Урок литературы в 9 классе по теме «Обломов и Штольц. Сопоставительная характеристика» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).

Урок русской литературы
9 класс
Электронный учебник «Русская литература 9»
Романенко И.В.,
учитель русского языка и литературы
КГУ «НИСЦ РО «Восток»
для одаренных детей» УО ВКО

Тема: «Обломов и Штольц. Сопоставительная характеристика» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).
Цель: определение особенностей характера и мировоззрения литературных героев.
Задачи: 1. Произвести сравнительно-сопоставительную характеристику Обломова и Штольца.
2. Совершенствовать умения самостоятельной работы с текстом.
3.Способствовать осмыслению значения жизненной философии героев.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Информационно-образовательная среда:
электронный учебник «Русская литература 9», интерактивные задания № 9, 10, 16;
слайдовая программа: «Сравнительная характеристика Обломова и Штольца»;
индивидуальный оценочный лист.

Эпиграф: Отвернувшись от труда, ты отворачиваешься от себя как от личности.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы и приемы использо-вания электрон-ного учебника

1. Организационный
Приветствует учащихся.
Мотивирует учащихся на эффективную работу на уроке.

Приветствуют учителя.


2. Целепо-лагание
Знакомит учащихся с планом работы на уроке:
индивидуальная работа над выполнением интерактивных
Внимательно слушают, запоминают.



заданий на повторение изученного материала по произведению «Обломов» И.А. Гончарова.
осуществление пооперационного контроля;
определение проблемных сфер учащихся;
индивидуальная самостоятельная работа по вопросам (по материалу ЭУ);
парная работа по взаимопроверке письменной работы;
индивидуальная работа по заполнению таблицы «Обломов и Штольц»;
обсуждение заполненной таблицы;
выставление оценки в индивидуальный оценочный лист.



3. Контроль знаний
1. Организация индивидуальной работы учащихся
Инструктирует учащихся, знакомит с условиями и правилами индивидуальной работы: объявляется конкурс на лучшего знатока произведения «Обломов» И.А. Гончарова, каждому ученику необходимо выполнить 2 интерактивных задания (№ 9, 16) за 8 минут.
Одаренным учащимся (6 человек) необходимо выполнить 1 интерактивное задание № 10 за наименьшее количество времени. Учитель организует проверку после истечения отведенного времени.
Проверка осуществляется с помощью электронного учебника «Русская литература 9», интерактивные задания № 9, 16, 10.
По результатам проверки выбирается лучший знаток произведения «Обломов» И.А. Гончарова, учащиеся заполняют индивидуальный оценочный лист (приложение №1).
Внимательно слушают, проверяют на учебных столах наличие оценочных листов.
Все учащиеся работают за персональным компьютером.



Прием: установле-ние соответст-вия между парами значений, вопросом и ответом или определениями.

Прием: запись ключевых слов по памяти

Прием решения кроссвордов

Соревнова-тельный прием.


2. Определение учащимися проблемных сфер по усвоению данной темы и формулировка учебной задачи на последующие уроки
Нацеливает учащихся на определение проблемных сфер.
Каждый учащийся выделяет трудные для него задания, которые выполнены им с ошибкой.
Учащиеся формулируют учебную задачу на последующие уроки.
По результатам проверки заполняют оценочные листы.


3. Контроль знаний
3. Организация индивидуальной письменной работы учащихся
Работа с электронным учебником - подмодуль «Содержание. Художественная идея. Проблема» модуля «Русская литература первой половины 19 века».
Формулирует задание при работе с электронным учебником:
Внимательно прочитайте материал ЭУ о художественной идее, проблеме.
После прочтения материала электронного учебника ответьте письменно на вопросы:
1 вариант:
Определите, как выражается идея в романе И. Гончарова «Обломов»?
Сопоставьте проблемы, волнующие авторов произведений: «Герой нашего времени», «Мертвые души» и «Обломов».
2 вариант:
Каковы составляющие соотношения содержания и идеи художественного произведения в романе И. Гончарова «Обломов»?
Какова проблематика в романе И.Гончарова «Обломов»?
Время выполнения работы – 10 минут.

Внимательно слушают, выполняют задание учителя: письменно отвечают на поставленные вопросы.

Прием акцентиро-вания внимания.
Прием повторяю-щихся условий.




3. Контроль знаний
4. Организация парной работы учащихся.
Нацеливает на проверку выполненного задания, организует парную работу по взаимопроверке письменной работы.
По результатам проверки учащиеся заполняют индивидуальный оценочный лист (приложение №1).


В парах проверяют самостоятельную письменную работу. По результатам проверки учащиеся заполняют индивидуальный оценочный лист.




5.Определение учащимися проблемных сфер по усвоению данной темы и формулировка учебной задачи на следующий этап урока
Нацеливает учащихся на определение проблемных сфер по результатам письменной самостоятельной работы.
Каждый учащийся выделяет трудные для него задания, которые выполнены им с ошибкой.
Учащиеся формулируют учебную задачу на последующие уроки.




4. Ситуация интеллектуального конфликта
6. Создание проблемной ситуации.
Нацеливает на работу по теме урока.
На интерактивной доске представлена схема-опора (приложение 2).
Предлагает сформулировать задачи данного этапа урока.



Высказывают собственную точку зрения, ответ аргументируют.

Чья философия позитивна и конструктивна?




5. Фиксация «разрыва» в знаковой форме
7. Организация индивидуальной работы по заполнению таблицы «Сравнительная характеристика Обломова и Штольца»
Организует деятельность учащихся по заполнению таблицы «Сравнительная характеристика Обломова и Штольца», 1 вариант – характеристика Обломова, 2 вариант – характеристика Штольца (приложение № 3).
Наблюдает, направляет, по необходимости консультирует.



Заполняют таблицу «Сравнительная характеристика Обломова и Штольца» (по вариантам) на основе знаний, полученных при внимательном прочтении художественного текста.






6. Рефлексия собственной деятельности
8. Проверка заполнения таблицы «Сравнительная характеристика Обломова и Штольца»
Организует обсуждение при проверке информации, записанной учащимися в таблицу «Сравнительная характеристика Обломова и Штольца».
Отвечают, доказывая собственную точку зрения.


6. Формулировка учебной задачи в словесной форме
9. Обобщение по таблице
Проверяет заполненные графы в таблице (по рядам по вариантам по цепочке).

Учит анализировать, сравнивать, обобщать, задает при этом «провокационные вопросы»:
Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц?
А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни, – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?!
Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности?
Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования?

По результатам проверки учащиеся заполняют индивидуальный оценочный лист (приложение №1).
Внимательно слушают ответы одноклассников, вступают в дискуссию, доказывая собственную точку зрения.

По результатам проверки учащиеся заполняют индивидуальный оценочный лист.



10. Подведение итогов.

Организует деятельность учащихся по систематизации знаний:
Оцените критически жизненное восприятие Обломова / Штольца. Чью позицию вы считаете приемлемой для себя? Аргументируйте свой ответ.
Какие ценностные установки (кого из героев) вы возьмете в свой жизненный багаж?
Нацеливает на подведение итогов урока.
Организует проверку опережающего домашнего - выступление с электронной презентацией по теме «Обломов и Штольц».
Побуждает к размышлению над строками эпиграфа к уроку.
Обращает внимание на выставление итоговой оценки за урок в индивидуальных оценочных листах.
Высказывают свое мнение, аргументируя ответ.
Внимательно слушают выступление учащихся с презентацией, задают вопросы, высказывают собственное мнение.

Заполняют оценочные листы.



11. Определение учащимися проблемных сфер по усвоению данной темы и формулировка учебной задачи на последующие уроки
Нацеливает учащихся на определение проблемных сфер.
Каждый учащийся выделяет трудные для него задания.
Формулируют учебную задачу на последующие уроки.


8. Домашнее задание
1. Подготовить презентацию по теме «Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов» (в группах).
3. Индивидуальное задание: составить тест из 15 вопросов по сюжету романа «Обломов».
4. Индивидуальное задание: составить кроссворд по сюжету романа «Обломов».
Записывают домашнее задание.


Приложение № 1 Индивидуальный оценочный лист

ученика (-цы) 9 «А» класса __________________________________
ФИ

Выполнение интерактивных заданий

Выполнение самостоятельной работы по ЭУ
Работа по заполнению таблицы
Итоговая оценка







Приложение № 2

? Антитеза жизненных идеалов героев:


«Жизнь есть поэзия. Вольно «Труд – образ, содержание,
людям искажать ее...» стихия, цель жизни».

Чья философия позитивна и конструктивна?

Приложение № 3


Критерии для сравнения
Обломов
Штольц

1
Происхождение



2
Воспитание



3
Образование



4
Портретные детали



5
Способности



6
Жизненный опыт



7
Цель в жизни



8
Представление о счастье



9
Образы окружающего пространства




10
Авторское отношение к герою



11
Ваше отношение




15