Конспект урока по литературе на тему Обломов и Штольц (по роману И.А.Гончарова Обломов)



Открытый урок в 10 классе по литературе.
Тема урока: Обломов и Штольц (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).
4-й урок).Цель: помочь учащимся через антитезу героя-«идеалиста» и героя-«практика» увидеть Россию на переломе двух исторических эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной.
Задачи:
вырабатывать критерии для сравнения героев романа;
показать учащимся сложность авторского мировосприятия;
познакомить учащихся с оценками критиков героев романа «Обломов» и сопоставлять их со своим восприятием;
подвести учащихся к ответу на вопрос»Какова была Россия на переломе двух исторических эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной?»
Виды деятельности:
- составление сравнительной характеристики Обломова и Штольца;
- беседа с использованием текста романа «Обломов» и учебного фильма «Несколько дней из жизни Обломова»;
- работа с высказываниями критиков А. Добролюбова, А.В.Дружинина
Оборудование: раздаточный материал (образец плана характеристики художественного образа-персонажа, карточки, текст романа «Обломов»), фрагменты видеофильма «Несколько дней из жизни Обломова» по сценарию Н. Михалкова, А. Абадашьяна.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся отбирают материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа; выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.

Ход урока.
Организационный этап.
- Добрый день, путешественники по огромной стране литературы! И вновь перед вами роман И.А. Гончарова, еще до конца не понятый, не осознанный, а значит, и не принятый.
Тема урока: Обломов и Штольц (герои романа «Обломов»).
Какие вопросы возникали у вас при записи темы?
- Что такое антитеза?
- Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов, понятий. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка).
Актуализация опорных знаний.
Учитель: На предыдущих уроках, рассматривая систему образов романа «Обломов», вы обратили внимание, что она в этом произведении выполнена именно по классическому принципу антитезы. Илье Ильичу Обломову вроде бы противопоставлены персонажи, которые должны были ему продемонстрировать преимущества альтернативного – деятельного – образа жизни, начиная от крепостного слуги Захара и заканчивая Михеем Андреевичем Тарантьевым. Но в итоге мы пришли к выводу: чем сильнее антагонисты Обломова стремятся противопоставить свое «дело» праздному существованию мечтателя, тем очевиднее становится их внутренняя зависимость от него, т.е. от Обломова.
Может быть земляк, друг детства Андрей Иванович Штольц – истинный «герой дела»? Ответить на этот вопрос мы сможем, составив сравнительную характеристику этих двух героев.
Работа над темой урока.
а) составление устного рассказа «Штольц» по предложенному плану (в парах), слушание нескольких работ.
План
1. Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?
Каков образ жизни Штольца?
Каковы его нравственные принципы?
Как такой человек, как Штольц, мог «быть близок Обломову...»? Как бы вы ответили?
Как относится Обломов к нововведениям в деревне, о которых рассказывает Андрей?
Какую оценку своей прежней жизни дает Илья в своей беседе со Штольцем?
б) Составление сравнительной характеристики «Андрей Иванович Штольц и Илья Ильич Обломов» (коллективная работа, запись в тетрадях)
Учитель. Чтобы определить свое отношение к Обломову и Штольцу, давайте сравним их портреты, воспитание, отношение к учебе в пансионате, дальнейшее образование, образ жизни, жизненные стремления, взгляды на общество, отношение к Ольге, а также взаимоотношения и взаимовлияние.
Общие черты:
Блиц-вопросы:
- возраст? («Штольц – ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»);
- вероисповедание ? (православное);
- обучение? (обучение обоих в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве);
- любовь? (любовь к Ольге Ильинской).
Различные черты: (работа с текстом произведения).
1-я группа. Используя текст романа, сравните:
-портрет героев;
- кто были их родители?
- какое воспитание получил каждый из героев?
Предполагаемый ответ
- портрет (Обломов – «человек… среднего роста, приятной наружности. С темно-серыми глазами»). В лице господствовала мягкость, душа «открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»;
- портрет (Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав. «цвет лица ровный», глаза выразительные);
- родители (у Обломова – русские; «Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»);
- воспитание (Обломов переходил «из объятий в объятия родных, друзей». Его воспитание носило патриархальный характер (Просмотр фрагмента из видеофильма «Несколько дней из жизни Обломова» по сценарию Н.Михалкова, А.Абадашьяна (Сон Обломова); Штольца отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»).
2-я группа. Используя текст произведения, сравните отношение к учебе в пансионате каждого из них, какое дальнейшее образование получил Обломов, а какое - Штольц;
Предполагаемый ответ
- отношение к учебе в пансионате (Обломов учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое». Штольц «учился отлично, и отец сделал его репетитором «в своем пансионе»»);- дальнейшее образование (Обломов до двадцати лет провел в Обломовке; Штольц закончил университет);
3-я группа. Сравните образ жизни Ильи Обломова и Андрея Штольца, их жизненные стремления, отношение к ведению хозяйства.
