Методическая разработка открытого занятия Творчество Фёдора Михайловича Достоевского. История создания романа «Преступление и наказание»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ»
Комиссия общеобразовательной подготовки











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ


по дисциплине «Литература»
на тему «Творчество [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)




Рассмотрено на заседании цикловой комиссии профессиональной учетно-экономической подготовки и рекомендовано к утверждению
Протокол № __ от «__» __. 2016 г.
Председатель комиссии _________________А.В. Павлось

Подготовил преподаватель
Е.В. Леонова











г. Горловка, 2016
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Литература» на тему «Творчество [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Подготовил преподаватель высшей категории Е.В. Леонова - Горловка: ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики», 2016. - 19 с.


В методической разработке раскрывается методика проведения открытого занятия по дисциплине «Литература» на тему «Творчество [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Методическая разработка предназначена для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проведения занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий, дискуссии, а также игровых технологий.


Для преподавателей.



Одобрено к использованию на заседании цикловой комиссии общеобразовательной подготовки и рекомендовано к утверждению
Протокол № __ от «__» __.2016 г.

Председатель комиссии __________________ А.В. Павлось

СОДЕРЖАНИЕ


С.
Введение
4

Методические рекомендации по проведению занятия
5

План занятия
6

Занятие 1
7

Занятие 2
10

Занятие 3
13

Список использованной литературы
17

Приложение А «Презентация лекции»
18

Приложение Б «Видео-экскурсия по местам романа «Преступление и наказание»
19

Введение


Современная школа, родители, образовательные организации и общественность, остро реагируя на упадок среди молодежи интереса к чтению, не только констатируют эту важную проблему, но и ищут возможности ее позитивного решения. Их усилия направлены в первую очередь на поиск новых стимулов в преподавании литературы и мотивации к чтению в условиях развития Интернета и СМИ.
Формирование широкой читательской культуры студентов в наше время нельзя ограничивать лишь аудиторными занятиями по литературе. Развитию мотивации к чтению способствуют занятия по внеклассному чтению, которые делают возможной систематизацию знаний воспитанников по литературе, приобретенных в школе и во время учебы в колледже, и приемы интерпретации литературного произведения, популярные сегодня (интерактив, компаратив и т.п.).
Методическая разработка обоснованно предлагает вариант организации и проведения открытого занятия по внеклассному чтению с целью демонстрации инновационных приемов работы с книгой. Составленная в соответствии с реализацией образовательных задач морально-этического и эстетичного воспитания молодежи, она содержит организационно - методические рекомендации, иллюстративный материал, предусматривает реализацию широкого спектра воспитательных заданий.
Книга прямо или косвенно формирует человека, что читать не только полезно, но и увлекательно, а также развитию у подростков интереса к литературоведческим и культурологическим телевизионным передачам.
Методические рекомендации по проведению занятия

Методические рекомендации предназначены для преподавателей гуманитарных дисциплин, в первую очередь словесников, руководителей кружков филологической направленности, учителей общеобразовательных организаций, сотрудников библиотек, литературных студей и музеев, книжных магазинов и т.п.
Опыт проведения подобного занятия или его составных элементов (также и видеозапись) может быть использован при организации нестандартных занятий по литературе с целью разнообразия приемов анализа художественного текста, при проведении внеаудиторных мероприятий (заседаний кружка, кураторских часов (с привлечением родителей) соответствующей тематики, которые предусматривают форму презентации индивидуальных заданий студентов, а также применяться во время организации любых литературных мероприятий, встреч с писателями, недели популяризации гуманитарных дисциплин. Обсуждение книги может проводится не только в учебном учреждении, но и в литературном музее, библиотеке и т.д.
Подготовленный материал пригодится преподавателю для развития мотивации к изучению классического искусства, подготовки наглядности, материально–технического и методического обеспечения занятия.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Группа: 14 ЭБ (общеобразовательная подготовка)
Количество студентов по списку: 18
Место проведения: аудитория № 306
Тема занятия: «Творчество [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вид занятия: лекционное
Тип занятия: тематическая лекция с использованием интерактивных технологий
Цели занятия:
Методическая – усовершенствовать методику проведения лекционного занятия.
Дидактическая – изучить основные этапы биографии Ф.М. Достоевского; основные темы творчества писателя; названия произведений писателя; историю создания романа «Преступление и наказание».
Воспитательная – воспитывать интерес к литературе, самостоятельность, настойчивость, формировать убеждения о необходимости самосовершенствования.
Развивающая – развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности студентов с использованием разных источников информации на основе современных информационно-коммуникационных технологий, умения давать связный ответ в устной форме на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи между биографией и творчеством автора.
Вид занятия: лекция.
Тип занятия: лекция с элементами беседы и дискуссии на заданную тему с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Форма и методы проведения занятия:
формы – беседа, дискуссия, тестирование,
методы – работа в группах, индивидуальная работа.
Формируемые общие компетенции:
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Методическое обеспечение: Учебная программа, рабочая учебная программа, методическая разработка занятия, презентация, видеоролик.
Занятие 1

Тема: «Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. Роман «Преступление и наказание» как нравственно-психологический, философский роман. Петербург Достоевского. Изображение «маленького человека»».
Рассказ о биографии писателя осуществляется студентом и сопровождается мультимедийной презентацией, иллюстрирующей его. Изучение особенностей изображения Петербурга происходит по группам.
Цели:
Обучающие: познакомить учащихся с биографией Ф.М.Достоневского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; начать знакомство с романом «Преступление и наказание»
Развивающие: развивать умение студентов определять жанровые и композиционные особенности произведения; совершенствование монологической речи студентов, совершенствование умения работать в группах; развитие индивидуальной поисковой деятельности студентов
Воспитательные: продолжить воспитание чувства гордости за русскую литературу
Тип урока: урок-изучение нового материала
Оборудование: мультимедийная презентация по биографии писателя, тексты произведений
Ход урока
1.Оргмомент
2. Сообщение темы и целей урока
3. Основная часть
Вступительное слово учителя о своеобразии творчества Достоевского
Доклад студента по биографии писателя
Своеобразие заглавия романа

– Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? (Шесть)
На доске высказывание современных русских писателей о композиции романа, живущих сейчас в США, П.Вайля и А.Гениса:
“Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”)
– Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? (Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию).
– Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову "наказание".
Преступление
Наказание Возмездие Расплата Расчет

Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? (Нет).
Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь).
Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками, делами, любовью к людям).
Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет). Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!

Определение своеобразия жанра романа
На доске список всевозможных жанров. Выберите и запишите подходящие:
философский;
нравственно-психологический;
исторический;
полемический;
фантастический;
социальный детективный;
политический;
приключенческий;
роман-трагедия;
роман-исповедь;
сатирический;
биографический;
семейный;
автобиографический;
идеологический.
Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.
– Все ваши определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.

Определение композиционных особенностей романа
– Следует помнить, что роман писался о событиях настоящего времени. В этом его уникальность. Любое произведение неразрывно. Композиция – это не набор отдельных элементов, а единая ткань плавно переходящих из одной в другую сцен, описаний, диалогов, портретов и других формальных элементов.
На доске список композиционных элементов. Пронумеруйте нужные из них в соответствии с местом, которое они занимают в композиции романа.
портрет;
пейзаж;
описание местности;
авторская характеристика;
лирическое отступление;
диалог;
внутренний монолог;
повествование (история жизни, поступки).
– Главное место занимает внутренний монолог, затем – диалог, так как герои постоянно спорят друг с другом, на третьем месте – портретные описания и авторская характеристика, она во многом дается через портрет и, наконец, описание местности и пейзаж, их немного, они схематичны, так как интерес писателя сосредоточен на психологических аспектах убийства и нравственных страданиях.

