Подходы к организации и проведению учебного занятия в рамках перехода к новым образовательным стандартам СПО

Подходы к организации и проведению учебного занятия в рамках перехода к новым образовательным стандартам СПО

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и переход на ФГОС нового поколения в системе СПО требуют самосовершенствования, как от преподавателя, так и от студента. Следовательно, должно измениться и содержание современного урока (занятия) в системе СПО.
Однако не стоит все начинать с нуля и пренебрегать опытом отечественного образования, накопленным за предыдущие годы.
Любой педагог понимает, что урок начинается задолго до звонка. Для реализации новых требований каждому преподавателю необходимо четко понимать, на основе какой нормативно-правовой и нормативно - методической базы ему предстоит работать и, самое главное – чему учить студентов, какие компетенции, профессиональные и личностные качества формировать и развивать.
Итак, сегодня образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Следовательно, каждый урок – это не только процесс передачи и закрепления новой информации, но и кропотливый процесс воспитания человеческих душ, часто связанный с преодолением сопротивления со стороны обучаемого, личностные и моральные качества которого уже сформированы в определенной среде до прихода в учреждение СПО.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задача каждого преподавателя на уроке способствовать развитию личности студента и корректировать поведение обучающегося в рамках принятых в обществе правил и норм поведения, что является крайне актуальной задачей для системы СПО.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Задача профессионального образования – сформировать у обучающихся знания, умения, навыки, компетенции, позволяющие вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Структурной единицей образовательного процесса в системе среднего профессионального образования является урок, который может проходить в форме теоретического, практического занятия или лабораторной работы, а также учебной практики.
Все стандарты третьего поколения основаны на компетенциях, которые должны быть сформированы и развиты у студентов в процессе обучения. Каждый стандарт содержит компетенции двух видов – общие и профессиональные. Следовательно, определяя цели урока, преподаватель должен четко представлять, на формирование и развитие каких компетенций будет направлено планируемое занятие. На наш взгляд, хорошим методическим инструментом, позволяющим преподавателю четко систематизировать все цели и компетенции, является построение дерева целей и дерева компетенций.
Отобрав цели и компетенции, которые будут соответственно достигаться, и формироваться на занятии, целесообразно задуматься о выборе формы проведения занятия. Современная педагогика предлагает разнообразные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные.
Компетентностному подходу в профессиональном образовании, на наш взгляд, в большей мере соответствуют такие формы проведения урока как урок-конкурс, урок-викторина, деловая игра, урок-конференция и другие. Однако к такой форме проведения занятий целесообразно прибегать после того, как изучен теоретический материал по предмету или модулю и выполнены обязательные практические работы. Нетрадиционные формы проведения занятий позволяют учащимся раскрыть свои творческие способности и публично продемонстрировать владение определенными компетенциями. Особо отличившихся студентов целесообразно награждать грамотами и сертификатами участников и победителей, которые могут быть ими представлены к моменту проведения итоговой аттестации в качестве подтверждения своей профессиональной компетентности. Таким образом, студент активно вовлекается в учебный процесс, создается мотивация к развитию личности.
Успех современного урока зависит от эффективности его планирования и технологии проведения. Сегодня педагогу не следует забывать о том, что цели должны быть гибкими и достижимыми. Занятие должно быть наполнено заданиями разного уровня сложности, что позволит учесть индивидуальные особенности обучаемого, и позволит всем студентам овладеть изучаемым материалом, но на разном уровне. Урок должен быть четко структурирован, и каждый его этап построен по схеме: задача-организация и мотивация деятельности - деятельность студентов - итог деятельности - контроль уровня освоения (выполнения задачи).
Задача современного урока – научить студентов работать самостоятельно, отыскивать возможные способы решения проблем, принимать решения в нештатных ситуациях, работать в коллективе. Поэтому задача преподавателя подобрать такую форму проведения занятия, которые позволят решить перечисленные задачи. Студент успешнее справится с поставленными задачами в психологически комфортных условиях.
В современных условиях преподаватель должен сам уметь работать с информацией и научить студентов отбирать релевантную информацию, анализировать и систематизировать ее. Данная компетенция будет способствовать трудовой мобильности выпускника учебного заведения. Среднестатистический студент, обучающийся в колледже, хорошо владеет ПК, умеет пользоваться пакетом прикладных программ, но не умеет работать с информацией. Развитие и формирование данной компетенции не должно выпадать из поля зрения на современном уроке. Также необходимо через систему заданий формировать речевую и коммуникативную культуру. Контроль знаний только через систему тестирования приводит к низкой коммуникативной культуре специалиста, что существенно снижает его конкурентоспособность на рынке труда.
Одним из видов учебных занятий в колледже, позволяющим закрепить полученные компетенции, является практика.
Практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
В соответствии с требованиями ФГОС студенты проходят практику учебную, производственную и преддипломную.
Нельзя забывать и о форме представления материала на современном уроке. Использование ПК и мультимедийной системы позволяет сделать процесс обучения более наглядным и убедительным, если педагог владеет техникой презентации.
Для того, чтобы провести занятие на современном уровне, у преподавателя должен быть учебно-методический комплекс, комплект оценочных средств, оснащенное необходимыми ТСО рабочее место, мотивированные студенты, а главное – желание идти в ногу со временем и постоянно развиваться и самосовершенствоваться.









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 215