Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс Поверхность нашего края УМК Школа России


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4КЛАСС
ТЕМА: ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ.
ЦЕЛЬ: Формирование представлений у обучающихся о поверхности родного края.
ЗАДАЧИ: 1. Раскрыть основные понятия «овраг», «балка», «терриконы».
2. Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации.
3. Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью.
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, применять знания в жизни.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Организационное начало. -Начинается наш урок. Прошу вас, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
-С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ожидаете от урока? Дети высказывают свои ожидания: узнать что-то новое; поработать самостоятельно, в группе, поспорить с товарищами и т. д.
2. Актуализация знаний. -Какой новый раздел мы начали изучать на прошлом уроке?
Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он потом не жил, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об отчем крае, ведь чем больше мы узнаем о нём, тем больше любим его  и гордимся им.
-Дайте характеристику своему краю по плану:
1.Название.
2.Положение на карте.
3.Соседи.
4.Административный центр. Крупные города.
-Называя соседей, что вы перечисляли?
-Где все субъекты объединены? -Родной край – часть большой страны.
1.Оренбургская область
2.Расположена на юго-востоке России.
3.Соседи: Республика Татарстан и Башкортостан, Самарская, Саратовская и Челябинская область, Казахстан.
4.г. Оренбург.
-Это субъекты РФ.
-На политико-административной карте России.
3.Определение темы и целей урока. -Посмотрите на карту Оренбургской области.
-Какая это карта?
-Сформулируйте тему и цели урока. -Физическая карта. На ней изображены особенности рельефа.
Ученики формулируют тему и цели урока.
4.Первичное усвоение новых знаний. 1.-Для того, чтобы работать по карте, давайте вспомним, какие формы рельефа вы знаете, и каким цветом они обозначаются на карте.
Формы рельефа:
1.Горы(коричневый) 2.Возвышенности(желтый)
3.Плоскогорье(светло-коричневый) 4.Равнины(зеленый)
5. Холмы.
2.-Используя эти знания, что вы можете сказать про рельеф Оренбургской области (по физической карте)
-Если взглянуть на физическую карту, то можно убедиться, что по особенностям рельефа территория области делится на три части: холмистые равнины Предуралья, низкие горы Южного Урала и плоские равнины Зауралья. Результатом длительного выветривания стало образование слабовсхолмленной равнины с останцами выветривания, примером которой служит Урало-Тобольское плато.По берегам р. Орь расположена плоская Орская равнина, сложенная молодыми глинами и песками. Крайний восток области занимает Тургайское плато, большей частью сложенное глинами. Плато представляет собой молодую равнину.
-Чем похожи холмы и горы и чем отличаются?
ФИЗМИНУТКА
3.- А что ещё встречается  на равнинах?
Работа по учебнику стр.139. (прием инсерт – чтение с пометками)
-И посмотрите небольшой фрагмент, чтобы ответить на этот вопрос.
-Что нового открыли для себя после просмотра видеофрагмента?
Овраг – это глубокая длинная рытвина на поверхности земли, с крутыми склонами.
Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.
-Итак, где находится овраг? Причины его появления?
-Что можно сделать, чтобы остановить его увеличение?
Стр. в учебнике 141.
-В тетрадях зарисуйте схему оврага.
Овраги Оренбургской области: Медвежий овраг, Блюментальский овраг, Наумовские овраги, Никитин овраг и т.д. (ИКТ)
4. –Предлагаю вам прочитать про необычные горы.
(терриконы) стр.143.
- В чем их необычность? Работа в парах – заполнение схемы.
Дети высказывают предположения.
Смотрят видеофрагмент.
Отвечают на вопросы учителя.
Зарисовывают схему в тетрадях.
Читают в учебнике про терриконы.
5.Первичное закрепление знаний. 1.Работа в тетрадях.
2.Мы говорили о том, что нужно охранять растения и животных. А нужно ли охранять поверхность земли?
Стр. в учебнике140-141. Выполняют работу в тетрадях.
Читают текст и отвечают на вопрос.
6.Самостоятельная работа. Работа в группах. Кроссворд.
Кроссворд. «Узнай меня»
1. Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли.
2. У меня есть подошва, пологий склон и невысокая вершина.
3. Я - гора, которую создал человек.
4. Строение земной поверхности.
5. Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.
6. Я – углубление земной поверхности, у меня пологие склоны, покрытые травой и кустарником.
7. Я – ровная, без гор и холмов земная поверхность.Работают в группах.
6.Итог.Рефлексия. -О чем мы сегодня узнали на уроке?
-Какова поверхность нашего края?
-Какой вред приносят овраги людям?
-Что такое терриконы?
-Что наиболее интересного было на уроке? Ответы детей.
7.Д/з Стр. 139 – 144, сообщение про овраги Оренбургской обл. Записывают домашнее задание