Исследовательская работа в группах
Студентам предлагается поделиться на 3 группы. Каждая группа работает с текстом произведения, подбирая необходимые цитаты и записывая ключевые слова в тетрадь.
1 группа: опишите своеобразие жилищ героев
2 группа: охарактеризуйте питейные заведения Петербурга
3 группа: раскройте своеобразие изображения улиц Петербурга
4.Домашнее задание
Читать роман, сделать необходимые закладки и пометки для характеристики следующих героев: Лужин, Разумихин, Лебезятников, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Соня

Занятие 2

Тема: «Теория Раскольникова». Система персонажей в романе
Цель занятия:
Обучающие: познакомиться с теорией Раскольникова; осмыслить историческую закономерность возникновения антигуманной теории
Развивающие: развитие монологической речи учащихся, умения систематизировать и обобщать изученный материал
Воспитательные: воспитывать в студентах гуманизм, обращать их внимание на актуальность общечеловеческих ценностей
Тип урока: комбинированный
Оборудование: графические организаторы, тексты произведения, иллюстрации к роману, эпизоды из фильма
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
На доске слова Д.И.Писарева:
Переберем одна за другою все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать свое положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь; перечислим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему; взвесим и оценим все мучительные столкновения с грубостью и бездушием – все, что направляло в известную сторону течение его мыслей.
Вопросы к студентам:
Как вы понимаете данное высказывание? Какую задачу ставит перед читателем критик? Проанализируйте лексику высказывания: какие слова уже предопределяют направление наших мыслей? Какой эмоциональный настрой создает эта лексика?
2. Проверка домашнего задания.
Назовите факты биографии Ф.М. Достоевского, позволившие исследовать жизнь “униженных и оскорбленных” (студенты перечисляют факты и дают комментарий).
Вывод: таким образом, многие события из жизни автора находят отклик в его произведениях:
мать, великим страданием спасающая близких;
унижение и боль, которые испытывает бедный человек в мире сильных;
мучительные мысли о своей беспомощности перед страданиями дорогих сердцу людей;
обостренное чувство сострадания (жизнь на “Божедомке”), поселившееся в нем с детских лет;
изучение психологических основ зарождения “теории сильной личности”;
осознание ценности человеческой жизни перед лицом смерти.
3.Основная часть
Итак, определим источники, соберем воедино бытовые и психологические детали и получим целостную картину жизни Раскольникова накануне преступления.
Герой пребывает в лихорадочно-возбужденном состоянии, в его сознании прошлое и настоящее смешаны в один кошмарный сон. Не случайно Ф.М. Достоевский большую часть романа выстраивает на основе внутреннего монолога героя. Но и бытовая картина, являющаяся фоном, играет решающую роль. Каков же этот фон?
1. Условия жизни.
Образ Петербурга. Петербург словно имеет два лица. Есть Петербург с великолепными набережными, площадями, проспектами, широкими зелеными улицами.
У Достоевского улицы короткие, узкие, заканчивающиеся тупиками. Дома теснятся длинными сплошными рядами разной протяженности, высоты и окраски. Это так называемые “доходные” дома. Тех, кто строил эти дома, не волновали удобства и красота. Единственное условие – поплотнее заселить жильцами, чтобы выжать побольше платы. Комнатушки маленькие, жильцы, как правило, – бедные люди.
Вывод об омерзительных условиях жизни “униженных и оскорбленных”, накладывающих отпечаток на мировосприятие героя.
2. Взаимоотношения людей.
Вывод: в этом мире царит разобщенность, одиночество, злорадство, недоверие.
3. Жизнь близких Раскольникову людей.
Вывод: Раскольникова одолевают мучительные мысли о своей беспомощности, когда страдают близкие.
4. Жизнь самого Раскольникова.
а) Рассказ о герое с использованием цитат из текста романа
б) Сон Раскольникова ( пересказ с анализом).
Вывод: бедственное положение заставляет искать выход.
Общий вывод: собственные мучения и мучения близких ему людей укрепили колебания Раскольникова в правоте его решения: если не убить старуху, значит убить себя и тех, кто ему дорог. До этого Раскольников знал только физические мучения, порожденные бедностью, письмо матери и встреча с Мармеладовым показали, как нищета делает человека беззащитным, убивая человеческое достоинство.
Подведение итогов анализа:
Таким образом, мы попытались определить истоки бунта Раскольникова. Мы не знаем пока всех причин, побудивших его пойти на преступление, но то, что условия жизни, беды близких, разобщенность и одиночество, сложное психологическое состояние героя сыграли определенную роль, – это несомненно. Мы не ставили целью оправдать Раскольникова, мы попытались его понять.
Смысл теории Раскольникова в делении всех людей на обыкновенных и необыкновенных. Чем отличаются эти категории людей? (учащиеся с помощью вопросов преподавателя составляют таблицу)
обыкновенные
необыкновенные

