и предлагает рассмотреть примеры стеблей.

Найди в кабинете различные типы стеблей.
Работают с пунктом параграфа 10 «Внешнее строение стебля»;
Составляют схему по изучаемому тексту;
Предъявляют схему коллегам; обсуждают результаты и корректируют неточности.
Классифицируют предложенные стебли.
На натуральных объектах определяют типы стебля.



Познавательные: умение извлекать и пр
·еобразовывать информацию;
Регулятивные: планирование своей деятельности ,умение работать по инструкции, коррекция и контроль.



Открывает слайд 6. Озвучивает задание: выяснить внутреннее строение стебля при рассматривании его невооруженным глазом. Можно работать в парах.
Предлагает, используя текст на с. 54-56, спилы стебля,
составить схему «Внутреннее строение стебля»
слайд 7. По данному слайду предлагает сравнить и откорректировать неточности, которые есть у учащихся.
Изучают текст, рассматривают спилы стебля, составляют схему.
Озвучивают ее по просьбе учителя, сравнивают со схемой, предложенной учителем, корректируют неточности.
Коммуникативные: умение сотрудничать со сверстниками, владение диалогической речью, умение управлять поведением партнера
Регулятивные: формулировать учебную цель, планирование своей деятельности и деятельности в группе, умение работать по инструкции ,коррекция и контроль,
Познавательные:
-общеучебные: поиск и выделение познавательной информации
-логические:
Анализ и синтез, построение логических цепей рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.



Слайд 7. Открывает учебный фильм, в котором раскрывается тканевое строение слоев стебля.
Ставит цель: просматривая фильм, приготовиться к заполнению ячеек таблицы.
После просмотра фильма открывает слайд 9 и предлагает учащимся рассмотреть поперечный срез тканей стебля под микроскопом. Используя микропрепарат, текст учебника 54-56, заполнять таблицу. Работаем фронтально.
Получив установки педагога о цели просмотра , просматривают учебный фильм, рассматривают микропрепарат, работают с текстом и заполняют таблицу.


5.
Первичное закрепление
Микроцель:
воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания; выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.
После заполнения таблицы предлагает сформулировать функции стебля и подчеркнуть их в таблице;
обращает внимание учащихся на проводящую функцию стеля. Предлагает, используя таблицу, ответить на вопросы:
В каком слое идет транспорт растворов минеральных веществ?
В какую сторону движутся вещества?
В каком слое стебля движутся растворы органических веществ?
В какую сторону движется вещества?
Учитель предлагает воспроизвести данные фразы движением рук.
По таблице выделяют главные функции стебля и подчеркивают их в тетради.
Отвечают фронтально:
Растворы минеральных веществ передвигаются по древесине вверх по растению.
Растворы органических веществ передвигаются по лубу вниз по растению.
Воспроизводят свои ответы движением рук.
Коммуникативные:
Владение монологической и диалогической речью
Регулятивные: волевая саморегуляция-способность к мобилизации при афишировании продукта, самооценка через сопоставление с эталоном
Личностные: смыслообразования

6.
Включение в систему знаний и повторение.
Микроцель:
Создание условий для организации деятельности учащихся по повторению и обобщению изученного материала
Предлагает учащимся работу в группе как подведение итогов творчески продемонстрировать ответы на проблемные вопросы.
образуют временные группы и договариваются о способах демонстрации ответов на проблемные вопросы.
Познавательные:
умение отбирать материал для составления презентации
Логические УУД
Регулятивные –контроля, коррекции

7
Рефлексия.
Микроцель:
Создание условий для организации деятельности учащихся по самооценке и самоанализу своей деятельности
предлагает провести устную рефлексию по задачам, которые были сформулированы в начале урока, продолжив фразу:
на уроке мы выяснили.
2. Проводит психологическую рефлексию: каждый сейчас начиная, с 1 парты посмотрит на коллегу, который с его точки зрения лучше работал и поаплодирует ему.
формулируют выводы на поставленные задачи:
1.какие бывают стебли
2. как устроен стебель. Если его рассматривать невооруженным глазом
3. выяснили тканевый состав стебля
4. выяснили функции стебля
связали ткани стеля и функции, выполняемые ими.
аплодируют друг другу.
Личностные: смыслообразования
Регулятивные: рефлексии, самооценки

8
Домашнее задание.
Микроцель:
Создание условий для самоопределения учащихся по выполнению домашнего задания
Уточняет и комментирует домашнее задание
§10,
выполнить рисунки 62 и 63, подписать их.
Регулятивные:
умение выбирать виды контроля, значимые для учащегося




Список использованной литературы, медиа и Интернет-ресурсов:
Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов «Ботаника для учителя» часть 1 издательство «Просвещение»1996
Э.Ф. Илларионов «Биология 6(7) класс: Поурочные разработки» -М.: Вако, 2003
В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова « Занимательная ботаника» Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999
А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс » - М.: Вако, 2005
За основу взята презентация «Строение стебля» Лебедев С.Н. электронное приложение к методическому пособию «Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс» М: Глобус, 2008- 108 с.- (Современная школа)
15