Конспект к уроку Кодирование звуковой информации

10 класс
Тема урока № 1: Кодирование звуковой информации
Цели урока:
Образовательные:
- систематизировать знания о кодировании звуковой информации;
- знать о схеме кодировании звуковой информации;
- научиться определять объем звукового файла.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
- развивать память.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, внимательность.

План урока:
Организационный момент.
Изучение материала с использованием презентации.
Решение задач.
Итоги урока.
Ход урока:
Орг. момент.
Изучение материала с использованием презентации.

Озвучивание темы урока и план изучения темы (1 слайд).
Кодирование звуковой информации.
(2 слайд) Схема кодирования звука

(3 слайд)
Звук представляет собой волну с непрерывно меняющейся интенсивностью (громкостью ) и частотой (высотой ).
Чем больше интенсивность звуковой волны, тем громче звук, чем больше частота волны, тем выше тон звука.
(4 слайд) Временная дискретизация звука
Для того чтобы компьютер мог обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть преобразован в цифровую форму с помощью временной дискретизации.
Звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, для каждого такого участка устанавливается определенная величина интенсивности звука.
На графике это выглядит как замена гладкой кривой на последовательность "ступенек" , высота которых равна громкости звука
Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание.
(5 слайд)
Количество различных уровней громкости при данном кодировании можно рассчитать по формуле

N - число уровней громкости
I – глубина кодирования звука (в битах)
(6 слайд) Глубина кодирования звука
Глубина кодирования звука I - это количество информации, которое необходимо для кодирования отдельных уровней громкости цифрового звука.
(7 слайд) Частота дискретизации
Качество полученного цифрового звука зависит от количества измерений уровня громкости звука в единицу времени, т. е. частоты дискретизации. Чем большее количество измерений производится за 1 секунду тем выше качество звука.
Частота дискретизации звука n - это количество измерений громкости звука за одну секунду. Измеряется в Герцах (Гц)
(8 слайд) Объём звукового файла
Объём памяти, необходимый для хранения звукового файла равен:
глубина кодирования умножить на
частоту дискретизации (число измерений в секунду) умножить на
время

(9 слайд) Объём звукового файла
В случае, если звуковой файл – стерео, нужно умножить объём на 2.


(10 слайд) Решение задач.
1. Оцените информационный объем моноаудиофайла длительностью звучания 20 с, если глубина кодирования и частота дискретизации звукового сигнала равны соответственно 8 бит и 8 кГц.
2. Рассчитайте время звучания моноаудиофайла, если при 16-битном кодировании и частоте дискретизации 32 кГц его объем равен 700 Кбайт.
Итоги урока.
Учащиеся отвечают на контрольные вопросы. (11 слайд)
В чем состоит принцип двоичного кодирования звука?
От каких параметров зависит качество двоичного кода?

Оценки, полученные за тестовую работу, учащиеся выставляют в журнал.
(12 слайд) Домашнее задание
§ 1.3
1. Определите качество звука, если известно, что объем стереоаудиофайла длительностью звучания в 10 секунд при частоте дискретизации 8 кГц равен 940 Кбайт.
2. Оцените информационный объем стереоаудиофайла длительностью звучания 30 с, если глубина кодирования и частота дискретизации звукового сигнала равны соответственно 8 бит и 8 кГц.
15