План-конспект и раздаточный материал по музыке в 3 классе.Тема: Образ матери в музыке, поэзии, живописи

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2017»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»
Г. СИМФЕРОПОЛЬ, РЕСПУБЛИКА КРЫМ


Методическая разработка

урока музыки в 3 классе по теме:

«Образ матери в музыке, поэзии, живописи»




Автор: Зозулевская Татьяна Викторовна, учитель

музыки и изобразительного искусства

первой квалификационной категории.



Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №33»

г. Симферополь, Республика Крым.


План-конспект урока музыки

Тема урока: « Образ матери в музыке, поэзии, живописи»
Класс: 3 класс.

Автор учебника: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 3 класс», Москва «Просвещение» 2010г.

Тип урока: урок изучения нового материала ( введение в тему)

Цель урока: сформировать представление об образе матери в музыке, поэзии, живописи. Разучить песню о маме. Научиться чувствовать в музыке образ мамы. Научиться видеть образ мамы в живописи, поэзии. Совместно работать в паре.

Задачи урока:
1) Раскрыть образ матери через музыкальные произведения, поэтические произведения, живописные картины.
2) Развивать внимание, память, умение сравнивать, вокально-хоровые навыки.
3) Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства.

Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая,
Фронтальная.
Методы музыкального обучения:
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки.
Метод эмоциональной драматургии
Метод создания «композиции»
Метод художественного контекста
Метод размышления о музыке и поэзии.

Виды деятельности на уроке:
Наглядно-иллюстративный материал (презентация)
Слушание и исполнение музыки.
Рассуждение о прослушанных музыкальных произведениях (словарь эстетических эмоций)
4) Музыкально-ритмические движения
5) Выполнение различных заданий.

Средства обучения: телевизор-экран, презентация на ноутбуке, аккордеон, ноты, тексты к песне, маршрутные листы заданий раздаточного материала на парту и каждому ученику ( работа с учебником по необходимости).
На доске: эпиграф урока Сергея Островского;
Репродукции картин художников: Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна», Виктор Васнецов «Богородица с ребёнком»; Икона «Владимирская Божья Матерь» и другие картины.

Раздаточный материал: вырезанные из бумаги-оригами «солнышек».

Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
1) Собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.
2) Формулировать новые знания совместными групповыми усилиями, работой в парах;
3) Формировать умения эмоционально исполнять музыкальные
произведения, высказываться о музыке.
4) Воспринимать на слух музыкальные произведения.
5) Давать образную характеристику прослушанных произведений.

Коммуникативные УУД:
Формировать умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Участвовать в коллективном обсуждении о музыкальных эмоциональных терминов.
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии
и исполнении музыкальных произведений.

Регулятивные УУД:
Формировать умения удерживать цель деятельности до
получения её результата;
Умение видеть ошибку;
Умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД:
1)Формирование мотивации к обучению и познанию;
адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.


Задание № 1-2-3

Ф.И. ученика____________________________________________________


1) Разучить песню о маме.
2) Научиться чувствовать в музыке образ мамы.
3) Научиться видеть образ мамы в живописи.
4) Научиться видеть образ мамы в поэзии.
5) Совместно работать в паре



Урок музыки в 3классе
Дата: ______________

Тема урока: ______________________________________________________________


Задание № 1: НАЗОВИ цели урока:








Задание № 2: Самостоятельно выпишите варианты ответов, эмоциональной характеристики
музыки С.В. Рахманинова « Богородице Дева, Радуйся!».
Какая по характеру( молитва) музыка?:

НАПИШИ СВОЙ ОТВЕТ:
_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание № 3:

К фрагментам стихотворений известных поэтов о маме, подберите
·номера картин.
Обозначьте правильные ответы стрелочками.

