Урок по химии для 9 класса по теме «Железо и его соединения»


ШАТОХИН С.В. учитель химии КГУ «Средняя школа Прапорщиково», Глубоковский район, Восточно-Казахстанская область.
Разработка модульного урока для 9 класса по теме:
Железо и его соединения
ЦЕЛЬ:
Образовательная: формирование знаний учащихся о железе как представителе d-элементов, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).
Развивающая: развитие логического мышления и памяти учащихся, информационных и коммуникативных компетентностей, навыков самоконтроля, самооценки и взаимоконтроля.
Воспитывающая: воспитание самостоятельности и взаимоподдержки
Учащиеся должны уметь:
Характеризовать строение атома железа на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
Устанавливать зависимость между строением атомов и свойствами железа;
Составлять уравнения реакций между железом и простыми и сложными веществами;
Рассматривать данные реакции как окислительно-восстановительные, называть продукты реакции
ХОД УРОКА:
ОргмоментОрганизация класса
Постановка ТЦУ
Работа по модулю с использованием учебника и опорной схемы-конспекта ОСК
Номер учебного элемента (УЭ) Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению материала
УЭ-0
1 мин Общая цель: В процессе работы над темой вы должны:
Изучить особенности физических и химических свойств железа и его соединений, уметь составлять уравнения реакций на примере железа.
Выяснить взаимосвязь строения атома со свойствами вещества Внимательно прочитайте цель
УЭ-1
10 мин Входной контроль:
А
Почему алюминий относят к р-элементам?
Какие природные соединения алюминия вам известны, составьте формулы этих соединений?
В
С какими из веществ реагирует алюминий: хлор, сера, серная кислота, хлорид калия? Составьте уравнения реакций.
Выполните задания
УЭ-2
10 мин Цель: изучить строение атома, распространение в природе и физические свойства железа
Охарактеризуйте строение атома железа
Прочитайте в учебнике о природных минералах и физических свойствах железа (стр 142). Выпишите формулы и названия минералов
Посмотрите презентацию о значении железа Работайте самостоятельно
Пользуйтесь ОСК
Слушайте объяснение учителя
УЭ-3
17 мин Цель: изучить особенности химических свойств железа и его соединений
Внимательно прочитайте в учебнике о химических свойствах железа (стр143-144).
Выясните, какие химические реакции характерны для железа. Какие степени окисления оно проявляет в соединениях?
Сопоставьте химические свойства железа с расположением его в электрохимическом ряду активности металлов.
Заполните таблицу Сравнение свойств соединений Fe2+ и Fe3+
Признаки сравнения Fe2+ Fe3+
Соединения
Химические свойства
Качественные реакции Сделайте вывод, как изменяются кислотно-основные свойства с увеличением степени окисления элемента?
Работайте в паре. При необходимости консультируйтесь с учителем.
Пользуйтесь ОСК
Делайте записи в тетради.
УЭ-4
5 мин Выходной контроль:
Вариант 1.
Какова электронная конфигурация атома железа?
А) 1s22s22p63s2 Б) 1s22s22p63s23p63d64s2
В) 1s22s22p63s23p64S2 Г) 1s22s22p63s23p63d54s2
С какими из веществ реагирует железо?
А) О2 Б) Na2O В) p-рH2SO4 Г) СО2
С какими из веществ реагирует FeO?
А) Н2О Б) HCI В) Na2O Г) SO3
Какие вещества образуются при взаимодействии Fe(OH)3 c HNO3?
А) Н2О Б) Fe(NO3)2 В) FeO Г) Fe(NO3)3
5. В чем растворяется Fe2O3?
А) Н2О Б) p.NaOH В) p-рHCI Г) p.NaCIВариант 2.
При взаимодействии, с какими веществами железо образует соединения со степенью окисления +2?
А) СI2 Б) S В) p-рHCI Г) HNO3
2. С какими из веществ реагирует Fe(OH)2?
А) О2 + Н2О Б) p-рNaCI В) p-рHCI Г) p-рNaOH
Какие вещества образуются при взаимодействии Fe(OH)3 и H2SO4?
А) Н2О Б) FeSO4 В) Fe2(SO4)3 Г) FeSВ чем растворяется Fe(OH)3?
А) Н2О Б) p-рHCI В) p-рKNO3 Г) p-р KOH
Соотнесите:
1) Fe3+ А) желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]
2) Fe2+ Б) роданид калия KSCN
Выполняйте тест в тетради для самостоятельных работ.
УЭ-5
2 мин Цель: подведение итогов урока.
Прочитайте еще раз цель урока (УЭ-0). Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?
Оцените свою работу на уроке: Выполнили все задания – отлично, были небольшие затруднения – хорошо, справились с работой частично, есть пробелы в знаниях – удовлетворительно, не справились с работой – тема не усвоена.
Домашнее задание:
А) п. 36, упр8 стр 145
В) Составить и оформить кроссворд по теме «Металлы» Объективно выставьте себе оценку
Выберите и запишите задание в дневник.