Выступление по теме: «Формирование универсальных учебных действий в 5 классе – как составная часть образовательной программы».


Выступление на РМО учителей математики
Тема: «Формирование универсальных учебных действий в 5 классе – как составная часть образовательной программы».
«Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать и бегать. Ему можно научиться только путем подражания и упражнения»
Д.Пойа.
Особенностью современного мира является то, что он находится в постоянном движении и меняется всё более быстрыми темпами. Объём информации в мире постоянно растёт, поэтому знания, полученные в школе, через достаточно короткое время устаревают и нуждаются в коррекции. На первое место теперь выходит не результат самого обучения в виде каких-то конкретных знаний по определённым предметам, а умение учиться, то есть добывание знаний.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы. И современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельного учиться и многократно переучиваться в течении жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики.
ЦЕЛЬЮ образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
ЗАДАЧЕЙ современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способствовать к саморазвитию и самосовершенствованию.
Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник» и др.).
Виды заданий, формирующие личностные УУД: участие в проектах, подведение итогов урока, дневники достижений, самооценка событий, творческие задания.
Регулятивные УУД – отражают способность обучающего строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты ( цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:    «преднамеренные ошибки»;    поиск информации в предложенных источниках;   самоконтроль и взаимоконтроль;   взаимный диктант;   диспут, «ищу ошибку».
Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Виды заданий, формирующие познавательные УУД:  «найди отличия»;  «поиск лишнего»;  «лабиринты»;  хитроумные решения;  составление схем-опор;  работа с разного вида таблицами, графиками;  составление и распознавание диаграмм;  работа со словарями.
Коммуникативные УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД:  составить задание однокласснику;  оценка работы товарища;  групповая работа по выполнению заданий;  «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»;  парный опрос.
Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Для реализации в полной мере новых подходов,  развивающего потенциала школьного курса математики помогут применение современных образовательных технологий, таких как проблемное обучение; поисково-исследовательская технология обучения; модульная технология; технология оценивания учебных успехов,  коллективная система обучения, информационно-коммуникационные технологии и т.д.
Результаты формирования УУД.
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
·        выделять тип задач и способы их решения,
·        осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач,
·        различать обоснованные и необоснованные суждения,
·        обосновывать этапы решения учебной задачи,
·        производить анализ и преобразование информации,
·        проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.),
·        устанавливать причинно-следственные связи,
·        владеть общим приемом решения задач,
·        создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач,
·        осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Основным критерием сформированности коммуникативных УУД можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:·        желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения, «Я хочу!»),
·        знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими,
·        умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.
Критерием сформированности регулятивных УУД может стать способность:
·        выбирать средства для своего поведения,
·        планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм,
·        планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки,
·        начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.
Результатом формирования личностных УУД следует считать:
·        Уровень развития морального сознания,
·        Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения,
·        Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.
Основные функции УУД.
Обеспечение возможностей учащимися самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться» толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.
Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентности в любой области познания.
Актуальность современного образования
В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образованном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Каждый урок с УУД.
Примеры заданий.
Личностные УУД.
1.Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? (Белый,  Синий,  Красный) (Слайд 10)
  Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны, а также уважения к ценностям культур других народов.
2.Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5% возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год?
Дополнительное задание: сделать сообщение о полезных свойствах брусники и черники.
Знание растительного мира родного края, формирование навыков здорового питания.
3.Пусть столбик, высота которого равна стороне клетки тетради, соответствует 1 году жизни человека. Нарисуй столбик, высота которого соответствует твоему возрасту.
Графическое представление информации (простейшие диаграммы).
Регулятивные УУД
1.а) Ученик решал уравнение 16 · 2х = 4 так:
 16· 2х=4  
 2х = 16: 4
 2х = 4
 х = 4: 2
 х = 2
Найди ошибку в решении.
б) Два ученика решали уравнение 2(х+1)=18 так:
2(х+1)=18                         2(х+1)=18
2х+1=18                            2х+2=18
2х=18-1                            2х=18-2
2х=17                                2х=16
х=17: 2                              х=16: 2
х=8,5                                 х=8
Найди верное решение. Объясни свой выбор. Сделай проверку.
2. Тест «Найди ошибку»
Тема « Свойства вычитания натуральных чисел»
45-(25+17)=37
90-67=23
764-(264+40)=460
301-(20+20)=120
56-36-7=13
(200+67)-100=33
1200-1100-40=1060
32+13-5=40
56+8+12-26=50
75-31-9+15=50
Обнаружить ошибку и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.
3. Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?
Поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.
Коммуникативные УУД
Игра «Морской бой». Тема «Действия с десятичными дробями».
(В ходе игры повторяется пройденный теоретический материал).
Правила игры:
1. Класс делится на две команды.
2. Каждой команде раздаются листочки в клеточку 10 на 10. Команды на этих листочках расставляют свои корабли (10 прямоугольников по 2 клеточки) так, чтобы не видели игроки другой команды.
3. Выбор первого хода. Ведущий задаѐт вопрос: « Какую дробь называют десятичной?» Команда, первая ответившая на вопрос, получает право первого хода.
4. При попадании стрелявшей команды в корабль соперников, на вопрос отвечают «раненные». Если они отвечают правильно, то право следующего хода переходит к ним. Если же они не отвечают на вопрос, то право хода опять переходит к их соперникам.
5. Если стрелявшая команда не попала в корабль соперников, то вторая команда, прежде чем сделать ход, должна ответить на вопрос ведущего.
Сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения.
Вопросы:
1. Как сложить две десятичные дроби?
2. Как вычесть из одной десятичной дроби
другую десятичную дробь?
3. Прочитайте дробь 345,17809.
4. Равны ли дроби 2,56100 и 2,561? Почему?
5. Назовите разряды в дроби 12507,021354.
6. Как перемножить две десятичные дроби?
7. Как разделить десятичную дробь на натуральное число?
8. Вычислите: 2,43*0,2.
9. Как разделить одну десятичную дробь на другую десятичную дробь?
10. Как умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
11. Как разделить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д.?
12. Найдите значение выражения: 12,035*100.
13. Найдите значение выражения: 57,35:1000.
14. Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
15. Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?
16. Вычислите: 6,52*0,01.
2.Групповая работа- класс делится на группы по 4-5 человек.
Задание- составить кроссворд по теме «Квадрат и прямоугольник». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.
3. Ролевые игры. Например «Угадай, кто это?»
Каждый из участников записывает на листе бумаги свою характеристику учебной деятельности, не указывая в ней внешние данные. Ведущий зачитывает характеристики. Все угадывают, чьи они. Затем характеристики дополняются другими учащимися.
Действия постановки и решения проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Учиться познавать себя через восприятия других.
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Личностные УУД.
Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Регулятивные УУД
Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Познавательные УУД
Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД
Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
А в завершении хочу, чтобы вы послушали одну притчу.
« Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни.