Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.04 История для специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА №9»
(ГБПОУ КАТ № 9)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОУД.04
ИСТОРИЯ
для специальности 23.02.03.
Техническое обслуживание и ремонт автомобильноготранспорта
Базовая и углублённая подготовка среднего профессионального образования
МОСКВА
2015

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ7 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ15 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 46
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 48



3
Аннотация к рабочей программе дисциплины «История»
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История» является частью образовательной программы по реализацию среднего (полного) общего образования по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «История», автор – В. В. Артёмов, одобренной ФГАУ «ФИРО» протокол №3 от 21 июля 2015 г. с учётом технического профиля получаемого образования.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» относится к циклу общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования.
3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
на основе полученных исторических знаний находить, определять и анализировать причинно-следственные связи общественных процессов и явлений
анализировать исторические процессы и определять вектор их развития и их социальные акторыприменять компаративный метод исследования исторических событий и явлений, уметь находить исторические аналогии, анализировать и прогнозировать возможный ход развития исторических процессов
уметь рассматривать исторические процессы и явления во взаимосвязи и взаимозависимости и противоречивости их развития
уметь комплексно анализировать исторические ситуации, выявлять ведущие тенденции исторического процесса
уметь работать с историческими документами – письменные и устными текстами, как источниками исторической информации – находить, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, критиковатьуметь отличать факты от домыслов, владеть навыками использования вероятностных, статистических и иных методов исторического познания
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные исторические события мировой и отечественной истории
основные процессы (интеграционные, культурные, конфессиональные, экономические, политические, социальные и др.) определившие ход развития мирового исторического процесса
исторические терминологию и основные исторические даты
мировые исторические события и процессы, определившие характер развития мирового исторического процесса
социальные, ментальные и экономические структуры, политические и правовые и правовые системы, культурные парадигмы определившие общее и особенно в процессе цивилизационного развития России и зарубежных стран
4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовая подготовка).
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов
самостоятельной работы обучающегося 58 часов
4
5. Тематический план
Введение
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
Тема 1.1. Процесс развития человеческого сообщества, переход от первобытности к ранней государственности
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира
Тема 2.1. Цивилизации Древнего Востока
Тема 2.2. Античность и эллинизм
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Тема 3.1. Особенности цивилизационного развития стран Востока
Тема 3.2. Становление западноевропейской цивилизации в Средние века
Тема 3.3. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации
Тема 3.4. Запад и Восток в Средние века
Раздел 4. История России с древнейших времён до конца XVII века.
Тема 4.1. Этногенез и социогенез восточных славян в VII – VIII вв.
Тема 4.2. Киевская Русь
Тема 4.3. Древняя Русь в контексте всемирной истории
Тема 4.4. Русь в эпоху политической раздробленности
Тема 4.5. Русь в XIII веке. Между Западом и Востоком
Тема 4.6. Становление новой русской государственности в Северо- Восточной Руси
Тема 4.7. Объединение Руси и образование единого Русского государства в XIV-XVв.
Тема 4.8. Россия в XVI веке.
Тема 4.9. Гражданская война и интервенция в России в нач. XVII века.Тема 4.10. Россия в середине и второй половине XVII века.
Тема 4.11. Русская культура в период XIII – XVII веков.
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-
XVIII вв.Тема 5.1. Модернизационные процессы в Западной Европе
Тема 5.2. Общество и власть, наука, религия и общество, новации и традиции в
«Новое время»
Тема 5.3.Международные отношения в раннее «Новое время»
Тема 5.4. Промышленная революция в Западной Европе, её социальные последствия
Тема 5.5. Революции XVII – XVIII веков и их социальные последствия
Раздел 6. Россия в XVIII веке.
Тема 6.1. Реформы Петра I, особенности модернизационного процесса в России
Тема 6.2. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I
Тема 6.3. Россия во второй половине XVIII века
Тема 6.4. Культура России XVIII века
Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации
Тема 7.1. Разнообразие моделей перехода от традиционного общества к
индустриальному
Тема 7.2. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры
индустриального общества в XIX веке
Тема 7.3. Культура России XVIII века
Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
Тема 8.1. Цивилизации Востока в условиях колониальной экспансии Запада
Раздел 9. Россия в XIX веке
Тема 9.1. Социально-экономическое развитие и социальная структура российского общества в первой половине XIX века
Тема 9.2. Внутриполитическое развитие России в первой четверти XIX века
Тема 9.3. Внешняя политика России в первой половине XIX века
5
Тема 9.4. Реформы 60-70 – х годов XIX века
Тема 9.5. Пореформенное развитие России
Тема 9.6. Россия в системе международных отношений во второй половине XIX века
Тема 9.7. Культура России XIX века
Раздел 10. От Новой истории к Новейшей
Тема 10.1. Миросистема в начале XX века
Тема 10.2. Россия в начале XX века
Тема 10.3. Россия в Первой мировой войне
Тема 10.4. Февральская революция в России
Тема 10.5. Октябрьская революция и установление советской власти
Раздел 11. Между мировыми войнами
Тема 11.1. Западная Европа в 20-30 гг. XX века. От Версальской системы к тоталитаризму
Тема 11.2. Международные отношения в 20-30 гг. XX века
Тема 11.3. Развитие СССР в 20-30 гг. XX века. Проблемы развития и особенности модернизации
Тема 11.4. Внешняя политика СССР в 20-30 гг. XX века
Раздел 12. Вторая мировая война
Тема 12.1. Вторая мировая война, причины, боевые действия
Тема 12.2. Великая Отечественная война
Тема 12.3. Общество в годы Великовой Отечественной войны
Раздел 13. Мир во второй половине XX века
Тема 13.1. Мировое сообщество после Второй мировой войны
Тема 13.2. «Холодная война» - экономическое и военно – политическое противостояние двух социальных систем
Раздел 14. СССР в 1945 – 1991 гг.
Тема 14.1. Послевоенное развитие СССР
Тема 14.2. СССР в период 50-60 гг. XX века и попытки модернизации общества
Тема 14.3. СССР в конце 60 – начале 80 – х гг. XX века
Тема 14.4. Реформы М.С. Горбачёва
Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX – XXI века
Тема 15.1. Мир в XXI веке
Тема 15.2. Россия на современном этапе
6. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений М.: Издательский центр «Академия», 2014
7. Итоговая аттестация в форме зачёта
8. Разработчик:
ГПБОУ КАТ № 9 Преподаватель А.А. Попов
6
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
1.1. Область применения программы: Рабочая программа по учебной дисциплине «История» является частью образовательной программы по реализации среднего (полного) общего образования по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «История», автор – Артёмов В..В., одобренной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» протокол №3 от 21 июля 2015 г. с учётом технического профиля получаемого образования.
