«Сколько всего? Сколько из них? Решение задач на нахождение слагаемого», урок по математике для 1 класса, раздел «А что же дальше?».

Конспект урока по математике
Предмет: математика, 1 класс, УМК «Планета знаний».
Тема учебного занятия: Сколько всего? Сколько из них? Решение задач на нахождение слагаемого.
Место урока в теме: Раздел «А что же дальше?», урок 107, «Сколько всего? Сколько из них? Решение задач на нахождение слагаемого», 1 урок
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат урока: формирование умений решать текстовые задачи, отработка навыков вычислений.
Задачи урока (деятельность учителя):
Подвести учащихся к теме урока от побуждающего диалога.
Научить решать задачи на нахождение слагаемого и составлять схемы.
Обеспечить решение учебной проблемы подведением к знанию, организуя работу учащихся в парах.
Организовывать самоанализ и самооценку деятельности учащихся на уроке.
Оборудование урока: учебник «Математика», 1 кл., 2ч. (М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова), тетради, электронный учебник, презентация, карточки на доску.
Содержание и технология урока:

Этап урока;
задачи
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
УУД

1. Мотивация
к учебной деятельности
Развивать познавательную активность
Тихонечко садитесь. Какое у вас сейчас настроение? Каким должен быть урок?
На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят, Наши уши внимательно слушают и всё слышат, А наша умная голова хорошо думает.
Я вам желаю успехов на уроке.
Мнения учащихся.
Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место.

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.
Подготовить учащихся к открытию нового знания.
Устный счёт:

Вспомним, что же нам помогает при путешествии по стране «математика»?

С какими разделами мы познакомились? Что узнали? Где сейчас находимся?















Вспомнили, молодцы! Сегодня на уроке мы будем работать с задачами. Перед вами карточки с 2-мя текстами, прочитайте и подумайте, чьи слова можно назвать задачей. В квадратик поставьте галочку. Докажите.
Белка: Я собрала 8 корзин с орехами и 2 корзины с шишками. Сколько всего корзин я собрала?


Заяц: Я принёс 3 корзины, а потом ещё 5. Как же я устал!

Оцените свою работу на волшебной линеечке, назовите критерий, по которому себя оценили.








Совершенно верно, правильно рассуждали. В задачах обязательно должны быть данные и неизвестное число, которое мы должны найти, решив задачу.

В тетрадях начертите схему к задаче.
Что можем о ней рассказать? Что мы называем целым, а что частью?





Кто уже с уверенностью может назвать данный тип задачи? (задача на нахождение суммы)



Учащиеся называют ответ.


Отвечает 1 ученик – маршрутный лист.

Мы познакомились с разделами «Десятки» - узнали что такое десяток, научились считать десятками, «Как устроены числа» - познакомились с двузначными числами, умеем последовательно называть числа, учились решать задачи, умеем называть в числах десятки и единицы, «Вычисляем в пределах 20» - научились складывать и вычитать числа без перехода через десяток, вычисляли по цепочке, научились находить длину ломаной, периметр и площадь, «Простая арифметика» - научились определять в задачах данные и находить неизвестное, записывать к задачам краткую запись, выполняли сложение и вычитание десятков, решали задачи в 2 действия, познакомились с понятиями «выражение» и «значение выражения», сравнивали двузначные числа, узнали о единицах измерения величин.
Сейчас мы находимся в разделе «А что же дальше?» - познакомились с понятием «слагаемые».

Оценивают себя на линеечке. (прогностическая оценка)

Работа в паре. 2 учащихся выходят к доске: оценивают свою работу на волшебной линеечке. Называют критерий, по которому оценивали себя.
Умение определять задачу.

Слова белки мы можем назвать задачей. Мы можем узнать, сколько корзин с орешками собрала белка, т.к. есть данные – 2 и 1. Есть вопрос в задаче – неизвестное.
2+1=3 (к.)
Ответ: 3 корзины с орешками.
А слова зайца – не можем назвать задачей. В словах зайца нам известны числа 3 и 5 – данные задачи. Но нет вопроса. Этот текст не задача.


Один ученик выполняет задание на доске.
Неизвестное число – целое, а 8 и 2 – части от целого.
Выполняют задание в тетрадях.




Коммуникативные УУД: монологические высказывания.










Познавательные УУД:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.



















Личностные УУД: Умение самостоятельно мыслить, развивать мышление.










3. Выявление места и причины затруднения.
Способствовать развитию умения наблюдать, обобщать, делать выводы.
Я для вас подготовила другую схему. Составьте задачу к схеме. Можем ли мы решить эту задачу?

