Технологическая карта урока по крымоведению Пещерные города Крыма


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА География 7 класс Урок №23
Тема: Активные виды туризма. Пещерные города и монастыри.
Планируемые результаты:
Предметные: Изучить пещерные города и монастыри. Топонимика. Метапредметные: Формирование патриотизма посредством всестороннего изучения географии Крыма, включая различные виды его географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости. Ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. Личностные: создать условия для: развития мышления (научить анализировать , выделять главное, сравнивать, сроить аналоги, обобщать и систематизировать , доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия , ставить и решать проблемы ); развития у обучающихся рефлексивной деятельности.
Оборудование: атлас Крыма с набором контурных карт, тетрадь с печатной основой «Крымоведение». Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Мотивация учебной деятельности Сочетание уникальных исторических памятников и богатств природы делает Бахчисарайский район одним из самых уникальных мест Крымского полуострова.
В юго-западной части Крыма известно более десяти пещерных городов. Включаются в деловой рᴎтм  урока. Участвуют в определении целей урока.
2.Актуализация опорных знаний 1.Какую часть Крыма мы изучаем? 2.Назовите состав региона. 3.Наиболее крупные населенные пункты? 4.Каковы особенности географического положения? 5.Какая главная достопримечательность Бахчисарайского района? Фронтальная беседа.
3.Организация познавательной деятельности Сегодня мы с вами подробно изучим достопримечательности Бахчисарайского района.
1.Стоянки первобытного человека.
Грот Шайтан – Коба. Комплекс пещерных стоянок неандертальцев в с. Скалистое. 140 тыс. лет назад. Обнаружено множество кремневых орудий и костных останков животных.
Сюреньские гроты. Место стоянки первобытного человека у с. Танковое. Памятник природы с 1964 г. 15–20 тыс. лет назад. Обнаружено множество кремневых изделий и костей ископаемых животных, очажные пятна с кусочками древесного угля — следы древних костров, многочисленные и разнообразные кремневые орудия (ручные рубила, остроконечники, скребла, нуклеусы) и даже орудия из кости (в частности, обломок рога оленя, орнаментированный гравированным узором). В изобилии были встречены и костные останки вымерших животных, служивших в ледниковую эпоху основой питания человека: пещерного медведя, гигантского оленя, северного оленя, шерстистого носорога, сайги, дикой лошади, быка (всего 37 видов ископаемых млекопитающих, 40 видов птиц, 4 вида рыб!). Наибольший научный интерес представляют находки таких северных видов, как белая куропатка, тетерев, альпийская галка, клушица, мохноногий сыч.
Мурзак-Коба (Черноречье). Мурзак-Коба - памятник, расположенный в одной из пещер Горного Крыма, недалеко от Севастополя.
Своды этого грота облюбовали когда-то первобытные люди. Здесь находилась стоянка (14-7 тыс. лет назад). Исследователи обнаружили в гроте кремневые орудия (нуклеусы, отщепы, микролиты, отбойники, скребки, гарпун и т.д), костяные шила и проколки, кости животных, и большое количество раковин улиток.
Таш-Аир. Узкое извилистое и глубокое ущелье в Крыму, и скала в нем, расположенная рядом с пещерным монастырем  HYPERLINK "http://jalita.com/guidebook/cave/kachi-kalion.shtml" Качи-Кальон, знаменита скальными рисунками: обнаружены отдельные фрагменты рисунков, нанесенных красной охрой. Это ценный памятник живописи древних людей, относящийся, как считают ученые, к IV–III тысячелетиям до н. э., то есть к меднокаменному веку. Название переводится как «отдельный камень».
Алимов навес. Спрятанная под огромным скальным навесом у подножия водораздела стоянка людей в Алимовой балке —  среднекаменного века (10–6 тыс. лет назад). В этот период времени появляется самая первая лепная керамическая посуда. Люди все еще продолжали массово изготавливать и использовать каменные орудия. Правда, это были уже несравненно более изящные, и даже совершенные изделия — кремневые ножи и наконечники стрел. Находится Алимов навес метрах в 200 от  HYPERLINK "http://jalita.com/guidebook/bakhchisaray/yazly_tash.shtml" \o "Язлы-Таш" Язлы-Таша, выше по течению. Это просторный, длиной не менее 50 м и глубиной 15 м скальный навес. Его уютные своды показались привлекательными древним людям.
2.Виртуальная экскурсия в пещерные города. Какой самый большой пещерный город Крыма?
3.Достопримечательности Бахчисарайского района.
- Ханский дворец. Большая мечеть. – Фонтан слёз в Ханском дворце. – Успенский пещерный мужской монастырь. - «Охотничий домик» князя Юсупова. - Крымская астрофизическая обсерватория
4.Особенности флоры и фауны исследуемого региона. Для начала давайте смотрят презентацию. Объясняют, почему человек выбрал этот регион. Задание 4 на стр.78
Анализ схемы (стр.80 задание 5)
Работа с текстом стр.80. Знакомство Мангуп – Кале.
Подписывают памятники (задание 7)
Презентация. Реликты. Эндемики.
4.Подведение итогов Закрепление. - Какие главные достопримечательности Бахчисарайского района? - Какие достопримечательности Вы запомнили? - А почему они называются «пещерными городами»?
Рефлексия. После подведения итогов, на заключительном этапе урока, можно провести рефлексию в форме анкетирования:
1. Что было интересно, что я узнал нового.
2. Чему я научился в ходе изучения темы.
Домашнее задание: задание 9, 10. Устная беседа.
Учащиеся самостоятельно определяют уровень достижений своих результатов