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП: учебная дисциплина «История» относится к циклу общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования по специальности 23.02.03 и направлена на формирование общих компетенций, (ОК -10) согласно ФГОС как результат образования, выражающийся в овладении наиболее социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия и общеучебных компетенций: информационной, самоорганизации, самообучения, коммуникационной
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Применительно к изучаемой дисциплине формировать у учащихся представления о роли и месте своей профессии в процессе развитии российского общества
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется как выявление универсальных и специфических форм исторического бытия и методов выбора исторических альтернатив в исторической парадигме «вызов – ответ»
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется как анализ исторических ситуаций и оценка действий субъектов исторического процесса, принимаемых исторических решений.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется как потребность к поиску объективной исторической информации, позволяющей адекватно рассматривать и анализировать исторические ситуации в процессе их диалектического развития.
ОК 5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется как овладение современными формами и методами поиска и отбора исторической информации, владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространять по каналам СМИ, применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется как знание способов взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми; владение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями, с учётом изучаемой дисциплины учащийся должен уметь представлять себя письменно и устно, уметь представлять себя, страну, коллектив в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, уметь использовать в диалоге культур аксиологическую и социальную функции истории, как основу диалога культур
ОК 7 Брать на себя за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется в процессе изучения исторических событий, анализа и оценки действий субъектов истории (личностей, партий, коллектив, корпораций, групп), их ответственности за достигнутые результаты, соотнося исторические итоги развития общества с формированием социальных установок личности – ответственности за себя и других членов команды, что реализуется в качестве в качестве социальной установки на занятия в процессе коллективной и групповой деятельности учащихся
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышения квалификации. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется как потребность в повышение общего социально – культурного уровня учащегося, которое является базовых условием профессионального и личностного развития, основой которого является увеличение объёма социально – экономических знаний, в том числе истории, которые позволяют анализировать ситуация на рынке труда, действовать в соответствии с общей и личной выгодой, владеть этикой трудовых и социальных отношенийОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетенция формируется и реализуется в углублённом изучении экономических процессов происходящих в обществе, их развития, усложнении, смены, акцентируя внимание учащихся на необходимость повышения общекультурного уровня знаний в сфере экономики, развития социальных потребностей общества, развития технического прогресса в современных условиях, что объективно требует углублённых знаний о исторических тенденциях социально- экономического и политического развития современной цивилизации
ОК10 Исполнять воинскую обязанность в том числе, с применением полученных профессиональных знаний для (для юношей). Применительно к изучаемой дисциплине данная общая компетентность формируется и реализуется в процессе изучения военной истории России, воспитания чувства преемственности и гордости за ратный подвиг народов России в годы Великой Отечественной войны, формируя понятие защиты своего Отечества как гражданского долга и обязанности. Составной частью процесса формирования общей компетенции патриотизма является исследование в ходе поисковой работы вклада военных автомобилистов в общую победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.
1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «История» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях (ПОО), реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, в соответствии с Рекомендациям по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17. 03. 2015 № 06-259) Предмет История в системе начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образован-ия (далее – СПО) изучается с учётом профиля получаемого профессионального образован-ия.Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студент-ами следующих результатов:
личностных:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российск-ого общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающ-его закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осоз-нанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманист-ические гуманистические и демократические ценности;готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в политкультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в политкультурном мире, готовность и способн-ость вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; включая умение ориентироваться в различных источниках историче-ской информации, критически её оценивать и интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбе-режения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, её специфи-ке, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного разви-тия России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представ-лениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с прив-лечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновать свою точку зрения в дискусс-ии по исторической тематике.
Программа учебной дисциплины «История» ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно- историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
В процессе реализации Программы учебной дисциплины «История» формируются межпредметные связи с другими общеобразовательными дисциплинами – Литература, Обществознание, дисциплинами цикла ОГСЭ - Основы философии, Психология общения, и профессиональными дисциплинами – Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Безопасность жизнедеятельности, целью реализации межпредметных связей является выход на конечный продукт обучения учащихся – формирование востребованного рынком труда профессионально подготовленного специалиста автомобильного транспорта.В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
на основе полученных исторических знаний находить, определять и анализировать причинно-следственные связи общественных процессов и явлений
анализировать исторические процессы и определять вектор их развития и их социальные акторы 10
применять компаративный метод исследования исторических событий и явлений, уметь находить исторические аналогии, анализировать и прогнозировать возможный ход развития исторических процессов

уметь рассматривать исторические процессы и явления во взаимосвязи и взаимозависимости и противоречивости их развития
уметь комплексно рассматривать исторические ситуации, выявлять ведущие тенденции исторического процесса
уметь работать с историческими документами – письменными и устными текстами, использовать статистические и иные методы исторического познания
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
владеть приёмами работы с источниками исторической информации – находить, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, оценивать
уметь отличать факты от домыслов, владеть навыками критики источников информации
уметь применять полученные знания в процессе межнационального общения в практических ситуациях, возникающих в процессе производственной деятельности и бытового общения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные исторические события мировой и отечественной истории
основные процессы (интеграционные, культурные, конфессиональные, экономические, политические, социальные и др.) определивших ход развития мирового исторического процесса
историческую терминологию и основные исторические даты
мировые исторические события и процессы, определившие характер развития мирового исторического процесса
социальные, ментальные и экономические структуры, политические и правовые системы, культурные парадигмы определившие общее и особенное в процессе цивилизационного развития России и зарубежных стран
В процессе изучения дисциплины «История» в системе предметов общеобразовательного цикла учащиеся должны овладеть общеучебными компетенциями – самоорганизация, самообучение, информационная и коммуникативная. Общеучебная компетенция определяется как способность и готовность субъекта эффективно сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Общеучебные компетентности относятся к общему кругу учебных предметов и образовательных областей и моделируют деятельность учащегося для его полноценной жизни в будущем.
Общеучебные компетенции
Общеучебные компетенции Содержание, навыки и умения
Самоорганизация Это совокупность компетенций учащегося в сфере учебной и трудовой деятельности направленных на выбор целевых и смысловых установок для своих действий и поступков, принятие решения. Данные общеучебные компетенции обеспечивают механизм самоопределения учащегося в ситуациях учебной и иной деятельности. Навыки и умения – выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи; сравнение полученных результатов с учебной задачей; владение различными способами самоконтроля; определять содержание своей учебной деятельности; определять проблемы собственной учебной деятельности и корректировать его объёмы; определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины
Самообучение Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической деятельности, куда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками: добыванием знаний, овладением приёмами познавательной деятельности, действиями в нестандартной ситуации. Навыки и умения- определять причинно- следственные связи между сторонами объекта; выполнять сравнения по аналогии; осуществлять опровержение аргументов; решать проблемные задачи, комбинировать известные средства для решения новых проблем; проводить работу исследовательского характера; владеть навыками анализа и синтеза; осуществлять мысленный эксперимент.