- 1)
- 2)
3)– 3)
4)– 4)
5) – 5) Оценка________________







Словарь эмоциональных терминов
Спокойная
Поэтическая
Нежная
Красивая

Милая
Сердечная
Ласковая
Милосердная

Тихая
Задушевная
Любовная
Молитвенная

Мирная
Напевная
Радушная
Набожная

Безмятежная
Загадочная
Мягкая
Умиротворённая

Добродушная
Заворожённая
Благородная
Смиренная

Простая
Восторженная
Приветливая
Духовная

Светлая
Праздничная
Взволнованная
Лирическая

Прозрачная
Торжественная
Трепетная
Грустная

Заботливая
Бодрая
Тревожная
Печальная

Звонкая
Сдержанная
Элегантная
Тоскливая

Лёгкая
Строгая
Тонкая
Мечтательная

Окрылённая
Серьёзная
Изящная
Чистейшая

Волшебная
Убеждающая
Чуткая
Убаюкивающая

Ф.И. ученика____________________________________________________

Урок музыки в 3классе
Дата: ______________
Тема урока: ______________________________________________________________


1) Разучить песню о маме.
2) Научиться чувствовать в музыке образ мамы.
3) Научиться видеть образ мамы в живописи.
4) Научиться видеть образ мамы в поэзии.
5) Совместно работать в паре



_________________________________________________________________________

Задание № 1: НАЗОВИ цели урока:














Задание № 2: Самостоятельно выпишите варианты ответов, эмоциональной характеристики музыки С.В. Рахманинова « Богородице Дева, Радуйся!».
Какая по характеру( молитва) музыка?:

НАПИШИ СВОЙ ОТВЕТ:
_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


Задание № 3:

К фрагментам стихотворений известных поэтов о маме, подберите номера картин.
Обозначьте правильные ответы стрелочками.

- 1)
- 2)

– 3)

– 4)

– 5) Оценка________________


Задание №3: Подберите к фрагментам стихотворений о маме, картины художников. Обозначьте правильные ответы стрелочками.
№ п/п
Фрагменты стихотворений

п/п
Картины
художников
Название картин


1
« Ave Maria» -лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
( Афанасий Фет)
1


Рафаэль Санти
( итальянский художник,
график и архитектор, г.р. 1520г, прожил 37л).
«Сикстинская мадонна»
(года написания 1512-1513г, Дрезден).


2
Мама спит - она устала
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
( Елена Благинина)
2

Орест Адамович Кипренский (русский художник, график и живописец, мастер портрета, 1782-1836г)
«Мать с ребёнком»(1809)


3
Улыбнись скорее,
Мама, не грусти!
Подарю тебе я солнечные дни
(О.А. Татаренко)
3

Екатерина Севергина
(российская художница из Перми, род 1970г).
« В пути» ( 2004г).

4
Целый мир согреет вокруг
Теплотою маминого сердца,
Нежных, добрых рук
(М. Садовский)
4

Эмиль Мунье (французский художник)
« Прости мама» ( 1888г)

5
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
(Агния Барто)
5

Борис Михайлович Кустодиев
(русский художник)
«Утро» ( 1809г.)


6
Давно ли песни ты мне пела,
Над колыбелью наклонясь.
( Виктор Гин)
6

Берта Моризо
(французский художник)
«У колыбели»
(Париж, 1873г.)

7




И мамочке любимой
мы слова даём,
Что будем помогать ей
Всегда и во всём!
(О. Высотская)
7




Джордж Данлоп Лесли
(английский художник, писатель и иллюстратор)
« The Young Gardener»
( 1859г).

8
Мама-первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе
( Юрий Энтин)
8

Юрий Петрович Кугач (советский живописец, 1917-2013г)
«В семье».



Песня о мамочке.
1) Солнце улыбнулось-
И проснулся я.
Вся уже в работе
Мамочка моя.

Вся уже в работе,
Вся уже в работе,
Вся уже в работе,
Мамочка моя.

2) Посвятить хочу ей
Песню соловья.
Лучшая на свете-
Мамочка моя.

Лучшая на свете,
Лучшая на свете,
Лучшая на свете-
Мамочка моя.

3) Делаем всё вместе-
Дружная семья.
Улыбнётся солнце-
Мамочка моя.

Улыбнётся солнце,
Улыбнётся солнце,
Улыбнётся солнце-
Мамочка моя.













Берта Моризо У колыбели