Предполагаемый ответ
- образ жизни («лежание на диване у Ильи Ильича … было его нормальным состоянием» Просмотр фрагмента из видеофильма «Несколько дней из жизни Обломова» по сценарию Н.Михалкова, А.Абадашьяна (первая сцена); Штольц «участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу», «он беспрестанно в движении»);
- ведение хозяйства (Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг; Штольц «жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы);
- жизненные стремления (Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье. Затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями. Штольц, выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель в жизни»); 4-я группа. Каким видят общество Штольц и Обломов? Как каждый из них относится к Ольге?
Предполагаемый ответ
- взгляды на общество (Обломов считает, что все «члены света и общества – «мертвецы, спящие люди». Им свойственна неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства в деревне (Просмотр фрагмента из видеофильма «Несколько дней из жизни Обломова» по сценарию Н.Михалкова, А.Абадашьяна (первая встреча Обломова со Штольцем); Штольц погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам. Он представитель зарождающейся буржуазии, поэтому поддерживает прогрессивные преобразования в России.).- отношение к Ольге (Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь); Штольц пытается воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум).
Учитель. Как вы думаете, имел ли влияние Обломов на Штольца?
Предполагаемый ответ
- Между этими героями происходило взаимовлияние (Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось; Штольц высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег его от мошенника Тарантьева, привел в должный порядок деревенские дела. Желал возродить к деятельной жизни).в) Обобщение учителя.
Итак, И.А. Гончаров тщательно отделяет Штольца от других героев романа, ставя при этом основной акцент на главной черте характера Штольца: рассчитывать в жизни только на свои силы и всего добиваться собственным трудом. Только тогда карьера сможет не унизить, а нравственно возвысить личность. И, по мысли Гончарова, в этом принципе буржуазной морали нет ничего предосудительного. В нем – знамение новой европейской цивилизации, в которую вступала Россия 1860-х годов. Но самое главное, «герой дела» для Гончарова это не столько определенная профессия, сколько идеальное состояние души человека новой, буржуазной формации. Штольц относится к работе бескорыстно. Он ее любит не за конкретное содержание (а потому занимается сразу всем – коммерцией, туризмом, сочинительством, государственной службой) и не за материальные результаты (Штольц равнодушен к комфорту), а за то наслаждение, почти эстетическое, которое он получает от самого процесса труда. На вопрос Обломова: «Для чего же мучиться весь век?» – Штольц с гордостью отвечает: «Для самого труда, больше не для чего. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…». Штольц в такой же степени «поэт труда», в какой Обломов – «поэт мечты». Оба неисправимые идеалисты, различна только форма, в которую они облекают свой идеализм.
Но Штольц, происходя из уникального сословия «русских немцев», естественно впитал в себя «русские» и европейские культурные веяния, нравственные ценности «старой Руси» и «новой». Поэтому, если Обломов – это «последний поэт» уходящей патриархальной Руси («Сон Обломова»), то Штольцу удалось «найти равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа», – так пишет сам Гончаров.
Аналитическая работа с отрывками из литературно-критических статей (в группах)
Карточка №1
…Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу.
…Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Но по поводу этого лица мы должны еще раз повторить наше постоянное мнение, – что литература не может забегать слишком далеко вперед жизни. Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества (разумеем образованное общество, которому доступны высшие стремления; в массе, где идеи и стремления ограничены очень близкими и немногими предметами, такие люди беспрестанно попадаются). Сам автор сознавал это, говоря о нашем обществе: «Вот, глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие, широкие шаги, живые голоса... сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!» Должно явиться их много, в этом нет сомнения; но теперь пока для них нет почвы.
(Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина?)Карточка №2
… Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающх.…По практичности, по силе воли, по знанию жизни он далеко ниже своей Ольги и Штольца, людей хороших и современных; по инстинкту правды и теплоте своей натуры он их несомненно выше. В последние годы его жизни супруги Штольц навестили Илью Ильича, Ольга осталась в карете, Андрей вошел в известный нам домик с цепной собакой у калитки. Выйдя от своего друга, он только сказал жене: все кончено, или что-то в этом роде, и уехал, и Ольга уехала, хотя, без сомнения, с горем и слезами. В чем же заключается смысл этого безнадежного, отчаянного приговора? Илья Ильич женился на Пшеницыной и прижил с этой необразованной женщиной ребенка. И вот причина, по которой кровная связь расторгнута, обломовщина признана переступившей все ее пределы!.. так ли бы поступил Обломов, если бы ему сказали, что Ольга сделала несчастную mesaillance (неравный брак), что его Андрей женился на кухарке и что оба они, вследствие того, прячутся от людей, к ним близких? Тысячу раз и с полной уверенностью скажем, что это не так. И Андреева кухарка стала бы для него не чужой, и он дал бы новую пощечину Тарантьеву, если бы тот стал издеваться над мужем Ольги.