Информационная Это совокупность компетенций учащегося в сфере поиска, отбора, анализа необходимой информации, её преобразования, сохранения и передачи. Навыки и умения - составлять конспект текста, выступления; составлять рецензию на ответ; выполнять реферативные работы; выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста; использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования; составление тезисов, конспектирование; работа с основными компонентами учебника; использование справочной и дополнительной литературы; подбор и группировка материалов; составление планов различных видов; создание текстов различных типов; владение различными формами изложения текста; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; подготовка рецензии; владение цитированием и различными видами комментариев; подготовка реферата, доклада
Коммуникационная Это совокупность компетенций учащегося в сфере личного общения, организации взаимодействия и сотрудничества с окружающими, достижения взаимопонимания и организации совместной деятельности с другими людьми. Навыки и умения – владение приёмами риторики; владение различными формами устных публичных выступлений; владение культурой речи; способность вести дискуссии; организация совместной деятельности; оценка разных точек зрения; владение приёмами действий в ситуациях общения, умение искать и находить компромиссы
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины: С учётом технического профиля занятия по предмету «История» ориентированы на рассмотрение проблем социально- экономической истории России и зарубежных стран, акцентируется внимание учащихся на проблемы технического развития и технической модернизации России, на историю отечественной науки и отечественного изобретательства, профильная составляющая данного предмета общеобразовательного цикла реализуется через развитие межпредметных связей – совместные круглые столы по истории отечественного автомобилестроения, истории конструкторской мысли в России, а также в ориентации самостоятельной работы учащихся на проблемы истории достижений и неудач отечественного автотранспорта.
1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:
максимальная учебная нагрузка – 175 часов
обязательная аудиторная учебная работа – 117 часов
самостоятельная (внеаудиторная) работа – 58 часов
1.6. Изменения, внесённые в рабочую программу по сравнению с примерной программой по общеобразовательной дисциплине «История», отсутствуют.
13
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117
в том числе: Контрольная работа -
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 58
в том числе: выполнение реферата 10
работа с учебной и справочной литературой 38
создание презентаций 10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 14
2.2. Тематический план и содержание учебной программы «История»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа студента Объём часов Уровень освоения
ВведениеПредмет изучения науки история, источники сведений о прошлом челове-чества. Историческое знание, его достоверность. Методы исторического исследования, концепции исторического развития. Факторы историческо-го развития – климат, этнос, экономика, социум, культура и др. Периодизация всемирной истории, историческое время. Функции истории 2 1
Самостоятельная работа студента 1 Работа с таблицей на основе изучения учебной литературы- «Формация и цивилизация» Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества. Выделение человека из природного мира. Проблема антропогенеза. Проблемы социогенеза. Среда обитания – почвенно – климатические и ландшафтные особенности. Родовая община. Механизмы развития и торможения в первобытности. Духовный мир первобытного человека. Неолитическая революция. Потребляющее и производящее хозяйство. Общественное разделение труда. Появление собственности. Механизмы социализации. Община кровно – родственная и территориальная. Предпосылки перехода к протогосударственности. Признаки цивилизации – город, письменность, монументальная архитектура 2 2
Самостоятельная работа студента 1
Работа с таблицами на основе базового учебника и рекомендованной литературы – «Биологическая эволюция человека», «Производственно-исторические периоды и социальное развитие человека» 16
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира 4 Тема 2. 1. Цивилизации Древнего Востока История Древнего Египта, Передней Азии, Индии, Китая. Общее и особе-нное в развитии цивилизаций Древнего Востока. Структура общества Древнего Востока – Новоегипетская держава, Вавилон, Ассирия и Персия в период имперского развития. Древняя Индия в эпоху Маурьев, ДревнийКитай в эпоху империй Хань и Цинь. Религии Передней Азии, ДревнегоКитая и Древней Индии. Брахманизм и индуизм, буддизм, конфуцианство 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа с таблицей «Общей и специфические черты в развитии «ДревнегоВостока» Тема 2.2. Античность и эллинизм Античная цивилизация. Периодизация истории Древней Греции и Древнего Рима. Античный полис, его сущность, социальная структура. Афина и Спарта – две модели развития античного полиса. Александр Македонский и эллинизм. Древнегреческая культура. Древний Рим – этапы становления, римский цивитас и греческий полис. Общество в республиканском и императорском Риме. Римская культура. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа с таблицами «Сравнительно – историческая таблица по истории Древней Греции и Древнего Рима – общее и специфическое» 17
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века. 8 Тема 3.1. Особенности цивилизационного развития стран Востока Основные критерии цивилизационного развития Востока – три модели и их системообразующие религиозно- социальные и духовные основы – конфуцианство – клановая китайская модель, кастово – индуистская мод-ель, мессианско – мусульманская арабская модель. Периодизация средне-вековой истории Индии – правящие династии, столицы, границы. Буддизм в Индии, Китае и Японии. Религиозные движения в Индии. Воз-никновенье ислама, проповедь Мухаммада. Государственное и обществе-нное устройство халифата. Исламизация, географические и политические границы мира ислама к концу 15 века. Арабо- исламская культура. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа с таблицами – «Арабские завоевания в период раннего средневеко-вья», «Особенности исламского варианта восточной цивилизации» Тема 3.2. Становление западноевропейской цивилизации в Средние века Хронологические рамки западного средневековья. Результаты социально- культурного синтеза природно- варварской и христианско- античной культур, этапы и формы культурных импульсов. Великое переселение народов и его исторические результаты. Империя Карла Великого. Западноевропейский феодализм, его сущность и типология. Деревня и город в Западной Европе. Политическая раздробленность. 2 2
18
Самостоятельная работа студента 1 Работа с таблицами – «Потери и обретения в результате ВПН (модернизация общества)», «Синтез и феодализация общества в Западной Европе» Тема 3.3. Расцвет западно-европейской средневековой цивилизации Социально- экономическое и политическое развитие Западно Европы в 13-15 вв. Социально- экономический и политический кризис Византийской империи. Столетняя война между Англией и Францией. Реконкиста в Испании. Война Алой и Белой Розы в Англии. Империя и папство. Социальные конфликты в Средние века: ереси. Крестьянские восстания, народные движения. Смена лидеров европейского историческ-ого процесса. Социо- культурные отношения в западноевропейской цивилизации. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа с таблицей «Средневековая западноевропейская цивилизации» Тема 3.4. Запад и Восток в Средние века Средиземноморье как ареал цивилизационных контактов между Востоком и Западом. Византия, Западная Европа и арабский мир. Халифат. Крестовые походы. Экспансия тюрок- османлисов. Падение Константинополя. Образование Османской империи – конфликты и взаимодействие между Западом и Востоком. 2 Самостоятельная работа студента 1 Работа с таблицей – «Цивилизационные контакты Европы и Востока» 19
Раздел 4. История России с древнейших времён до конца XVII века. 22 Тема 4.1. Этногенез и социогенез восточных славян в VII – VIII вв. Процесс социогенеза восточных славян. Восточные славяне в эпоху «Великого переселения народов». Восточные славяне в Повести временных лет. Аварский и Хазарский каганаты. Волжская Булгария и славянские племена. Финно- угорские племена. Византийская империя и славянство: мир цивилизации и мир «варваров» 2 1
