Тематическая конкурсная разработка с использованием регионального компонента, для изучении темы Вышивка. Тема работы « Самобытность орнамента коренных жителей Крайнего Северо-Востока»


Центр АРТ- образования
Всероссийский краеведческий конкурс «Красота родного края»
Номинация
«Национальный костюм»
Тема работы
« Самобытность орнамента
коренных жителей Крайнего Северо-Востока»
Бойко Яна
8класс
Семенова
Валентина Валерьевна
Учитель технологии
Муниципальное автономное
образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа
с углубленным изучением
отдельных предметов №14»
г. Магадан
Есть такой волшебный дом-Тундра вся вместилась в нем: Птицы, звери - вся природа...Вся история народа.Будто след былых времен,Бережно хранится в нем:Иглы, стрелы, топорыНезапамятной поры ...
Обращаясь к истории освоения и заселения Дальнего Востока, русские мореплаватели и первопроходцы столкнулись с новой, первобытной культурой местного населения.
На просторах современного Крайнего Северо-Востока среди множества национальностей живут коренные народы Севера – якуты, эвены, камчадалы, юкагиры, коряки и многие другие.
Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.
Освоение региона и активные контакты русских переселенцев с местным аборигенным населением привели к складыванию в северной части Охотского побережья этнических групп, известных как русское старожильное население.
Охотское побережье стало местом смешения оседлых и кочевых народов Севера, а так же русского старожильческого населения. Доподлинно известно, что в 1639г. отряд казаков во главе с атаманом Иваном Москвитиным вышел на берег Охотского моря и основал первое русское поселение (рис.1).
Культура каждой народности складывалась веками, но отражение эстетики, мировоззрения и характера народа можно найти в особенностях национальной одежды её цветовом и орнаментальном решении.
Так на примере одного из древних тунгусо-маньчжурских народов Сибири – ламутов – он разделился на эвенов и эвенков. В.А. Туголуков писал, что «эвены и эвенки являются в прошлом единым таежным народом», а по С.К. Патканову, «физическое и культурное единство объясняется наличием общих генетических корней этих этносов. Вместе с тем, культурные различия эвенков и эвенов, возникшие в ходе влияния на последних культур аборигенных этносов Восточной Сибири, позволяют говорить о самобытности эвенской культуры, прослеживавшейся уже во время прихода в Восточную Сибирь русских».Одним из результатов этнических процессов является расселение эвенов в настоящее время небольшими группами по северным местам Якутии, Хабаровского края, Камчатской и Магаданской областей. Так по численности представителей коренных малочисленных народов Севера в Магаданской обл. по состоянию на 1.01.2014 проживает всего ок.5000 человек, из них 1490 в Магадане.Если песни, танцы – это душа народа, то национальный костюм – это его лицоНациональный наряд эвенов существует многие сотни лет. Их одежда на вид очень проста, и вместе с тем она очень сложна. За ее простотой – уникальный крой и веками отшлифованная технология шитья и обработки материалов. При изготовлении одежды, кроме меха пушных и морских зверей, используют шкурки птиц, кожу рыб, китовый ус и другие необычные материалы.
Труд по производству предметов хозяйства и быта, и их декоративной отделке был строго разделен: мужчины занимались изготовлением изделий из кости, дерева, камня и металла, а женщины обрабатывали шкуры, выделывали ровдугу и покрывали выполненные из этих материалов вещи орнаментом.
Эвены до сих пор сохранили особенности своей традиционной одежды – распашной кафтан с нагрудником. Здесь следует иметь в виду то, что при расселении и передвижении эвенов по Восточной Сибири костюм изменялся под воздействием определенных этнокультурных и природных воздействий. Самым заметным в этом плане является использование эвенами северной части Охотского моря, Чукотки и Камчатки чукотско-корякской одежды. Если там женщины некоторых групп эвенов продолжали носить распашную одежду обще-тунгусского типа, то мужчины почти полностью перешли к использованию глухих кухлянок и камлеек. В распространении глухой одежды среди эвенов повлияли природно-климатические условия тундровой зоны. Т.е. общее сходство в данном элементе между чукчами, коряками и эвенами объясняются лишь одинаковыми условиями существования, в то время как в ряде решающих деталей между ними нет ничего общего.
