Конспект урока — экскурсии по окружающему миру в 4 классе на тему Поверхность нашего края

Муниципальное образовательное учреждение
«Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1»

«Утверждаю»
Директор МОУ «Павелецкая СОШ №1»__________ Макеев А. В.

Приказ
от «____»______________2012 г.
№ _______



Поверхность нашего края



Экскурсия
в рамках предмета «Окружающий мир»
учитель Иевлева Светлана Александровна







2012 – 2013 уч. год

Цель экскурсии: познакомить учащихся с различными видами ландшафтов Скопинского района и изменением их под влиянием антропогенного фактора.
Задачи экскурсии:
познакомить учащихся с объектами местного ландшафта;
прививать любовь “ малой” родине;
прививать навыки правильного поведения в природе;
сформировать и закрепить на местном материале понятия и представления формах рельефа своей местности, об экологических проблемах района;
рассмотреть, как используются местные природные ресурсы в хозяйственной деятельности.

Оборудование: фотоаппараты, блокноты, карандаши.
Экскурсия рассчитана на учащихся 4 класса.
Продолжительность экскурсии 1,5-2 часа, поэтому целесообразно объединить два урока окружающего мира.
Перед началом экскурсии проводится вводный инструктаж о правилах поведения во время экскурсии.
Расположение маршрута: Скопинский район, р.п. Павелец, окрестности Кремлевского леса со стороны ул. Мичуринская.
Маршрут: от школы через железнодорожный переезд, вдоль Вокзального переулка до улицы Мичуринская, через поле до Кремлевского леса.
План маршрута:
Начало маршрута. Учитель проводит промежуточный инструктаж, напоминает как нужно себя вести в природе.
Рельеф местности.
Балки: причины образования.
Карьер: использование человеком, возможные экологические проблемы.
Плотина: цель создания.
Лес: использование человеком, возможные экологические проблемы, правила поведения в лесу.
Овраг: причины образования, возможные экологические проблемы, способы борьбы с образованием оврагов.
Искусственные горы: причины возникновения, возможные экологические проблемы.
Поля: правила распашки, использование человеком.
Ход экскурсии
Организационный момент
Приветствие, объявление темы.
Проверка готовности к уроку (присутствуют; оборудование).

Определение целей урока – проблема “Для чего?”

Теоретическая часть.
Местность, в которую мы отправимся, является частью территории Павелецкого городского поселения.
Ландшафт включает в себя поля, балки, овраги, лес, водоемы.
Современная структура ландшафта формировалась под воздействием природных и антропогенных факторов.

Протяженность маршрута – 2,5 км.
Сейчас мы совершим экскурсию по окрестностям нашего поселка. Мы будем изучать местный ландшафт, чтобы постичь природу, проникнуться ею, прийти к взаимопониманию с ней.
Ребята в школе вы изучаете предмет “экология”, вспомните знания, полученные на уроках, ответьте на вопрос: – что такое экология?
Это наука, изучающая то, как биологические организмы объединяются в сообщества, как и сами организмы, и их сообщества взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. В переводе с греческого слово “экология” означает “наука о местообитании”. Появилось оно в 1866 году с легкой руки немецкого зоолога Э. Геккеля, находившегося под большим впечатлением от идеи Ч. Дарвина. Сообщества, которые она исследует, представляют собой цепочку, движущуюся от конкретного, единичного к более общему: организм – популяция – экосистема – биосфера.
Сейчас мы рассмотрим первый объект нашей тропы. Какой рельеф преобладает? (холмистая равнина)
Перед вами балка. Дайте определение этому понятию, исходя из наблюдений. (Балка – это заросший травой овраг)
Балки имеют полого-вогнутое дно, часто без выраженного русла, склоны выпуклые, плавно переходящие в водораздельные пространства. Чётко выраженная вершина обычно отсутствует, ложбина плавно переходит в балку.
Длина балок обычно от сотен метров до 2030 километров, глубина от нескольких метров до десятков метров, ширина до сотен метров.
Склоны и дно задернованы и часто покрыты кустарником или лесом, при истреблении которых балки становятся очагами ускоренной эрозии; распространена в балках донная эрозия. Чаще развиваются из оврагов, но могут возникать и без овражной стадии. Обычны для возвышенностей и равнин лесостепи и степи.
Вторая наша остановка возле карьера. Внимательно рассмотрите его склоны. Как образовался этот карьер? (В результате добычи песка)
Местный песок используют для строительства.
Что произойдет с карьером, когда его разработка закончится? (Его засыплют или зальют водой)

Дальше по курсу находится водоем. Он искусственный или естественный? (судя по рельефу его берегов - искусственный)
Этот водоем создавался для разведения рыб, но впоследствии, из-за отсутствия ухода за ним, обмелел.

За плотиной растет лес, получивший свое название от близлежащего села – Кремлевский.
Какие деревья вы видите? (хвойные и лиственные)
Это смешанный лес. В нем обитают зайцы, лисы, разные виды птиц. Люди ходят сюда за грибами и ягодами. В центре леса есть родник.
Сейчас лес сильно зарос. Отчего это произошло? (Люди перестали за ним ухаживать)

Следующая остановка на дне большого оврага, который образовался на месте грунтовой дороги, проложенной в неположенном месте, это является ярким примером воздействия человека на природу.
Из-за уничтоженного растительного покрова, под действием ветра и текучих вод овраг стал расти очень быстро.
На склоне оврага можно увидеть слои почвы. Они представлены: черноземными и глинистыми почвами.

Ребята, попробуйте решить задачу:
“Почва образовалась из разлагающихся органических остатков растений, животных и минерального субстрата. Один сантиметр почвы образуется за 100 – 300 лет. За какое время образуется слой почвы в 50 см”?
Разрушение почвы может произойти за несколько лет или за одну бурю.
Недалеко от оврага мы видим горы. Но ведь наша местность равнинная. Откуда они взялись? Давайте проведем исследование. (Эти горы искусственные. Получились в результате ссыпания шлака с паровозов)
Кроме шлака здесь лежат еще и бытовые отходы. Хорошо это или плохо? (Плохо. Происходит загрязнение окружающей среды. Нарушается экологическое равновесие. Страдают растения и животные. Это не эстетично.)

По левую и правую стороны от нашего пути находятся распаханные поля. Здесь выращивают зерновые культуры: рожь, пшеницу, овес. Сейчас поля подготовлены к зиме.
Подумайте, как тракторист должен распахивать склоны, чтобы не нарушить экологическое равновесие? (поперек)
Посреди поля видна осадка из сосен. Какую роль она выполняет? (задерживает снег)

Практическая часть.
В процессе экскурсии дети фотографируют природные объекты, делают пометки в блокнотах.

Рефлексия.
Вопросы биологической викторины:
Знакомы ли вы с тем, что сказано в Конституции об охране природы и природных богатств нашей Родины?
Что представляет собой рельеф Скопинского района?
Какие деревья растут в нашей местности?
Назовите основные правила поведения в природе?
Что вы можете сделать для охраны природы в поселке?
Домашнее задание:
По итогам экскурсии учащиеся готовят сочинения, презентации, рассказы, сообщения.
13ђ Заголовок 113ђ Заголовок 213ђ Заголовок 313ђ Заголовок 413ђ Заголовок 513ђ Заголовок 613ђ Заголовок 713ђ Заголовок 813ђ Заголовок 915