Самостоятельная работа студента 1 Работа с таблицами – «Теории этногенеза восточных славян», «Внешняя политика Ярослава Мудрого» , «Православие и католицизм», работа над рефератами по данной теме. Тема 4.2. Киевская Русь Процесс социогенеза восточных славян. Проблема образования древнерусской государственности в современной историографии. Русь и норманны. Русь и Хазарский каганат. Русь и Волжская Булгария. Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Принятие христианства в восточно- православном варианте. Правление Ярослава. Русская Правда. Структура раннефеодального общества в Киевской Руси. Власть и собственность. Города Руси и городское население 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицами – «Политика первых русских князей», «Киев и Новгород- сравнительная характеристика" 20
Тема 4.3. Древняя Русь в контексте мировой истории Древняя Русь и Западная Европа – общее и специфическое в процессах социального, экономического, политического и культурного развития. Древняя Русь в системе общеевропейских международных отношений. Русь и Византия. Польша и Русь. Русь и Западная Европа. Папство и православие. Русь и кочевники. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Русь в системе европейского исторического процесса», подготовка сообщений, презентаций по данной теме. Тема 4.4.Русь в эпоху политической раздробленности Причины политической раздробленности Руси. Модели цивилизационного развития Руси – Юго- Западная, Северо – Западная, Северо – Восточная – география, природные условия, система управления, элита и князь, город и князья, внешняя и внутренняя политика. Роман и Даниил Галицкие, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Княжеские усобицы 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей – «Региональные модели феодализма на Руси» Тема 4.5. Русь в XIII веке. Между Востоком и Западом. Запад и Восток – возникновение нового фактора (Монгольская империя) цивилизационного влияния. Монгольская империя Чингисхана- внутреннее устройство и внешняя политика. Походы Батыя на Русь и Западную Европу. Русские княжества в составе Золотой Орды. Русские княжества в составе Золотой Орды – проблема властных взаимоотношений между русской элитой и ордынскими ханами. Прибалтика в 13 веке. Образование Орденской государственности на территории Прибалтики. Образование Великого княжества Литовского и Русского. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносной агрессии. Новгород и Орден. Князь Александр Невский – выбор альтернатив развития, восточный и западный вектор внутренней и внешней политики. Русские земли в составе ВКЛ. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей – «Русь в системе международных отношений – Золотая Орда, Орден, ВКЛ и Русские княжества» Тема 4.6. Становление новой русской государственности в Северо – Восточной Руси. Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в 14-15 вв. Экономическое развитие русских земель – сельское хозяйство, торговля ремесло. Социальная структура общества – формы собственности и кате- гори населения – крестьянство, посадское население, элита, священство, аппарат управления. Русь и Золотая Орда в 14 в. Причины возвышения Москвы. Князь Даниил Александрович, Иван Калита. Москва и Тверь. Дмитрий Донской и Золотая Орда. Куликовская битва и её значение. Мос-ква в системе международных отношений- борьба Литвы, Москвы и Золо- той Орды за политическое преобладание в Восточной Европе. Новгород в системе русских земель. Новгород и Литва. Новгород и московские князья 2 2
Самостоятельная работа 1 Работа над таблицами – «Предпосылки возвышения Москвы»,
«Предпосылки централизации» Тема 4.7. Объединение Руси и образование единого Русского государства в XIV – XV вв. Общая ситуация на Руси в 14 – 15 вв. Особенности процесса объединения русских земель – экономические и военно – политические предпосылки, местные элиты и центральная власть, дворянство и высшая аристократия, Василий II и Большая феодальная война. Иван III и процесс сословного оформления дворянства. Присоединение Новгорода. Ликвидация Ордынс-кого ига. Завершение процесса образования единого Русского государства Централизация власти. Судебник 1497 г. Органы местной и центральной власти. Боярская Дума. Местничество. Войско. Проблема монастырского землевладения – иосифляне и нестяжатели. Православная церковь и укре-пление единства страны. 2 Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Территориальный рост Московского государства», подготовка сообщений по данной теме, работа с контурными картами. Тема 4.8. Россия в XVI веке. Территория и население России в 16 веке. Вступление страны в фазу эко- социального кризиса, необходимость преобразований. Правление Василия III. Елена Глинская и борьба боярских кланов за власть. Оформление сам-одержавия, венчание Ивана IV на царство. «Избранная Рада» и её рефор-мы. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый Собор. Военные реформы. Опричнина – цели, практика, последствия. 2 Самодержавие, элита и общество. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханских ханств. Россия и Крым. Проблема «Дикого поля». Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558 – 1583 гг.) Образова-ние Речи Посполитой (1659 г.) Территориальное расширение русского государства – крестьянская колонизация и государство. Поход Ермака в Сибирь. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицами «Внешняя политика России в 16 веке.», «Ливонская война» Тема 4.9. Гражданская война и интервенция в России в начале XVII века Предпосылки системного кризиса в России. Правление Бориса Годунова. Попытки стабилизации ситуации правительством Годунова. Внешняя и внутренняя политика правительства Годунова. Гражданкая война в России. Социальная сущность самозванчества. Восстание И.И. Болотник-ова. Правление царя Василия Шуйского. Вмешательство Польши и Швец-ии во внутренние дела России. Правление боярской олигархии – семибоя-рщина. Польское войско в Москве. Первое и второе земское ополчение. Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 года и начало правления династии Романовых. Окончание гражданской войны 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей – «Этапы Смутного времени» Тема 4.10. Россия в середине и второй половине XVII века. Социально- экономическое и политическое развитие России в середине и второй половине 17 века. Аграрный и промышленный сектора экономики, город и деревня, внутренний и внешний рынок, место России в системе международного разделения труда. Попытки модернизации общества в период правления царя Алексея Михайловича и его сына Федора. Первые мануфактуры. Преобразования в армии. Реформы патриарха Никона. Соц-иальная сущность конфессионального раскола. Изменения в сфере социо- культурных отношений. Соборное уложение 1649 года и юридическое прикрепление крестьян к земле. Закрепощение крестьянства и «второе из-дание» крепостничества в Восточной и Западной Европе. Восстание под предводительством С.Т. Разина. Основные направления внешней полити-ки. Присоединение Левобережной Украины. Войны с Польшей, Швецией и Турцией. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицами – «Модернизационные процессы в России во втор-ой половине 17 века.», «Внешняя политика России в 17 веке» Тема 4.11. Русская культура в XIII – XVII веках. Особенности социо- культурных отношений в средневековой Руси – обря-доверие и двоеверие. Культурные контакты России с Востоком и Западом, результаты культурной рецессии. Религиозные споры. Публицистика. Быт и нравы. Изменение культурного вектора развития России в 17 веке – «об-мирщение» русской культуры. Традиции и новации в русской культуре. Симеон Полоцкий и протопоп Аввакум. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей персоналий Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII вв. 10 Тема 5.1. Модернизационные процессы в Западной Европе Понятие “Новое время». Кризис феодальных отношений. Появление новых элементов в экономике, социальных отношениях и культуре западноевропейского общества. Возрождение – сущность и феномен явления. Гуманизм. Региональные особенности Возрождения. Неравномерность и многообразие цивилизационного развития Востока и Запада. Россия «мост» между Востоком и Западом. Акторы развития на Западе и Востоке. Международное разделение труда и место России в ней. Великие географические открытия, причины и предпосылки данного процесса. Последствия – т.н. «революция цен». Мануфактурный период развития капитализма, проблема т.