Белка собрала 10 корзин. Из них 8 корзин с орехами, а остальные – с шишками. Сколько корзин с шишками собрала белка?
Сталкиваются с проблемой. Не умеют решать такие задачи.

Познавательные УУД: постановка проблемы и пути выхода из неё.

Коммуникативные УУД: монологические высказывания.

4. Постановка учебной задачи.
Сформулировать тему и поставить цель урока, разработать план действий.
Сегодня мы будем учиться решать задачи нового типа: на нахождение неизвестного слагаемого.
На доску вывешивается тема урока: Сколько всего? Сколько из них?
Какая цель нашего урока?


Чему мы будем учиться на уроке? Какой план действий наметим для поиска решения?

Молодцы! Всё верно, посмотрите на доску и скажите, все ли задачи на месте? Нет ли лишней?
(Лишняя задача – научиться находить периметр прямоугольника).






Какую задачу мы уже решили?

Какая наша следующая задача?



Но сначала мы с вами немного отдохнём.


Мы должны узнать, как решаются текстовые задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Дети вместе с учителем обсуждают учебные действия и принимают план:
Закрепить умения решать задачи на нахождение суммы.
Научиться решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Познакомиться с разным видом составления схем к задачам.
Научиться находить периметр прямоугольника.
Называют лишнюю задачу урока.

(1.Закрепить умения решать задачи на нахождение суммы).

(2.Научиться решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого).

Коммуникативные УУД: монологические высказывания.

Познавательные УУД:
информационные: извлечение информации

Личностные УУД:
Мотивация к изучению нового учебного материала.

Регулятивные УУД:
Принятие цели и постановка задач урока.
Регулятивные УУД:
Планирование действий.

5. Физ. минутка
Ребята, тихонечко встаньте.
1, 2,3, 4, 5!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
Выполняют упражнения.


6. Реализация построенного проекта.
Обсуждение вариантов и выбор оптимального способа действий.
Ребята, нам с вами нужно решить задачу по схеме. Что нам известно? Что нужно найти?



Как будем решать эту задачу? Что в этой задаче целое? А что части?





Какая задача стояла перед нами?



Какую задачу урока нам нужно еще решить?


Прочитаем задание № 2 на стр. учебника 88.
В секции по плаванию 16 человек. Среди них пять девочек.
Нарисуй схему.
Сколько в секции мальчиков? Составь и запиши равенство.
Можно нарисовать и другую схему:

Какую схему удобнее рисовать?
Какая тебе понятнее?
Нам известно, что белка собрала 10 корзин. Из них 8 корзин с орехами. Мы не знаем, сколько корзин с шишками собрала белка.
Целое – 10 корзин. Части – 8 корзин и ? корзин.
Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого 10 вычесть известную часть 8 и получим 2 корзины с шишками.
Научиться решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Познакомиться с разным видом составления схем к задачам.

Читают задание про себя, вдумываются.

Поиск решения.
Рассуждают и составляют равенство устно: 16 – 5=11
Регулятивные УУД:
Удержание цели и задач урока.
Познавательные УУД:
Анализирование условия задачи.

Коммуникативные УУД: монологические высказывания.




7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Закрепить новый способ действий.
Работа по вариантам.

Ребята, схему каждый выбирает для себя ту, с которой удобней и понятнее вам работать.
На доску вывешиваю новую схему.




По какому критерию будете себя оценивать?
Обменяйтесь тетрадями. Оцените друг друга.

4 схемы на доске: оцените себя.


Самооценка, контроль и взаимооценка.
а) 37 – 6=31 (б.)
Ответ: 31 бабочка.
б) 4 + 25=29 (г.)
Ответ: 29 грибов.








Критерии: умение составлять схему.


Познавательные УУД:
Моделирование условия задачи.

Коммуникативные УУД: взаимодействие, готовность слушать собеседника, вести диалог.

Регулятивные УУД:
Оценка выполненных действий.
Познавательные УУД:
общеучебные: следование инструкции.

8. Рефлексия учебной деятельности.
Формировать умения оценивать себя
Какой вывод мы можем сделать по уроку?
Решили мы поставленные задачи в начале урока?
Сумели мы выполнить весь план действий?
Оцените свою работу на уроке.
Я узнал
Я научился
Мне понравилось
Я затруднялся
Моё настроение


Несколько человек отвечают, оценивают сою работу на уроке.
Регулятивные УУД:
удержание цели и задач урока.
Регулятивные УУД:
Умение производить контроль и самооценку.



8 к.


2 к.

? к.

10 к.

8 к.

? к.






Рисунок 2Рисунок 415