Наличие глухого типа одежды наблюдается и у эвенов тундровой зоны Якутии, Колымы. По этнографическим сведениям, до прихода тунгусских племен на территорию Якутии древне-юкагирские племена носили глухую плечевую одежду. Эта одежда длительное время, вплоть до середины XX в.. в сочетании с распашной одеждой тунгусского типа составляла в гардеробе лесных юкагиров единый комплект. Некоторым группам эвенов, как и юкагирам, было известно одновременное использование двух типов плечевой одежды. Так, нижне-колымские эвены под зимнюю кухашку и эвенский кафтан носили глухую рубашку из летней шкуры оленя (илкади тэти, илкан – самоназвание эвенов Нижнеколымского района). Использование двух типов плечевой одежды может свидетельствовать о присутствии двух компонентов в национальной культуре: глухая одежда присуще северному компоненту, распашная – южному. Кроме одежды эвены и юкагиры имеют много сходств и в других областях материальной и духовной культуры, которые, возможно, объясняются близким генетическим родством между этими народами.
Мужская одежда долган (мукаалкан) тяготела к эвенской традиционной одежде – была распашной.
В зависимости от того, какие народы проживали рядом с той или иной группой эвенов, в украшении последних преобладал какой-то определенный материал, например бисер ярких оттенков – там, где эвены соприкасались с эвенками и юкагирами, кожа.
Способы декоративной отделки у народов Севера необычайно разнообразны и технически довольно сложны. Кожа – один из древнейших и широко распространенных на Севере материалов для шитья пологов, одежды, сумок и других предметов быта. По коже нерпы, оленьей замши и т.д. накладывали другой материал – та же кожа, но другого цвета, олений волос, нитки, бисер, ткань. Технические приемы вышивки у северных мастериц весьма своеобразны. Обычно олений волос, бисер и нитки не пропускаются через кожу(основу), а только накладываются различными способами на неё и прихватываются сухожильными нитками.
Наиболее распространенные технические приемы это - переплетение различно окрашенных ремешков, пропускание узких ремешков через прорези в коже (рис.2), аппликация кожей по по коже или меху, а иногда(у чукчей) по ткани, обмотка накладного кожаного ремешка более узкой полоской кожи, меховой мозаикой(стачивание) кусочков различно окрашенной кожи или меха (рис3). Украшаются предметы быта и комбинированным швом, при котором олений волос пропускается через кожаные петли.
У всех народов Северо-Востока очень распространена вышивка бисером.Свою меховую одежду они издавна украшали костяными шариками, трубочками, кружочками, их иногда даже подкрашивали. С появлением на Севере скупщиков пушнины, распространился бисер. Рисунки для бисерных украшений мастерицы придумывали сами.
Особенно интересные узоры создают вышивальщицы – эвенки. Широко применяют различные меховые и бисерные опушки. Кроме того, применяются для украшения различного рода кисточки из меха, ниток, ровдуги, крашенного волоса нерпы (рис.4).
Юкагиры и якуты вырезают узоры из оленьего меха и вышивают сухожильными нитками. Среди узоров преобладают ромбы, зигзаги, прямоугольники, квадраты, полосы и треугольники. Эвены отдают предпочтение узким полосам орнамента, располагая их зонально, таких полосок может быть до 30 штук. Излюбленный прием украшения кафтанов у эвенов Магаданской области и Якутии - широкая кайма бисера в виде сплошного поля с геометрическими мотивами. Обычно орнамент состоит из квадратиков(темных и светлых), прямоугольников и полос. В эти орнаменты входят так же и концентрические круги. В основе колористической гаммы - белый, черный, синий и голубой цвета.Одним из видов украшений являются крупные металлические бляшки, располагающиеся отдельными поясами (рис.5). Если учесть, что вышивальщицы пользуются различными материалами яркими по цвету, то можно понять на сколько красива и разнообразно орнаментальное декорирование предметов быта эвенов.