н. «первоначального накопления капитала» 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицами «Великие географические открытия», «Процесс модернизации в раннее Новое время» Тема 5.2. Общество и власть, наука, религия и общество, новации и традиции в раннее «Новое время» Европа в период Реформации и Контрреформации. Социальный феномен движения за реформу церкви. Образование централизованных государств, переход от сословно- представительных монархий к абсолютизму. Социальная сущность абсолютизма, формы абсолютизма в Западной Европе. Процесс перехода к абсолютизму в России. Религия и общество. Английская революция 17 века. Изменения в системе мировоззрения, от схоластики к экспериментальной науке. Начало научной революции в Европе. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Католицизм и Реформация (мировоззренческие основы») Тема 5.3. Международные отношения в раннее Новое время Развитие новых понятий государственности – переход от средневековых концепций государственности к концепциям национальных государств, национальная самоидентификация. Две «концепции Европы» - Франциск I и Карл V. Борьба за гегемонию в Европе. Англия и Голландия. Англия и Испания. Первая общеевропейская война – Тридцатилетняя. Вестфальск-ий мир 1648 г. Складывание системы «равновесия» в Европе. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах – войнах за Польское и Австрийское наследство. Семилетняя война. Русско – турецк-ие отношения. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Войны и конфликты в раннее «Новое время» Тема 5.4. Промышленная революция в Западной Европе, её социальные последствия Общеевропейский системный кризис 17 века – причины, характер, формы проявления, синхронность кризисных ситуаций. Возникновение новых социально- экономических укладов в экономике. Технические изобретен-ия и их роль в модернизации западного общества. Переход от мануфакту-ры к фабрике. Начало промышленного переворота в Англии. Социальные, политические и экономические последствия промышленного переворота. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Промышленная революция в Западной Европе» Тема 5.5. Революции XVIII века и их социальные последствия. Изменения в идеологии западного общества в Новое время. «Просвещен-ие» и его роль в разрушении традиционных ментальных и идеологических основ феодального общества. Особенности Просвещения в Западной Евр-опе и России. Попытки реализации просветительных утопий. Война за независимость североамериканских колоний и образование США. Велик-ая французская революция 18 века – причины, характер, ход событий, по-литическая борьба, итоги. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Политические силы французской революции» Раздел 6. Россия в XVIII веке. 8 Тема 6.1. Реформы Петра I, особенности модернизационного процесса в России Ситуация в России в конце 17 начале 18 веков, борьба за власть, правлен-ие Софьи, предпосылки реформ Петра I, особенности модернизации в Ро-ссии – формирование мобилизационно - бюрократического варианта эко-номики, роль государственного сектора в экономике, роль армии в модер-низации общества, рывковый, догоняющий характер развития. Северная война и её итоги. Место России в системе европейских государств. Итоги петровских преобразований 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа с таблицей «Реформы Петра I» Тема 6.2.Внутренняя и внешняя политика приемников Петра I Дворцовые перевороты – причины, роль гвардии. Фавориты и временщики - социальная роль фаворитизма. Политическая борьба в элите во второй половине 18 века. Дворянство и аристократия. Социально – экономическое и политическое развитие России во второй половине 18 века. Итоги правления Анны Иоановны, Елизаветы I. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей – «Дворцовые перевороты в России» Тема 6.3. Россия во второй половине XVIII века. Ситуация в России во второй половине 18 века. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II и попытки реформ. Восстание под предводит-ельством Е.И. Пугачёва. Павел I – личность и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине 18 века. Выход России к Чёрному морю. Разделы Польши. Отношения между России и Турцией. Русско – турецкие войны. Участие России в коалициях против революционной и наполеоновской Франции. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Абсолютизм в России и в Западной Европе» Тема 6.4. Культура России XVIII века. Русская культура в 18 веке. Влияние петровских преобразований на русс-кую культуру. Идеи Просвещения и просвещённое общество в России. Архитектура и изобразительное искусство. Барокко и классицизм в Росс-ии. Крепостной театр. Быт и нравы, повседневная жизнь в России. Итоги развития русской культуры 18 века. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей – «Русская культура 18 века» Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации 4 Тема 7.1. Разнообразие моделей перехода от традиционного к индустриальномуЕвропейские революции середины 19 века. Движение за реформы: требования, методы борьбы за реформирование общества, результаты движения за реформы. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей – «Европа в процессе модернизации» Тема 7.2. Развитие капиталистических отношений и становление социальной структуры индустриального общества Изменения социальной структуры европейского общества 19 века – форм-ирование промышленного пролетариата и буржуазии, социальная трансф-ормация традиционного общества – формирование фермерства и аграрно-го пролетариата, т.н. «прусский» и «американский» путь развития капита-лизма. Средний класс. Изменение социального пространства. Изменение городского ландшафта. Городские социальные страты. Новые явления в социальной жизни европейского общества. Женский вопрос. Социальная структура русского общества накануне реформ. Мировоззрение человека индустриального общества. Появление новых политико-правовых, филос-офских и социальных концепций развития общества. Рационализм и пози-тивизм. Дарвин и дарвинизм. Марксизм. Научные открытия. Художественная культура Западной Европы во второй половине 19 века. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей – «Феодальное и индустриальное общество» Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока 2 Тема 8.1. Цивилизация Востока в условиях колониальной экспансии Запада и особенности процесса модернизации в странах Востока Последствия колониальной экспансии Европы для цивилизаций Востока- разрушение традиционного общества, формирование монокультурной и сырьевой экономики, формирование компрадорской буржуазии, техниче-ская зависимость традиционных обществ от европейского капитала. Ответ цивилизаций Востока на экспансию Запада – активный консерватизм и курс на модернизацию. Колониальное соперничество. Колониальное соперничество. Раздел Африки. Исторические судьбы Индии и Китая. Реформы в Османской империи (танзимат), реформы в Японии (революция Мэйдзи), попытки реформ в Китае – опора на собственные силы. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей – «Колониальные захваты Европейских стран» Раздел 9. Россия в XIX веке. 14 Тема 9.1. Социально – экономическое развитие и социальная структура российского общества в первой половине 19 века. Ситуация в России в первой половине 19 века – промышленность, с/х, внутренняя и внешняя торговля. Особенности развития российской эконо-мики – преобладание государственных форм экономики над частным кап-италом, преобладание торгового капитала над промышленным, сохранен-ие кустарных форм ремесленного производства, периферийное развитие русского капитализма, особенности российский колонизации – самоколо-низация. Социальная структура российского общества – дворянство, дух-овенство, городское население, социальные страты в структуре российск-ого крестьянства, казачество. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Правительственные указы в области экономики» Тема 9.2. Внутриполитическое организации России в первой четверти XIX века Реформы начала царствования Александра I. Идеи Просвещения и самод-ержавие. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идей-ная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Конституционные проек-ты. Причины неудач реформ Александра I. А.А. Аракчеев. Военные посе-ления. Правление Николая I. Декабристское движение. Смена политичес-ких приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консер-ватизм в государственно- правовой и идеологических сферах. Кризисные явления в обществе. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Тема 9.3. Внешняя политика России в первой половине XIX века Геополитическое положение России в начале 19 века. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 года. Европа после Наполеона. «Священный союз». Финская автономия и Польская Конституция. Борьба с Османской империи. Кавказский вопрос и кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; отношения России с Ираном. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830 -1831 гг., 1848 – 1849 гг. Крымская война. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Россия в системе международных отношений» Тема 9.4. Реформа 60-70 гг. XIX века в России Россия после Крымской войны. Правление Александра II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Реформы 60 -70 гг. 19 века. Итоги реформ, их историческое значение. Политические движения – либералы, консерваторы. Русское общество и польское восстание. Социалистическое движение в России. «Земля и Воля». «Хождение» в на-род. Правительственная политика и революционный террор. Цареубийст-во 1 марта 1881 года. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Буржуазные реформы 19 века в России» Тема 9.5. Пореформенное развитие России. Промышленный переворот в России и его особенности. Изменения в соц-иальной структуре общества – расслоение крестьянства, возникновение российского пролетариата. Русская интеллигенция. Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Социальная и национальная полит-ика. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм. Новый подъём общественного движения – начало марксистского этапа в революционном движении. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Политические движения в России во второй полов-ине 19 века» Тема 9.6. Россия в системе международных отношений второй половине XIX века. Нарастание международных противоречий и геополитические интересы России. Денонсация Парижского мира. «Союз трёх императоров». Россия и Восток. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг. и её результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Внешняя политика России во второй пол.19 века». Тема 9.7. Культура России в 19 веке. «Золотой век» русской культуры. Корифеи русской культуры – А. С. Пушкин и поэты пушкинского круга, Н.М. Карамзин и русская историчес-кая наука. Диалог славянофилов и западников. Чаадаев и проблема поис-ка национально- политической идентичности. Наука и техника в России. «Серебряный век» русской культуры и её представители. Разночинный этап русской литературы – проблема преемственности и новаторство – от поэзии дворянских усадьб к проблемам «маленького человека». Революц-ионная и бунтарская публицистика и её представители. Образование в Ро-ссии. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Культура России 19 века» Раздел 10. От Новой истории к Новейшей. 10 Тема 10.1. Миросистема в начале 20 века. Изменение характера научно- технического прогресса в 20 веке, энерге-тическая революция, изменения в социально- экономической структуре общества – урбанизация, изменение образовательного уровня населения, возникновение новых организационных форм капитала. Усиление неравн-омерности экономического и социального развития в 20 веке. Смена экон-омических и внешнеполитических лидеров – усиление роли Германии, США, Японии. Россия в системе международных политических, экономи-ческих отношений. Складывание двух противостоящих воено- политичес-ких блоков держав – Антанта и Тройственный Союз. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Вступление европейских стран в стадию империализма» Тема 10.2. Россия в начале XX века. Ситуация в России в начале 20 века. Российская монархия в 20 веке. Вну-тренняя политика царизма. Экономические реформы С.Ю. Витте. Русско-японская война. Первая русская революция 1905 – 1907 гг. Основной воп-рос революции. Итоги революции. Становление русского парламентариз-ма. Политические партии в России. Реформы П.А. Столыпина. Итоги ре-форм. Назревание нового внутриполитического кризиса. Обострение меж-дународной ситуации, подготовка России к войне. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Политические партии и движения в России в начале 20 века» Тема 10.3. Россия в Первой мировой войне. Международные противоречия и причины мировой войны. Боевые дейс-твия на Западном фронте. Боевые действия на Восточном фронте. Общес-тво и война. Власть и общество. Нарастание общенационального кризиса. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Боевые действия на Восточном фронте» Тема 10.4. Февральская революция 1917 года в России Причины и ход Февральской революции. Развитие общенационального кризиса от февраля 1917 года к октябрю 1917 года. Двоевластие. Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Временное правительст-во. Политические ожидания общества – идея Учредительного собрания. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Нарастание общенационального кризиса» Тема 10.5. Октябрьская революция и установление советской власти. Октябрьская революция – причины, характер, особенности. Первые дек-реты Советской власти. Внутренняя и внешняя политика партии больше-виков – отношения с крестьянством и рабочим классом. Государственное устройство, формирование однопартийной системы власти. «Военный коммунизм» - принципы «военного коммунизма», социальные и военные последствия политики «военного коммунизма». Гражданская война – при-чины, этапы, ход боевых действий, политические программы противобор-ствующих сторон. Красный и белый террор. Причины поражения белого движения. Социальные, внешнеполитические и внутриполитические итоги гражданской войны. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Политические партии и их цели в октябре 1917 г.» Раздел 11. Между мировыми войнами 8 Тема 11.1. Западная Европа в 20-30 гг. XX века. От Версальской системы к авторитаризму. Послевоенная ситуация в Западной Европе. Мировой экономический кризис и Великая депрессия. Усиление радикализма в обществе. Возникн-овение фашизма. Поиски путей преодоления кризиса – курс Рузвельта в США, правительство Народного фронта во Франции. Приход к власти фашистов в Италии. Крушение Веймарской республики и приход к власти национал- социалистов в Германии. Установление режима милитаризма в Японии. Национально- освободительное движение в колониях – Индия и Китай – два пути обретения независимости. Латинская Америка на путях модернизации – выбор между каудильизмом и демократией. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Авторитарные и фашистские режимы в Западной Европе» Тема 11.2. Международные отношения в 20 – 30 гг. XX века. Послевоенный раздел мира, крушение империй. Создание Версальско – Вашингтонской системы межгосударственных отношений в Европе. Образование Лиги Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Позиция США в европейской ситуации. Ремилитаризация Германии, крах Версальской системы европейского международного устройства. Образо-вание политической оси Рим – Берлин – Токио. Мюнхенский сговор 1938 года. Пакт Молотова – Рибентропа. Обострение международной ситуации 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «СССР в системе международных отношений в 20-30 гг. XX века». Тема 11.3. Развитие СССР в 30-30 гг. XX века. Кризис политики «военного коммунизма», переход к НЭПу. Сущность и принципы НЭПа. Образование СССР- выбор путей национально- госуда-рственного строительства. Смерть В.И. Ленина. Внутрипартийная борьба за лидерство в партии и дискуссии о путях социалистической модерниза-ции общества. Становление единоличной власти И.В.Сталина. Развитие экономики СССР в 20-30 гг. XX века. Свёртывание НЭПа, причины отказа от рыночных отношений. Форсированная модернизация – первые пятилетки. Индустриализация в СССР, её особенности. Коллективизация. Методы осуществления модернизации – возможные альтернативы развит-ия. Итоги модернизации. «Культурная революция», монополия партии на формирование общественного мнения. Создание советской системы обра-зования. Итоги культурного строительства в СССР. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Достижения и потери общества в процессе модерн-изации» Тема 11.4. Внешняя политика СССР в 20-30 гг. XX века. Выход СССР из международной изоляции. «Полоса» дипломатического признания СССР. Деятельность СССР в Лиге Наций. Инициативы СССР в Лиге Наций по локализации очагов агрессии. Мюнхенский сговор 1938 г. и позиция СССР. СССР и фашистская Германия. Пакт Молотова – Рибен-тропа. Присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Международная деятельность СССР» Раздел 12. Вторая мировая война 6 Тема 12.1. Вторая мировая война, боевые действия Причины Второй мировой войны и ход боевых действий в Западной Европе. Нападение Германии на Польшу. «Странная война». Блицкриг вермахта. Причины поражения Франции. Франция под руководством маршала Петена. Боевые действия на Тихом океане и в Атлантике, Азии и Африке. Антигитлеровская коалиция. Открытие второго фронта в Европе. Международные договорённости в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Образование биполярного мира 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Боевые действия в Западной Европе в период с 1939 по 1940 год». Тема 12.2. Великая Отечественная война Основные этапы боевых действий – битва под Москвой, Сталинградская битва, Курская дуга, освободительный поход советской армии в Восточную и Западную Европу. Конверсия экономики, управление экономикой в военное время, экономический потенциал СССР в годы войны. Партизанское движение и колабарационизм. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Экономическое и политическое сотрудничест-во СССР и союзников по антигитлеровской коалиции. Значение и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Боевые действия Советской армии» Тема 12.3. Общество в годы Великой Отечественной войны Отношение общества к войне – патриотизм и коммунистические идеалы. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Советский тыл в годы войны. Кориф-еи советской культуры в годы войны. Новые имена в советской литерату-ре – Быков, Симонов, Твардовский, Друнина, Старшинов, Гудзенко и др. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Советский тыл в годы ВОВ» Раздел 13. Мир во второй половине XX века. 4 Тема 13.1. Формирование биполярного мира. Возникновение социалистического лагеря, внутренние противоречия социалистической системы – гражданс-кая война в Польше, события в ГДР 1949 года, события в Венгрии в 1956 году, Пражская весна 1968 года. Взаимоотношения СССР со странами Североатлантического блока – появление нового фактора во внешней политике – ОМП. «Холодная война». Интеграционные процессы в Запад-ной Европе – экономические, военные и политические. Изменения в сист-еме политических элит – массовые движения (экологические, феминист-кие, молодёжные, антивоенные) и их роль в политической жизни. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Формирование биполярного мира» Тема 13.2. «Холодная война» - экономическое и военно- политическое противостояние двух социальных систем. Образование двух сверхдержав – США И СССР. Идеологические и геопо-литические противоречия в противостоянии двух сверхдержав. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Военные блоки – НАТО И ВД. Военно- политические кризисы в рамках «Холодной войны» - проблема двух Германий, Карибский кризис. Гонка вооружений и локальные конфликты – война в Корее, арабо – израильский конфликт, война во Вьетнаме, ввод советских войск в Афганистан. Исламский мир. Информационные войны. Крах биполярного мира. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Кризисы и разрядки в отношениях между СССР и США» Раздел 14. СССР в 1945 – 1991 годы 8 Тема 14.1. Послевоенное развитие СССР Реконверсия народного хозяйства. Плюсы и минусы послевоенной модер-низации. Усиление традиционализма в общественной жизни. Националь-ная политика. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические проц-ессы. Личность в системе общественной жизни. Место СССР в послевоен-ном мире. «Холодная война» и внутренняя политика СССР. СССР и «ста-линизация» стран «народной Демократии» 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Восстановительный период развития СССР» Тема 14.2. Советский Союз в 50-60 гг. XX века и попытки модернизации общества Смерть И.В. Сталина и борьба за власть в партийной элите. Приход к вла-сти Н.С. Хрущёва. XX съезд КПСС. Постановление о культе личности. Либерализация сверху. Концепция построения коммунистического обще-ства. Реформа государственного аппарата. Экономические реформы 50-60 гг., переход к системе совнархозов, попытки отойти от планово – распред-елительной экономики, попытки модернизации с/х. Внешняя политика СССР, проблемы «десталинизации» в странах социалистического лагеря – Венгрия, Польша, Китай, Албания. Начало диалога с Западом, кризисные ситуации в отношениях между СССР и США. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Реформы Н.С. Хрущёва» Тема 14.3. СССР в конце 1960- начале 1980 гг. Ситуация в стране. Эволюция представлений о социализме – теория раз-витого социализма. Геронтократия. Усиление власти бюрократического аппарата, политическая апатия в обществе, диссидентское движение, про-цесс «перерождения» партийных элит. Нарастание дефицитов в экономи-ке, экстенсивная модель развития, отставание с/х, управленческий кризис. Попытка модернизации – реформа А.Н. Косыгина, мероприятия Ю.В. Андропова в области усиления административного контроля. Междунаро-дное положение. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсин-ские отношения. Обострение отношений с Западом в конце 70- начале 80 годов. Война в Афганистане. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Изменения в социально- политической сфере СССР» Тема 14.4.Реформы М.С. Горбачёва Ситуация в стране после смерти Л.И. Брежнева, осознание необходимос-ти модернизации в политической элите. Попытки экономической модер-низации. Этапы модернизации – этап ускорения экономического развития реформирование политической системы (сопротивление аппарата, несов-местимость либеральной экономики и командно – административной сис-темы), этап неуправляемого процесса реформирования. Векторы и акторы реформирования, несовпадение ожиданий общества и стремлений «верхов». Изменения в правовой и государственной системе. Выбор политической элиты в пользу вестернизации общества, отказ от национа-льного традиционализма и самоидентификации. СССР в системе между-народных отношений. Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Крах поли-тики перестройки. Развал СССР – субъективные и объективные причины, последствия. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Изменения в социально- политической сфере СССР» Раздел 15. Россия и мир на рубеже XX – XXI веков. 5 Тема 15.1. Мир в XXI веке. Основы формирования информационной экономики, процесс модернизации экономических отношений – формирование новых центров мирового развития – Япония, Китай, Южная Корея. Борьба за ресурсы. Технологии будущего. Формирование новой мировой иерархии в системе экономических и политических отношений. Международный терроризм. Тенденции развития стран третьего мира – конфликт инноваций и традиций. Рост фундаментализма в странах третьего мира. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике. Россия в мировом интеграционном процессе – изменение места России в системе международного разделения труда, трансформация России в сырьевой ресурс Западной Европы, падение влияния России в сфере международных отношений. 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Работа над таблицей «Формирование многополярного мира» Тема 15.2. Россия на современном этапе развития. Зачёт Экономическая и политическая ситуация в обществе после распада СССР – рост социального расслоения, изменения в социальной структуре. Политический кризис осени 1993 года. Становление новой государствен-но – правовой системы – президентская республика, кризис федерализма – война в Чечне. Поиски компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и интересами национального экономичес-кого развития. Президентские выборы 1996, 2000, 2004 гг. Курс на укреп-ление государственности, социальную и экономическую стабильность, укрепление национальной безопасности. Результаты форсированного развития либеральной модели экономики, причины спада промышленного производства, усиление зависимости России от западных инвестиций и товарных поставок, закрепление за Россией роли сырьевой периферии в системе международного разделения труда 2 2
Самостоятельная работа студента 1 Таблица «Хронология основных событий в России и мире в нач. 20 века» Обобщение материала, зачёт Защита пилотных проектов, презентаций, сдача рефератов, творческих работ, конспектов, собеседование по пройденному материалу, опрос 1 Всего 175 3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству студентов;
- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.)
- экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы), диафильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты);Техническое средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор- интерактивная доска
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2. История России, 1945 – 2007 гг. 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Под ред.Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – Просвещение 2012
3. Россия и мир в XX – XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашиной Л.Н. / М.: Просвещение, 2011.
Интернет ресурсы:
http: // school – collection. edu.bruДля преподавателей
1.Отечественная история: Учебное пособие для техническими вузов / Под ред. В.В. Фортунатова. – СПб.: Питер, 2011.
2. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – СПб.: Питер, 2007
3. Бахтурина А.Ю. История России. XX – начало XX века: учеб. пособие для вузов М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010
4.Андерсон П. Переходы от античности к феодализму – М.: Издательский дом «Территория будущего»
5.Андерсон П. Родословная абсолютистского государства М.: Издательский дом «Территория будущего»
6.Андерсон П. Истоки постмодерна М.: Издательский дом «Территория будущего»
7. Фортунатов В.В. Российская история в афоризмах. – СПб.: Питер, 2010
8. Семенникова, Л.И. Отечественная история: учебник для студентов вузов неист. специальностей – М.: КДУ, 2012.
9. Анисимов Е.В. Толпа героев XVIII века – М.: Астрель, 2013
10. Анисимов Е.В. Хронология российской истории. Россия и мир. – СПб.: Питер, 2013
11.Викторов В.В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности – М.: Астрель, 2011
12. Энциклопедический исторический словарь. – М.: РИПОЛ классик, 2011
13.Энциклопедический биографический словарь. – М.: РИПОЛ классик, 2011
14. История XX века: Основные понятия. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004
15. Шикман А.П. История России: Школьный биографический словарь. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001
16. Херст Дж. Кратчайшая история Европы. Самый полный и самый краткий справочник. – М.: РИПОЛ классик, 2011

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающихся индивидуальных заданий, проектов, исследований
Результаты обучения
(основные умения, усвоенные знания) Коды формируемых общеучебных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: объяснять роль общественных наук в развитии человеческой цивилизации, ориентироваться в движущих силах исторического процесса, устанавли-вать логические внутренне присущ- ие причинно-следственные связи между общественными процессами и явлениями, выявлять цивилизацион-ные векторы исторического процесс-са и их акторов, характеризовать ро-ль личности в общественном процес-се, типизировать определённые общ-ественные явления, анализировать политические и религиозные движе-ния определять системообразующие элементы общественного развития ОК 1. – ОК 10.
Самоорганизация
Информационная
Творческая фронтальный опрос, письмен-ная самостоятельная работа
решать познавательные задачи, сост-авлять элементарные схемо – консп-екты общественных событий, описы-вать специфические особенности ис-торического процесса различных цивилизаций ОК 1. – ОК 10.
Информационная
Самообучение
Творческая фронтальный опрос, письменн-ая самостоятельная работа, реш-ение исторических задач, оцен-ка работы над компаративными схемо-конспектами, оценка соо-бщений и докладов
выявлять узловые события обществ-енного процесса, характерные особ-енности исторической среды обита-ния этносов, особенности окружаю-щей их среды, проблемы социогенеза и этногенеза человеческого сообщества ОК 1. – ОК 10.
Творческая письменная самостоятельная работа, зачетное практическое занятие
сравнивать общественные процессы, характер и параметры развития общ-ества в социальном и историческом разрезе, иллюстрировать их на прим-ерах ОК 1. – ОК 10.
ТворчесаяСамообучение письменная самостоятельная работа, практическое занятие, тестирование
определять основные характеристи-ки и параметры развития общества в социальном и историческом разрезе, иллюстрировать их на примерах ОК 1. – ОК 10.
Творческая
Самообучение фронтальный опрос
анализировать и оценивать различн-ые гипотезы о сущности, причинах и следствиях исторических процессов и являний, анализировать глобальн-ые общественные проблемы и возможные последствия принятия данных решений ОК 1. – ОК 10.
Самообучение
Творческая комбинированный метод – фронтальный опрос, решение исторической задачи, составл-ение исторического кроссворда, задание на составление ответа по методу «фэншбоу»
Изучать изменения происходящие в человеческом сообществе в процес-се его исторического развития нахо-дить информацию о субъектах исто-рической деятельности в различных источниках (учебниках, справочни-ках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и оценивать её. ОК 1. – ОК 10.

Самообучение
Самоорганизация письменная самостоятельная работа
Знания: основные положения теорий истори-ческого развития и закономерностей -формационной, цивилизационной, институциальной и др. ОК 1. – ОК 10.
Информационная устный фронтальный опрос, письменная самостоятельная работа
социальные структуры общества в их историческом развитии, историч-ески сложившиеся социальные инст-итуты, персоналии исторических де-ятелей мировой и отечественной ис-тори, характер причин обусловивш-их развитие исторического процесса ОК 1. – ОК 10.
Информационная устный фронтальный опрос, оц-енка подготовленных сообщен-ий учащихся
сущность социальных процессов: возникновение и формирование примитивных форм человеческого общежития, причины усложнения его форм и перехода к государствен-ному бытию, процесс развития форм государственности и власти, причи-ны появления идеальных форм выр-ажения человеческого бытия – религии, искусство и др., причины социальных катаклизмов – войн, революций и т.п. и исторически обусловленные методы разрешения противоречий; ОК 1. – ОК 10.
Информационная
Самообучение
устный фронтальный опрос
вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие социальных наук; ОК 1. – ОК 10.
Информационная
Самообучение устный фронтальный опрос, оц-енка подготовленных сообщен-ий, докладов, выполненных презентаций
исторической терминологии ОК 1. – ОК 10.
Информационная
Самообучение оценка работы над словарём исторической терминологии и персоналий