(А.В. Дружинин. «Обломов», роман И.А. Гончарова) 4. Аналитическая беседа
- С кем из критиков романа «Обломов» вы согласны? Чью точку зрения не разделяете? Аргументируйте свой ответ.
- Сравните характеристику Обломова и Штольца, данную критиками Н.А.Добролюбовым, А.В.Дружининым, Кто из них, на ваш взгляд, был объективнее?
Рефлексия. Подведение итогов.
Обобщающая беседа.
- Кто же нужнее России: Обломов или Штольц? (возможный ответ:Конечно, такие прогрессивные люди как Штольц, просто необходимы, особенно в начале третьего тысячелетия. Но Обломовы никогда не умрут, частичка Обломова есть в каждом из нас, все мы в душе немного Обломовы. Мне кажется, проблема «спящего человека», поднятая в девятнадцатом веке Гончаровым, актуальна и сейчас). Учитель: Ребята, на доске записана замечательная цитата Д.С.Лихачева: «Надо понять черты русского характера. Правильно направленные, эти черты — бесценное свойство русского человека».
- Какие черты русского человека на основе произведения «Обломов» вы выявили?
- Как соотносятся слова Д.С.Лихачева с целью сегодняшнего урока?
5. Домашнее задание.
Подготовить план ответа на вопрос «В чем заключается своеобразие стиля И.А.Гончарова?»
Приготовить конспект статьи Н.А.Добролюбова. Что такое обломовщина?
Приложение.
Раздаточный материал.
Образец плана характеристики художественного образа-персонажа
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа:
1) социальное и материальное положение;
2) внешний облик;
3) своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4) область чувств:
а) тип отношений к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний;
5) авторское отношение к персонажу;
6) какие черты личности героя выявляются в произведении с помощью:
а) портрета;
б) авторской характеристики;
в) через характеристики от лица персонажей;
г) предыстории или биографии;
д) поступков;
ж) речевой характеристики;
к) «соседства» с другими персонажами;
л) окружающей обстановки.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Образец плана характеристики художественного образа-персонажа
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа:
1) социальное и материальное положение;
2) внешний облик;
3) своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4) область чувств:
а) тип отношений к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний;
5) авторское отношение к персонажу;
6) какие черты личности героя выявляются в произведении с помощью:
а) портрета;
б) авторской характеристики;
в) через характеристики от лица персонажей;
г) предыстории или биографии;
д) поступков;
ж) речевой характеристики;
к) «соседства» с другими персонажами;
л) окружающей обстановки.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Карточка №1
…Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу.
…Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Но по поводу этого лица мы должны еще раз повторить наше постоянное мнение, - что литература не может забегать слишком далеко вперед жизни. Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества (разумеем образованное общество, которому доступны высшие стремления; в массе, где идеи и стремления ограничены очень близкими и немногими предметами, такие люди беспрестанно попадаются). Сам автор сознавал это, говоря о нашем обществе: «Вот, глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие, широкие шаги, живые голоса... сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!» Должно явиться их много, в этом нет сомнения; но теперь пока для них нет почвы.
(Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина?)Карточка №2
…Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающх.…По практичности, по силе воли, по знанию жизни он далеко ниже своей Ольги и Штольца, людей хороших и современных; по инстинкту правды и теплоте своей натуры он их несомненно выше. В последние годы его жизни супруги Штольц навестили Илью Ильича, Ольга осталась в карете, Андрей вошел в известный нам домик с цепной собакой у калитки. Выйдя от своего друга, он только сказал жене: все кончено, или что-то в этом роде, и уехал, и Ольга уехала, хотя, без сомнения, с горем и слезами. В чем же заключается смысл этого безнадежного, отчаянного приговора? Илья Ильич женился на Пшеницыной и прижил с этой необразованной женщиной ребенка. И вот причина, по которой кровная связь расторгнута, обломовщина признана переступившей все ее пределы! так ли бы поступил Обломов, если бы ему сказали, что Ольга сделала несчастную mesaillance (неравный брак), что его Андрей женился на кухарке и что оба они, вследствие того, прячутся от людей, к ним близких? Тысячу раз и с полной уверенностью скажем, что это не так. И Андреева кухарка стала бы для него не чужой, и он дал бы новую пощечину Тарантьеву, если бы тот стал издеваться над мужем Ольги.
(А.В. Дружинин. «Обломов», роман И.А. Гончарова)