Обувь эвенов различается по материалу и способам украшения в зависимости от назначения, времени года и региональных особенностей. Так, возникшая в свое время вышивка цветными нитками, особенно характерная для эвенов Ольского района Магаданской области, встречается и у других локальных групп, имеющих контакты с чукотским населением.
Как видим в орнаменте преобладают строго геометрические мотивы, ясные по структуре и по форме, но сложные по своей композиции.
Что же касается растительного орнамента, то он появился благодаря взаимодействию и адаптации разных этнических культур. Знакомство с русским и украинским народным искусством привело к тому, что мастерицы стали переносить на одежду, сумки и другие предметы изображения цветов, побегов, листьев. При этом выполняли они их, и сейчас выполняют в своей технике, к которой лишь добавилось шитье в виде глади (рис.6).
Анализируя орнаменты юкагиров, чукчей и эвенов, можно видеть, что композиция их имеет устоявшийся характер, связанный с мифологией народа. Это полосы по подолу и краям одежды, по воротнику и низу рукавов. Такие же полосы встречаются на перчатках, торбасах(обуви),сумках. Вышивка по данным элементам одежды служила защитой от проникновения злых духов в одежду и тело человека. Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество (рис.7).
Такое обрамление одежды обуславливается космогоническим представлением аборигенов об устройстве мироздания. Они сводились к делению вселенной на средний, нижний и верхний миры. Верхний мир - мир небожителей - олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир - мир людей - через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир - мир злых духов - передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира. Поскольку, по представлениям коренного населения, с самого рождения и до кончины человек подвергался нападению злых духов, его надлежало оберегать на протяжении всей жизни. Для этого использовались разнообразные амулеты-охранители и тотемы.
Одежда – ценнейший источник для изучения истории народа. Материал, покрой, орнаментация, ярко характеризует национальную культуру. 
Так, искусство орнаментовки вещей наиболее древний вид декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера. Оно сложилось очень давно, на основе хозяйственной деятельности. За столетия орнаменты претерпели изменения, одни узоры совсем прекратили свое существование, другие изменили свою первоначальную форму и даже свое значение. Но многие элементы узоров сохранились до наших дней.
Соприкосновение с культурой других народов разнообразило композиционные возможности оформления того или иного предмета.
Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни…. А древние традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…
Приложение
Все фотографии сделаны автором в Магаданском краеведческом музее
Рис.1
Итоговая карта І-й экспедиции Беринга 1789г. с этнографическими зарисовками из быта народов севера. Топографической основой этого варианта послужила карта мичмана Петра Чаплина.

Рис.2
Пропускание узких ремешков через прорези.

Рис.3
Меховая мозаика из кусочков различно окрашенной кожи или меха.

Рис.4
Колчаны для стрел украшены древним орнаментом, выполненным из разных материалов
Рис.5
Крупные металлические бляшки, располагающиеся отдельными поясами, с отдельной гравировкой на каждом элементе.

Рис.6
Выполнение растительного орнамента на предметах быта.
Рис.7
Распределение орнамента, как защитного элемента на одежде

Литература
Тимашева Л.Е. Орнамент народов крайнего севера. – Магадан, 1972.
Н.М.Калашникова. Г.А.Плужникова. Одежда народов СССР. М.: Изд-во «Планета», 1990
По материалам областного Магаданского краеведческого музея.
http://www.moluch.ru/archive/77/13225/http://www.costumehistory.ru/view_post.php?id=43http://www.russian-travels.ru/?p=263http://festival.1september.ru/craft/http://www.evenkya.ru/infoeg/life/osobennosti_evenkiyskoy_kuhni.html