«Тварь дрожащая», не имеют права преступить закон, должны жить послушно.
Движут человечество вперед, создают законы, преступники по природе, т.к. преступают мораль.

Консервативны, послушны.
Идут против всех

Господа настоящего
Господа будущего

Роль - создавать себе послушных
Роль – разрушать настоящее во имя будущего

Не признают прав великих, казнят их и вешают.
Имеют право на кровь по совести, а страдания берут на себя


Разговор о системе персонажей ведется исходя из различных сфер теории Раскольникова и остается в тетрадях студентов в качестве следующих таблиц:
























4.Домашнее задание
Сделать необходимые закладки и пометки в тексте для характнристики Сони Мармеладовой
Занятие 3

Тема: «Образ Сони Мармеладовой. Христианское смирение и всепрощение как антитеза бунту Раскольникова»
Цели:
Обучающая: познакомиться с мировоззрением Сони Мармеладовой, сравнить ее взгляды со взглядами Раскольникова
Развивающая: дальнейшее развитие навыка работы с текстом; умение анализировать материал и делать выводы;
Воспитательная: попробовать прочитать роман с христианской позиции
Тип урока: комбинированный
Оборудование: фильм «Преступление и наказание», тексты произведения
Ход урока
1. организационно-мотивационный этап
а) Вступительное слово учителя.
Все герои Достоевского несут тайну. Тайна нелегка в познании. Своему брату в письме Достоевский писал: “Человек есть тайна. Если будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что напрасно потерял время”.
(На доске написан эпиграф – высказывание Достоевского, тема урока “Соня Мармеладова: святая или ”, основные понятия.)
Сегодня на уроке мы попробуем прикоснуться к одной из тайн романа Достоевского.
- Какое слово можно противопоставить понятию “святая”? (Грешница)
б) Запишем тему урока.
- Над чем нам следует подумать, чтобы ответить на этот вопрос? - Какие слова в теме рождают вопросы?
Сегодня на уроке мы попытаемся понять, в чём тайна Сони?
2. Подготовка к восприятию материала.
- Давайте подумаем, что мы понимаем под словами “крест”, “грех”, “любовь”, “святой”? (Реализация домашнего задания: сопоставительный анализ толкований, подготовленных учащимися и предложенных учителем).
- Крест (церк.) - символ вечной жизни;
- знак искупительного страдания;
- грех – поступок, противный закону Божию (по В.Далю);
- святой (церк.) - человек, сумевший побороть грех в собственной душе;
- непорочный и угодный Богу, первообраз человека (В.Даль);
- любовь (церк.) – закон, связывающий человека и Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”).
3. Работа с текстом.
а)
- Во имя чего переступила Соня?
- Кто об этом впервые говорит? (Мармеладов)
В рассказе Мармеладова о своей семье мы слышим историю о пришествии Христа: “А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: “Прииди! Я уже простил тебя раз. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много” (ч.1, гл.2)
- У Достоевского дальше стоит многоточие, а интересно узнать продолжение фразы? Вы догадались, откуда Мармеладов цитирует эти строки? (Из Библии: “Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит”.)
- Как вы понимаете слова “возлюбила многое”? Кого “возлюбила” Соня? (Любит людей, и через эту любовь поднимается до любви к Богу, вспомним толкование слова “любовь” по Достоевсому.)
- Что обрела Соня?
Раскольников позднее задаёт Соне вопрос: “А тебе бог что за это делает?” - “Всё делает”,- отвечает Соня. (ч.4, гл.4.)
Встреча с Соней произвела глубокое впечатление на Раскольникова.
- Что понял Раскольников? (Он понял, что Соня совершила жертвенный подвиг во имя любви к людям, переступив через одну из заповедей – “не прелюбодействуй”. Соня для Раскольникова тоже преступница. Не случайно он говорит ей, что давно её выбрал.)
- А когда Раскольников выбрал Соню? (Ещё живы старуха и Лизавета, ещё, возможно, не бывать тому, что свершится, но выбор сделан. Только Соня вернёт его к людям, от которых он уже ушёл, решившись переступить черту.)
б)
- Верит ли Раскольников в любовь?
При перечислении сверхлюдей он называет Ликурга, Соломона, Магомета, Наполеона. Среди этих людей нет одного . Кого?
Иисуса Христа. Почему? (Христос принёс веру, закон любви и самопожертвования, а Раскольников считает, что жертва Христа никого не спасёт.)
- Для чего же Раскольников идёт к Соне?
(за поддержкой, оправданием, поэтому он и задаёт мучительные вопросы про Полечку (ведь с ней то же самое будет) – значит, её жертва бессмысленна, любовь бессильна.
Вывод Раскольникова: Христос зря пришёл на землю и принёс себя в жертву.
Достоевский же называет Сонечку “вечной”, т.к. ничего не меняется в мире.
в) Позиция Сони ясна, но именно ей признаётся в преступлении Раскольников.
- Чего он ждёт после признания?
- Не знает, но нести свои муки в одиночестве он не может.
Раскольников признаётся Соне: “Ты мне нужна, потому я к тебе и пришёл Разве ты не то же самое сделала? Ты тоже переступиласмогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизньсвою (это всё равно!), но ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдёшь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдём!” (ч.4, гл.4.)
- С точки зрения Раскольникова, они оба преступники. Между своим и её “преступлением” он ставит знак равенства.
Раскольников хочет, чтобы Соня поняла его, хочет обрести надежду, просит почитать Евангелие и именно про воскресение Лазаря!
4. Реализация домашнего задания.
- Подумайте, какую смысловую нагрузку несёт цифра “4”?
(Сцена чтения евангельского сюжета о воскрешении Лазаря, ч.4, гл.4.)
“Иисус сказал ей: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий живущий и верующий в меня не умрёт вовек”
“Сестра умершего Марфа говорит ему” господи! Уже смердит; ибо четыре дни как он во гробе”.
Она энергично ударила на слово четыре”.
Символична цифра 4: - 4 дня Лазарь лежит во гробе;
- 4 дня после преступления Раскольникова.
(Ребята называют и другие примеры: Мармеладовы и старуха-процентщица тоже жили на четвёртом этаже, сцена помещена в 4 часть 4 главу).
- Какую аналогию, связь можно проследить?
Раскольников, сам того не ведая, надеется на воскрешение (как Лазарь), признаётся Соне: “ Я не старуху убил, я себя убил!” (сцена признания у Сони, ч. 5, гл.4).
- Две слезы – пока только две –“ выкатились” из глаз Раскольников. Большие, очистительные слёзы, облегчающие душу, ещё впереди – на каторге.
Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”.
- Что же сказала Соня, какие слова так проникли в душу герою? (Работа с текстом)
“Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”
Соня верит, что через страдания человек может воскресить душу и обрести любовь (а значит, приблизиться к Богу). Она даёт Раскольникову крест, как символ чего? (Смотри толкование слова “крест” - символ страдания, вечной жизни).
– Подходит ли к Соне понятие “святая”?
- С одной стороны, она нарушила христианскую заповедь, сама о себе говорит “великая грешница”.
- С другой стороны, процитируем слова апостола Павла: “Нет большего подвига, нежели тот, в котором человек погубит душу свою за други своя”.
Соня совершила грех во имя спасения других, уповая на милосердие Божие. “Что бы я без бога-то была?”
(В истории христианской церкви была святая, будучи блудницей. Мария Египетская (Магдалина), которая впоследствии удалилась в пустыню, преобразилась и стала святой.)
Ответим на это вопрос в конце урока.
5. Работа с дидактическим материалом.
Иоанн Лественичек, христианский просветитель, живший в V в. н.э., представлял жизнь человека в виде лестницы, по которой человек движется к богу или удаляется от него.
“На каждой ступеньке бес, готовый подставить ножку, или ангел, готовый протянуть руку”.
- Кого мы можем назвать ангелами Раскольникова? (Мать, Дуня, Соня) - Что выступает в виде беса? (Идея, разрешающая кровь по совести).
6. Соня спасает Раскольникова. Он обретает возможность “вечной жизни”. И доказательство тому, что он стал верить в любовь, – Евангелие под подушкой на каторге.
Выводы урока:
– Так кто же Соня: святая или грешница? – Святая грешница!
(В теме, записанной на доске, делаются изменения: стирается союз “или” и вместо вопросительного знака ставится восклицательный).
У нас на доске есть запись, с которой я не согласна, в отличие от героя. А вы?
Посмотрите внимательно на доску: можем мы что-нибудь изменить в выводах?
(Ребята хотят исправить “формулу”: Раскольников=Соня. Мы зачёркиваем знак равенства.)
Такая святость в духе Достоевского. Он разрушает каноническое представление святости. И Достоевскому раскаявшийся грешник дороже десяти негрешивших.
6.Домашнее задание
Индивидуальные сообщения по темам: «Символика цвета в романе», «Символика имен в романе», «Символика пространства в романе», «Символика чисел в романе», «Библейская символика в романе»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белов С.В. Ф.М. Достоевский. М.: Просвещение, 1990
Гачева А.Г. Философия истории Ф.М. Достоевского в контексте русской философской мысли ХIХ-начала ХХ века // Русская словесность, 2002, № 25.
Савельева В.В. Сны и цикл сновидений в произведениях Ф.М.Достоевского // Русская словесность, 2002, № 27.
Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994
Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. МГУ, 1991
Фридлендер Г. "Преступление и наказание" Достоевского. М., 1970
Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества. М., 1968
Зунделович Я.О. Романы Достоевского. Ташкент, 1963
Кирпотин В.Я. Достоевский - художник. М., 1978
Волошин М. Избранное. Минск, 1993
Мотылева Т.П. Достоевский и мировая литература. В кн. "Иностранная литература и современность". М., 1961
Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964
Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. Л.,1980 Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971
Поспелов Г.Н. Творчество Ф.М. Достоевского. М., 1976
Румянцева Э.М. Ф.М. Достоевский. Л., 1973
Достоевский Ф.М. Моя тетрадка каторжная. Красноярск, 1985
Кирпотин В.Я. Опровергнутая версия. В книге "Мир Достоевского". М., 1986
Серман И.З. От повести к роману. В кн. "Вопросы изучения русской литературы ХIХ-ХХ вв." М.-Л. .1958
Приложение А
Презентация лекции


Приложение Б
Видео-экскурсия по местам романа
«Преступление и наказание









13PAGE 15




13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915





Лужин

Разумихин

Раскольников

Эгоизм

Альтруизмм

Лебезятников

Порфирий Петрович

Раскольников

Отрицание государственных и моральных норм

Защита государства и морали

Свидригайлов

Соня Мармеладова

Раскольников

Бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности

Глубокая вера, христианское смирение, человеколюбие


















Заголовок 3 Заголовок 415